урок русского языка 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Материал содержит разработку урока  и презентацию к уроку по русскому языку в 4 классе на тему " Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.zip490.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (4класс)

Цели урока:

Систематизировать знания, полученные в результате изучения темы : « Имя прилагательное».

Сопоставить имя прилагательное и имя существительное, выявляя сходства и различия данных частей речи.

Развивать умение сравнивать, обобщать .анализировать нужную информацию.

Развивать речь учащихся.

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Ход урока:

( учащиеся заранее разбиты на 4 группы по5-6 человек)

Организационный момент.

Слайд(2)

Прозвенел звонок и смолк ,

 Начинается урок  русского языка.

Словарная работа

Задание:  Отгадайте загадки, напишите отгадки, подчеркните орфограммы.

Что за чудо этот дом!

Ребятишек много в нём

Носит обувь из резины

И питается бензином. ( Автобус)

Они бывают разные-

Зелёные и красные.

Они по рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут.  (Вагон)

Не летает, не жужжит,

Жук по улицам бежит.

И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. ( Автомобиль)

Не спрашивая броду,

Лезу смело в воду-

На всякой глубине

Лишь по пояс мне. ( Корабль)

Летит птица-небылица

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. ( Самолёт)

Из края города в другой
Ходит домик под дугой.

По улице, как два ручья ,

Течёт стальная колея. (Трамвай)

Проверьте себя. (Слайд3,4,5,6,7,8) Если вы написали правильно, зажгите зелёный сигнал светофора, если написание не совпадает с вашим- красный.

( у детей на партах сигнальные карточки)

У кого ошибки исправьте, а дома не забудьте поработать с  этими словами по памятке.

В какую группу можно объединить все эти слова. ( выслушиваются различные ответы и доказательства).

Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

Выполните задания по группам.

Работа по группам:

1 группа. Задание от имён существительных : вагон, троллейбус, самолёт образуйте по два родственных слова, запишите через запятую, выделите ту часть при помощи которой вы образовали однокоренные слова. ( троллейбус-троллейбусник-троллейбусный)

(вагон, вагончик, вагонное)

Ответьте на вопрос : Какие слова мы называем родственными?

2группа . Запишите пословицу. Объясните смысл. Подчеркните антонимы. Какой частью речи они являются? Докажите.

Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.

3группа.  О ком так говорят?  Корабль пустыни

Запишите фразеологизм, объясните его смысл:

Вагон и маленькая тележка

Подчеркните часть речи, которая отвечает на вопрос какая?

4 группа. К данным именам существительным подберите по смыслу подходящие имена прилагательные. Запишите словосочетания. Выделите окончания имен прилагательных.

(Например:Большой автобус, голубой вагон, легковой автомобиль и т.д.)

Что объединяет эти имена прилагательные?

Сообщение темы и цели урока.

Кто догадался о каких частях речи пойдёт разговор на сегодняшнем уроке?

Верно тема нашего урока:

Имя существительное и имя прилагательное.

Наша задача обобщить и систематизировать знания об этих частях речи и выявить сходства и различия.

Давайте вспомним стихотворение об этих частях речи.

Существительное с прилагательным

Живёт на редкость дружно.

Изменит, окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Актуализация знаний. Составление таблицы-памятки.

Перед вами лежат вопросы ответы на которые вы должны будете дать.

( продолжается работа в группах.)

Вопросы для 1 группы:

Что такое имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Что обозначает?

Как изменяется?

Роль в предложении.

Вопросы для 2  группы:

Что такое имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает?

Как изменяется?

Роль в предложении.

Вопросы для3 группы:

Ч то называется склонением?

Сколько падежей в русском языке?

Сколько типов склонений у имён прилагательных

Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 СКЛОНЕНИЯМ.

Как проверить безударное окончание им. существительного.

Вопросы для 4 группы

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как определить род, число падеж им. Прилагательного.

Как правильно написать окончания имён прилагательных?

У вас на партах лежат таблицы, которые мы с вами заполним по ходу ответов на поставленные вопросы в группах.

По мере ответов мы будем заполнять таблицу, которая вам пригодится в будущей работе как сегодня так и на последующих уроках.(Слайды 10,11)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ВОПРОСЫ

Кто? Что?

Какой?  Какая? Какое? Какие?

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ

предмет

Признак предмета

ЧИСЛО

изменяется

Изменяется

РОД

Имеет постоянный род

Изменяется только в ед.ч

ПАДЕЖ

изменяется

изменяется

Что общего у этих частей речи?

Чем различаются?

Упражнение в написании безударных окончаний имён существительных и  имён прилагательных. Определение рода, числа и падежа им.прилагательных.

Перед вами следующее задание: вставьте пропущенные окончания; определите род, число падеж имён прилагательных.


Карточка 1 группа



На стар.. болот..



в лягушачь.. кож..



мудр… овет…



в  прекрасн.. царевн.



Карточка 2 группа



Хрустальн..  туфельку



на сказочн..  балу



у королевск… дворца



от добр.. фе..


        


Карточка 3 группа



Отважн..  девочка



трудн..   путём



с добр… друзьями



к снежн… королев.





Карточка 4 группа



Удивительн… чудесами



От верн…. друга



В стар.. бутылк…



С длинн…бородой


Проверка (слайды№12,13,14,15,16,17.18)

Вы догадались о каких героях идёт речь?

 Кто авторы этих сказок? Как они называются?

Р.Н.С. « Царевна – лягушка»

Ш. Перро « Золушка»

Г.Х. Андерсен « Снежная королева»

Л.И Лагин « Старик Хотабыч»

Составление предложения из слов,  комментированная запись

Много сказок читали вы на уроках.

Составьте предложение  из слов.

сказки, чудесные, ребята, на, уроках, читали, чтения, литературного.

(Предложение записывают с комментированием орфограмм)

Чудесные сказки читают ребята на уроках литературного чтения.

Запишите предложение с комментированием, разберите по членам предложения и частям речи.

Какими членами предложения являются имена существительные и имена прилагательные в этом предложении.

Морфологический разбор

(2 уч-ся у доски)

1и 2 группы разбор существительного  сказки

3 и 4 группы разбор прилагательного   чудесные

Творческое задание

Для чего в нашей речи мы используем имена прилагательные.

Задание:

Добавьте в текст имена прилагательные, определите, определите род, число и падеж.

………герои на страницах произведений попадают в ……….ситуации .   ………..чудеса и ………..приключения ждут персонажей сказок.

( слова для справок: сказочные, необычные,  удивительные,  невероятные)

10.Итог урока. Рефлексия.

Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

Как вы думаете мы справились с поставленной задачей?

Что понравилось больше всего? Какие трудности были в работе?

Список использованной литературы

1.Т.М. Анохина . Русский язык 1-4классы Работа со словарными словами. Издательство « Учитель» г. Волгоград 2007г.

2.Н.В. Володина Русский язык 1-4 классы  Словарно-орфографическая работа.  Издательство «Учитель» г. Волгоград 2008г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...