Тематическое планирование по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Рабочая программа  начального общего образования по  русскому языку на  2012-2013 учебный год.

Учебно-методическое обеспечение:

1. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова «Русский язык», учебник для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 г.;

2.  В.В.Репкин, Т.В.Некрасова. Тетрадь- справочник «Русская орфография»,                

г. Москва, «Вита-Пресс», 2012 г.;

3.  Т.В.Некрасова. И.П.Старагина «Тексты для списывания. 3 класс», «Вита-Пресс», г. Москва 2012 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Распределение часов по четвертям

Четверть

Количество часов

Контрольные работы

1 четверть

40 часов

3

2 четверть

39 часов

2

3 четверть

50 часов

3

4 четверть

25 часов

2

5 четверть

16 часов

1

Итого

170 часов

11

                                         

Пояснительная записка

     Рабочая программа  по русскому языку для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени начального общего образования.
  2. Примерной программы по русскому языку:

-«Примерные программы по учебным предметам» Начальная школа. Часть1, Москва, «Просвещение», 2011, стр. 9-67.

- «Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Издательство «Вита –Пресс», Москва, 2011.

     3.   Программы к завершённой предметной линии учебников «Русский          язык» для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 год, В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой, Л.В.Чеботковой.  

       Данный учебный курс занимает важное место  в системе общего образования гимназистов, потому что русский язык является государственным языком, родным языком русского народа. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения. В процессе изучения  у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-целостное отношение к  языку, стремление к грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся  получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.  Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

     Особенность построения курса состоит в том, что формирование навыков письма и чтения, развитие речи, усвоение знаний о языке в 3 классе решаются в связи и на основе формирования учебной деятельности. Этими условиями и закономерностями определяются содержание и логика развёртывания учебного материала развивающего обучения. В связи с понятием о позиционном чередовании звуков у детей формируется понятие фонемы. Вместе с тем, как особая единица фонема не изучается, от учащихся не требуется также умение делать фонематическую запись слова, т.е. оперировать этой единицей. Термин фонема вводится на ознакомительном уровне. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова обеспечивает конкретизацию общего способа решения орфографических задач – его распространение на написание корней, приставок и суффиксов. Правописание корней в соответствии с законом русского письма опирается на понятие о корне как общей части родственных слов. Из этого понятия выводится способ выделения корня в слове. Потребность в подборе ряда однокоренных слов, предусмотренная этим способом, мотивирует обращение к толковому словарю, что позволяет отработать приёмы и навыки работы с ним. В процессе этой работы уточняется понятие о лексическом значении слова, прежде всего в связи с явлением многозначности слов, пополняются знания о словах – омонимах. Общий способ орфографического действия применим к орфограммам падежных окончаний имён существительных и прилагательных. Решение этой орфографической задачи требует понимания и учёта грамматических значений слова, выражаемых с помощью его окончаний. Это, в свою очередь, предполагает разграничение лексических и грамматических значений слова. Таким образом, в структуру орфографического действия органически включается морфосемантический анализ слова. Работая с орфограммами падежных окончаний, учащиеся впервые сталкиваются с орфограммами, противоречащими фонематическому принципу письма, и выясняют назначение специальных орфографических правил, регулирующих такие написания. Тем самым завершается выделение всех звеньев орфографического действия, позволяющего учащимся обнаруживать орфограммы непосредственно в процессе письма, оценивать их с позиций фонематического принципа и выбирать соответствующий способ проверки. Окончательная отработка этого действия обеспечивается в процессе изучения орфограмм в личных окончаниях глаголов (2 полугодие, 3 класс). Программа предусматривает, что учащиеся должны овладеть орфографическим действием не путём заучивания отдельных частных правил,  а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию фонематического принципа письма.    

      Разграничение лексического значения слова и его грамматических значений ставит учащихся перед проблемой лексической сочетаемости слов в речи,  что придаёт актуальность задаче анализа многозначности слова. Основным направлением этой работы является установление многозначности слова и связей между его частными значениями. В процессе развивающего обучения создаются благоприятные предпосылки для формирования у учащихся навыков грамотного письма и чтения. Решая проблему развития речи у школьников, необходимо исходить из того, что речь функционирует в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т.д.  Главной задачей является обеспечение условий для постепенного перехода к монологической устной и письменной речи.  Определяются два основных направления работы по развитию речи учащихся:

- обогащение и активизация словарного запаса;

- анализ и продуцирование разнообразных текстов.

         Цель курса:

  1. познавательная - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
  2. социокультурная – изучение русского языка- включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объёма;
  4. воспитание у учеников позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 3 классе в объёме 170 годовых часов, значит 5 уроков в неделю.

Основные разделы

Количество часов

Количество

конт. работ

тестов

контр. списываний

слов.

дикт.

1.

Основной закон русского письма

24

1

1

2

2.

Окончание как значимая часть слова

22

1

1

1

2

3.

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям

34

1

1

1

2

4.

Нефонемные написания в падежных окончаниях

20

1

1

1

5.

Правописание личных окончаний

38

1

2

1

2

6.

Система орфограмм и способы их проверки.

32

1

2

1

2

Итого

170

6

8

4

11

1 полугодие

80

3

3

2

6

2 полугодие

90

3

5

2

5

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  1. формирование важнейших нравственных и эстетических представлений у обучающихся, усвоение общечеловеческих моральных ценностей;
  2. развитие творческих способностей;
  3. развитие логического и образного мышления;
  4. формирование коммуникативных, познавательных компетенций.

Метапредметные результаты:

  1. обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
  2. освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке (при работе в паре, группе);
  3. овладение посильными приемами самостоятельной работы;
  4. умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  5. способность ориентироваться в целях и задачах;
  6. понимание партнерских отношений, умение адекватно отстаивать свою точку зрения;
  7. умение задавать вопросы;
  8. умение оперировать моделями разного типа;
  9. умение контролировать свои действия.                       

Предметные результаты:

  1. освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, его лексико-грамматическом  и  синтаксическом  строе,  особенностях словообразования;
  2. знакомство обучающихся  с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации.

Обязательный минимум содержания

Максимальный объём содержания

учебного курса

Ученик научится:

-определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;

-склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;

-проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного » слова с окончанием в сильной позиции;

-определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;

-правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2- 3-м  классах;

-записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;

-списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;

-выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения – не менее 80 слов в минуту);

-составлять простой план повествовательного и описательного текста;

- знать названия падежей;

- уметь проверять  орфограммы в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ТЬСЯ, (-ТСЯ), буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях).

Ученик получит возможность научиться:

-составить звуковую и фонемную записи слова;

-письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);

-самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

-составлять развёрнутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм);

- применять порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний;

- проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного слова» с окончанием в сильной позиции;

- объяснять с помощью словаря значение многозначного слова и объяснять связь между ними;

- - знать основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на  -ий, -ия, ие; буква  Г в окончании –ОГО, (-ЕГО ); окончание –ЫЙ, (-ИЙ) в прилагательных мужского рода).

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

1.

Личностные

Внешний неперсонифицированный  мониторинг

2.

Метапредметные

  1. Комплексная итоговая работа на межпредметной основе.
  2. Специально-составленные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

3.

Предметные

  1. Контрольные работы по основным разделам курса.
  2. Тестовые работы.
  3. Контрольные списывания.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса

Программа к завершенной

предметной линии и

 системе учебников

Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,

программа В.В.Репкина и др.

Учебник, учебное пособие

В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова «Русский язык», учебник для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 г.

Рабочая тетрадь

для обучающихся

В.В.Репкин, Т.В.Некрасова. Тетрадь- справочник «Русская орфография»,                

 г. Москва, «Вита-Пресс», 2012 г.;

 Т.В.Некрасова. И.П.Старагина «Тексты для списывания. 3 класс», «Вита-Пресс», г. Москва 2012 г.

Материалы для контроля

Контрольные задания после основных разделов курса.

Методическое пособие

Е.В.Восторгова, Л.В.Чеботкова «Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса», «Вита-Пресс», г. Москва 2010 г.

Список используемой литературы

1. В.В. Репкин «Учебный словарь русского языка», г.Томск, «Пеленг»,1996 год.

2. Орфографические словари русского языка.

3. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

ЕЦОР к учебнику «Русский язык», 3 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:

  1. фронтальная,
  2.  индивидуальная,
  3. групповая,
  4.  самостоятельная работа,
  5.  беседа,
  6.  взаимопроверка обучающимися,
  7.  работа над текстом учебника,
  8.  дидактические игры,
  9.  урок-состязание,
  10.  урок-путешествие и др.



Предварительный просмотр:

Календарные сроки

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды деятельности

учащихся

№ урока

освоение

предметных

знаний

универсальные

учебные

действия

Информационно-методическое

обеспечение урока

план

факт

 Раздел  1    «Как устроено слово»   (24часа)

        

1

Постановка задачи: "Как устроено слово ?". Наименьшие значимые части слова, способ их выделения.

Корень, приставка, суффикс, окончание

Коммуникативные

Постановка вопросов,

умение выражать свои мысли  полно

и точно.

Регулятивные

Обнаружить и сформулировать учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные

Анализ объектов.

Выбор критериев для сравнения.

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью.

Личностные

Стремиться  к взаимопо-ниманию  на основе взаимного интереса и уважения.

Коммуникативные

Учиться критично относиться к своему мнению.

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Личностные

Стремиться  к взаимопо-ниманию  на основе взаимного интереса и уважения.

Познавательные

Анализировать и обобщать факты и явления.

Личностные

Развитие учебных мотивов.

Групповая

Учебник, словарь

З. 1 упр.1

Упр.2

2

Наименьшие значимые части слова, способ их выделения.

Алгоритм выделения значимых частей

Работа в парах

Учебник, словарь

Упр. 3-4

Упр.5

3

Многозначность слова.

Однокоренные слова, многозначные слова

Работа в парах

Толковый словарь

Упр.6-7

Упр.8

4

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок).

Анализ звукового состава приставок, работа гласных

фронтальная

З.2 упр.9

Учебник,

Упр.10

5

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов.

Фонема, чередование звуков

Работа в группах

З.3 упр.11-12

Учебник,

6

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов.

Анализ звукового состава приставок.

фронтальная

Учебник,

Упр.13-15

7

Сильные и слабые позиции фонем.                 Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы.

Обозначение фонемы

фронтальная

Учебник,

З.4упр.17

8

Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора.

Двоеточие, тире, большая буква

фронтальная

Учебник,

Упр.18-19

Упр.20

9

Реализация фонемы в разных позициях (после твёрдого и после мягкого согласного)

Слабые и сильные позиции согласных звуков

фронтальная

Учебник,

Упр.21

Упр.22

10

Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова.

Анализ звукового состава, анализ фонем

фронтальная

Учебник,

Упр.23.24

Упр.25

11

Стартовая контрольная работа

индивидуальная

12

Буква как знак фонем

Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило

фронтальная

Учебник,

З. 5упр.26

13

Правила  графики.

Обозначение мягкости согласного перед мягким согласным

Учебник,

Упр.27

Упр.28

14

Применение общего орфографического правила  к  разным  частям  слова.

Проверка орфограмм в разных частях слова

фронтальная

Учебник,

Упр29-30

15

"Неопределяемые" (неприводимые к сильной  позиции)  фонемы .

Словарные слова

Учебник,

Словарь упр.31, 33

Упр.32

16

Правописание  слов  с  приставкой  с - .         Слова  с  буквой   з  перед   согласной   в начале  слова  (здесь,   здание,   здоровье,  здравствуй,  зга)

Орфографический словарь

Коммуникативные

Выполняя различные роли в группе, сотрудни-чать в совместном решении проблемы.

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

фронтальная

Учебник,

Сб.Узорова.

Упр.34-35.37

Упр.36

17

Непроизносимые согласные.

Особая орфограмма и её проверка

Учебник,

Сб.Узорова

Упр.38-39

Упр.40

18

_________________"___________

Звуки- призраки

Групповая

Учебник,

Упр.41-42.44

Упр.43

19

Чередование звуков и фонем в корнях слов.

Позиционное чередование звуков

Учебник,

Упр.45-46

Упр.47

20

РР:  Смысл  пословицы.                                     Сочинение  продолжения  сказки.                    Знаки  препинания   при   записи   диалога.

Заголовок сказки

индивидуальная

Учебник,

Упр.48.

Упр.49

21

Соотношение   между   написанием  и звучанием   слова.                                               РР:  Развёрнутый   письменный  ответ   на вопрос   по   изученному   материалу.

Работа гласных звуков

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Личностные

Стремиться  к взаимопо-ниманию  на основе взаимного интереса и уважения.

коллективная

Учебник,

Упр.50-53

22

РР:  Части  текста.  

Красная строка, абзац

индивидуальная

Учебник,

Упр.54

Упр.55

23

Контрольная работа.

индивидуальная

Тетради для контр.

Стр.61

24

Анализ  контрольной  работы.

Упр.56

Раздел 2                   «Зачем словам нужны окончания?»  (  22часа    )

25

Постановка задачи:  "Зачем словам нужны окончания?"   Работа основы  слова.

Изменения слова. Разные основы.

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью.

дискуссия

З.1 Учебник,

Упр.59

26

РР:  Выделение в тексте частей.

Красная строка. Части текста

фронтальная

Учебник,

Упр.60-61

27

Работа окончаний слов, называющих предметы  (указание  на  число)

Выделение окончаний в единственном и множественном числе

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

Познавательные

Осуществлять знаково-символическое моделирование, создавать модели с выделением существен-ных характеристик объекта.

Коммуникативные

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Учебник,

Упр.62-63 з.2

Упр.64

28

Работа окончаний слов, называющих предметы  (указание  на  падеж)

Изменение слов по падежам

парная

Учебник,

Справочник

З.3 упр.65

Упр.66

29

Возможность  замены слова, называющего предмет,  указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены.

Изменение указательных слов по числам и падежам

фронтальная

Учебник,

Упр.67-68

Упр.69

30

Работа окончаний слов, называющих предметы  (указание  на  род)

Женский, мужской и средний род

Учебник,

З.4

Упр.70

Упр.71

31

Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода.

Разные наборы падежных окончаний

Групповая

Учебник,

Упр.72-73

Упр.74

32

Отсутствие указания на род у окончаний множественного числа

Изменение слов по числу

фронтальная

Учебник,

Упр.75-76

Упр.77

33

Омонимичные  окончания  слова, называющего  предмет.                                    Способ  различения  таких  окончаний.

Омонимы

Использовать наряду

дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные

Постановка вопросов,

умение выражать свои мысли  полно

и точно.

Учебник,

Словарь

З.5 упр.78

Упр.79

34

Введение термина "падежные окончания"

Работа окончаний- указание на падеж

Учебник,

Упр.80

Упр.81

35

Предлоги  как  дополнительное средство связи названий предметов с другими словами  в высказывании.

Указательные слова с предлогами

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.82-83

Упр.84

36

Правописание предлогов со словами.

Способ проверки написания

Учебник,

Упр.85-86,88(ф)

Упр.87

37

Таблица  падежных  изменений  слова,  называющего  предмет.                                     Приведение  слова  к  именительному падежу.

Название падежей. Склонение

Групповая

Учебник,

Справочник

З.6

Упр.89

38

Способ определения падежа слова в высказывании (путём подстановки слова стена)

Таблица изменений слова стена

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

Регулятивные

Использовать наряду

дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)

Учебник,

З.7 упр.90

Упр.91

39

Определение  падежа  слов  во множественном  числе.

Работа слова стена и во множественном числе

фронтальная

Учебник,

Упр.92-93

Упр.94

40

Определение  падежа  слов,  называющих предметы.

Названия падежей

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.95-96

Упр.97

41

Работа окончаний слов, называющих признаки.

Указание на род, число, падеж

парная

Учебник,

Упр.98-99

Упр.100

42

Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки.

Значки для обозначения работы окончаний

Учебник,

Упр.101 з.8

Упр.103(Ф) 105

Упр.102

43

Систематизация сведений о работе окончаний слов,  называющих предметы и признаки.

Выделение окончаний и указание их работы

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.104 з.9 106

Упр.108 109 (ф)

44

РР:   План   текста.                                               Изложение   с   использованием   плана.

Заголовок.Текст.

индивидуальная

Учебник,

Упр.107 .110

Упр.111

45

Контрольная работа

индивидуальная

Тесты

46

Анализ  контрольной  работы.

С.112

Раздел 3     «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?» (34ч.)

47

Постановка   задачи:   "Можно   ли   писать орфограммы   в   падежных   окончаниях  по закону  письма?"                                                Понятие  одного  и  того же   окончания   в разных   словах.

Синонимы, омонимы

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Учебник,

З.1 упр. 113

Упр.114

48

Понятие  одного  и  того же   окончания   в разных   словах.

Работа окончаний

фронтальная

Учебник,

Упр.115-116

Упр.117

49

Четыре основных набора падежных окончаний,  называющих  предметы.  Способ определения набора  падежных окончаний  по именительному падежу  единственного числа.

Нулевое окончание, одинаковый набор

Регулятивные

Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди словарей,

справочников.

Коммуникативные

Выполняя различные роли в группе, сотрудни-чать в совместном решении проблемы

Учебник,

З.2

Упр.118

50

Работа окончания винительного падежа по указанию на то, что какой предмет называет слово - живой или неживой.

Живое существо, неживой предмет

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.119

Упр.120

51

Определение набора падежных окончаний  у слов, называющих предметы.

Синоним, реплика героя

парная

Учебник,

Упр.121 123(ф)

Упр.122

52

РР:  Восстановление  деформированного текста   по  плану.     Изложение.

Текст, части текста

Групповая

Учебник,

Упр.124

Упр.125

53

Буква ь после шипящих  в  конце  слов,  называющих  предметы и действия.

Особая орфограмма

Учебник,

Справочник

Упр.126-127

Упр.128

54

_________________"___________

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

Учебник,

Справочник

Упр.129-130

Упр.131

55

Позиционное  чередование звуков в падежных  окончаниях.  Соответствие букв,  обозначающих фонемы  в слабых позициях  в падежных окончаниях,  закону письма.

Закон письма, позиционное чередование

фронтальная

Учебник,

Справочник

 З.3 упр.132

Упр.133

56

Способ  проверки  орфограмм  в  падежных окончаниях.

Проверочное окончание

парная

Учебник,

Справочник

З.4

Упр.134

57

Порядок действий при  проверке орфограмм  в  падежных  окончаниях.

Схема

Учебник,

Справочник

Упр.135-136

Упр.137

58

Проверка орфограмм  в  падежных  окончаниях  в  словах  типа  папа,  дедушка и т. п.

Род, набор падежных окончаний

фронтальная

Учебник,

Упр.138-139

Упр.140

59

Проверка орфограмм  в  падежных  окончаниях  единственного  числа.

Разные основы

Регулятивные

Обнаружить и сформулировать учебную проблему совместно с учителем.

Составлять план выполнения задач, решения проблем.

Учебник,

Упр.142-143. 145(ф)

Ур.141

60

Проверка орфограмм  в  падежных  окончаниях  множественного  числа.

Непроверяемая орфограмма

фронтальная

Учебник,

Упр.146-147

Упр.147

61

Изменение основ при изменении некоторых слов.

Разные основы

парная

Учебник,

Справочник

149,151

Упр.150.152

62

Проверка орфограмм  в  падежных  окончаниях  множественного  числа.

Беглый гласный

фронтальная

Учебник,

Упр.153-154

Упр.155

63

Проверка орфограмм  в  падежных  окончаниях  множественного  числа.

Знаки препинания

Учебник,

Справочник

156-157

Упр.158

64

Проверка орфограмм  в  падежных  окончаниях  множественного  числа.

Толковый словарь

Групповая

Учебник,

Толковый словарь

Упр.159

Упр.160

65

РР:  Составление описания   по заданному  плану.

Сравнение описаний

индивидуальная

Упр.161

Упр.162

66

Контрольная работа.

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

индивидуальная

С..164

67

Анализ  контрольных  работ.

парная

68-80

Окончания и другие части слова

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр. 163-165

  2 полугодие         Раздел 4  «В каких падежных окончаниях буквы нарушают  закон письма?» ( 20ч.     )

1

Постановка задачи:   "В   каких  падежных окончаниях   буквы   нарушают   закон письма ?".   Несоответствие закону письма буквы   и   в падежных окончаниях слов типа  армия,  здание,  гербарий.  Особенность основ этих слов. Необходимость дополнительной проверки при обозначении фонемы  <э>

Орфограмма- нарушитель

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

фронтальная

Учебник,

Справочник

З.1

Упр.166

167(ф)

2

Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний.

Особая основа

парная

Учебник,

Словарь

Упр.168

Упр.169

3

Слова-двойники  с  основой на [ий'].           РР:  Составление текста  поздравительной орфограммы.

Дополнительная проверка

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.170-172

Упр.173

4

Разграничение   слов   на   -ия,  -ие,  ий      и  слов, оканчивающихся  на -ей  (типа   улей)

Закон письма

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Учебник,

Словарь

Упр.174

Упр.175

5

РР:  Описание  с  учетом   позиции наблюдателя.

Заголовок, текст

Учебник,

Упр.176. упр 178(Ф)

УПР.177

6

Несоответствие закону письма написаний  в  окончаниях названий признаков  (буквы  ы,  и    в окончании  -ый/-ий)

Дополнительная проверка

фронтальная

Учебник,

Справочник

З.2

УПР.179

УПР 180

7

Несоответствие закону письма написаний  в  окончаниях названий признаков  (буква  г    в окончании  -ого/-его)

Орфограмма- нарушитель

парная

Учебник,

Справочник

З.3

Упр.181

Упр.182

8

_________________"___________

Учебник,

Упр.183-184

Упр.185

9

Несоответствие закону письма   буквы   е    в   падежных   окончаниях    после шипящих  и  ц.

Орфограмма- нарушитель

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.186 з.4

Упр.187

10

Буквы о  и  е   после шипящих  и  ц   в падежных окончаниях.

Диалог, реплика героя

Коммуникативные

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные

Стремиться  к взаимопо-ниманию  на основе взаимного интереса и уважения.

Учебник,

Справочник

Упр.188-189

Упр.190

11

_________________"___________  РР:  Сочинение  с  использованием  фразеологизмов.

Фразеологический словарь

Групповая

Учебник,

Словарь

191

Упр.192

12

Список  орфограмм-нарушителей  в падежных окончаниях.

Схема

Учебник,

Справочник

З. 5 упр.193

Упр.194

13

_________________"___________    РР:  Выделение  в  тексте  частей и подбор  заголовков  к  ним.

Части текста, красная строка

парная

Учебник,

Упр.195

Упр.196

14

РР:  Пересказ текста по составленному плану.

Текст - сообщение

фронтальная

Учебник,

Упр.198

Упр.199

15

Проверка орфограмм в  падежных  окончаниях.

Заимствованные слова

Учебник,

Справочник

словарь

упр 200-201

16

_________________"___________

Учебник,

Упр.202.-206

17

РР:  Изложение по составленному плану.

Заголовок текста

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Учебник,

Словарь

Упр.205

18

Контрольное  задание.

индивидуальная

С 42

19

Анализ  контрольной  работы.

20

Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам,  учитывающим  тип склонения.

Учебник,

Сборник Узорова

Упр. 207-208

Раздел 5   «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» (38ч.)

21

Постановка задачи:   "Как проверить орфограммы в  окончаниях  слов, называющих действия ?".   Работа  окончаний  у  слов, называющих действия, в настоящем времени.  Два типа спряжения слов,  называющих действия.

Время, лицо, число, спряжение

Коммуникативные

Постановка вопросов,

умение выражать свои мысли  полно

и точно.

фронтальная

Учебник,

Справочник

З.1  упр.209

22

Определение работы окончаний в словах, называющих  действия.  Буква  ь   после шипящих  в  личных  окончаниях.

1 спряжение, 2 спряжение

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

парная

Учебник,

Справочник

Упр.210-211

Упр.211

23

Образование слов,  называющих  действия, с помощью постфикса.

Аффиксы, постфикс

Учебник,

Справочник

Упр.212-213

24-25

Работа  окончаний  у  слов, называющих действия, в прошедшем времени.

Нулевой суффикс

Учебник,

З.2 ур.214-215

Упр.216

26

Инфинитив и его окончания.

Неопределённая форма

фронтальная

Учебник,

Справочник

З.3 упр.218-219

Упр 217

27

Соответствие букв, обозначающих  фонемы  в  слабых позициях в окончаниях прошедшего времени, закону русского письма.  Проверка орфограмм в окончаниях  прошедшего времени.

Время, род, число

парная

Учебник,

Сборник Узорова

З.4

Упр.220

Упр.221

28

Фонемный характер написания гласных  в личных окончаниях. Два набора личных окончаний.

Звук, фонема, закон русского письма

Коммуникативные

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Групповая

Учебник,

Словарь

З.5

Упр.222

29

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

Лицо, спряжение

Учебник,

Справочник

Упр.223

Упр.224

30

_________________"___________

Сборник Узорова

Упр.225-226

31

Обозначение фонемы <о>  после шипящих  в безударных личных  окончаниях.

Орфографический словарь

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.227-228

Упр 229

32

Определение спряжения  по одному из личных окончаний.

Личные окончания

парная

Учебник,

Справочник

упр.230

упр.231

33

РР:  Изложение с изменением позиции рассказчика.

Заголовок, красная строка

индивидуальная

Учебник,

Упр.232

Упр.233

34

Способ  проверки  орфограммы   в  формах на    -ться,   -тся.

Постфикс

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные

Постановка вопросов,

умение выражать свои мысли  полно

и точно.

Учебник,

Справочник

Сборник Узорова

Упр.234-235

35

_________________"___________

Учебник,

Словарь

Упр.237

Упр.236

36

_________________"___________

Учебник,

Упр.238-239

Упр.240

37

Необходимость установления признаков слов, относящихся  к  одному из спряжений. .

Усекаемые основы, неусекаемые основы инфинитива

фронтальная

Учебник,

Справочник

З.6 упр.241

Упр 242

38

_________________"___________

Учебник,

Словарь

Упр.243-244

39

Особенности слов II  спряжения.

Инфинитив, основа У. Н/У

парная

Учебник,

З.7 упр.245

Упр 246

40

Проверка орфограмм  в личных окончаниях  с  использованием схемы.

Признаки 2 спряжения

Учебник,

Справочник

Упр.247-248 (ф)

Упр.249

41

_________________"___________

Учебник,

Упр.250-251

Упр.252

42

Проверка орфограмм  в личных окончаниях  в  словах с приставкой  -вы.

Схема, спряжение

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Учебник,

Упр.253-254

Упр.255

43

Правописание личных окончаний  в слове гнать (исключение)

Уточнение схемы

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.256-257

Упр.258

44

Правописание личных окончаний  в слове стелить (образование личных форм от стлать)

Уточнение схемы

Учебник,

Справочник

Упр.259-261

Упр.262

45

Правописание личных окончаний  в слове брить (неусекаемая основа с заменой суффикса   -и-   на   -е-)

Уточнение схемы

Учебник,

Справочник

Упр.263-265

Упр 266

46

РР:  Составление плана текста, в  котором  не  выделены  части.

Красная строка

Учебник,

Словарь

Упр.267

Упр.268

47

Правописание личных окончаний в слове хотеть 

Разноспрягаемое слово

Групповая

Учебник,

Справочник

Упр.269,270,272 (ф)

273(ф)

Упр.271

48

Определение спряжения по списку

Признаки 2 спряжения

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Учебник,

Справочник

Упр.274-275

Упр.276

49

_________________"___________

групповая

Учебник,

Упр. 277-278

Упр.279

50

Проверка орфограмм в окончаниях слов,  называющих действия.

Толкование слов

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.280-281

Упр.282

51

_________________"___________

Учебник,

Словарь

Упр.283-284

Упр.285

52

_________________"___________ РР:  Описание игры.  

Текст- описание

групповая

Учебник,

Упр.286

Упр.288

53

РР:  Сочинение в жанре репортажа.

План текста

Учебник,

Упр.287

54

Контрольная  работа.

индивидуальная

С. 120

55

Анализ  контрольной  работы.

Сборник Узорова

56-58

Определение типа спряжения слов с приставками.                                                  Варианты спряжения (свист - свищет).         Случаи нарушения правил спряжения.

фронтальная

Учебник,

Словарь

Упр.288-290

Раздел 6 «Как проверить орфограммы в высказывании?» (    32ч.)

59

Постановка   задачи:   "Как   проверить орфограммы   в   высказывании ?" Орфограммы,  связанные и не связанные с обозначением фонем.                               Виды   орфограмм,   не   связанных   с обозначением   фонем.

Орфограммы, фонемы

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

фронтальная

Учебник,

Справочник

З.1 упр.291

Упр.292

60

Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

Типы орфограмм

Групповая

Учебник,

Упр.293-294

Упр.295

61

_________________"___________

Личностные

Стремиться  к взаимопо-ниманию  на основе взаимного интереса и уважения.

Коммуникативные

Постановка вопросов,

умение выражать свои мысли  полно

и точно.

Личностные

Развитие познава-тельных интересов, учебных мотивов.

Учебник,

Справочник

Упр. 296-297

Упр.298

62

Орфограммы, связанные с обозначением фонем.  Орфограммы сильных и слабых позиций.  Список орфограмм сильных позиций  и  правила для них.

Орфографический справочник

Учебник,

Словарь

З.2 упр.299-300

Упр.301

63

_________________"___________

Учебник,

302-303

Упр.304

64

Способ проверки орфограмм слабых позиций.    "Двойные" орфограммы.

Специальное правило

Учебник,

Справочник

З.3 упр.305-306

Упр.307

65

Орфограмма   "и, ы   после  ц".

Корень- иностранец

фронтальная

Учебник,

Справочник

Упр.308-309

Упр.310

66

Разделительные   ь  и  ъ.

Необычная орфограмма

групповая

Сборник Узорова

Упр.311-312

Упр.339(1)

67

Проверка орфограмм, связанных с обозначением   фонем.

Сильная позиция

Упр 313-314

Упр.315

68

Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение)

Окончания-нарушители

Познавательные

Анализ объектов.

Относить объекты к известным понятиям.

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Учебник,

З.4 упр.316

Упр.317

69

Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня  гор-/гар-)

Корни-нарушители

групповая

Учебник,

Справочник

Упр.318-319

Упр.320

70

_________________"___________

Сборник Узорова

Упр.321-322

Упр.339 (2)

71

Наличие орфограмм корня с "двойной проверкой"  (на примере  корня  зор-/зар-)

Корни-нарушители

групповая

Учебник,

Справочник

Упр.323-324

Упр325

72

_________________"___________

Части текста, план пересказа

фронтальная

Упр. 326-327

Упр.328

73

РР:   Изложение

Упр.329

Упр 339(4)

74

Фиксация  порядка  действия  при   проверке   орфограмм  в  высказывании.

План проверки

Учебник,

Справочник

З.5 упр.330

Упр.339(4)

75

Упражнения в определении и объяснении орфограмм   разных   типов   и   видов.

Способ проверки

Личностные

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями

других.

Коммуникативные

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Учебник,

Справочник

Упр.331,339 (5)

76

РР:  Восстановление  текста  по  плану.

План

групповая

Упр.332

Упр.339(6)

77

Упражнения  в  проверке  орфограмм.

Части слова

Сборник Узорова

Упр.333-334

Упр.339(7)

78

_________________"___________

Сказка

Упр.335-336

Упр.339 (8)

79

_________________"___________

групповая

Упр.337-338

Упр.340

80

_________________"___________

341-342

Упр.343

81

РР:  Свободный (как запомнилось)  пересказ  текста.

фронтальная

Упр.344

Упр.345

82

Свободный   пересказ  текста.

Слушатель

Упр.346

Упр.347

83

РР:  Письменный  пересказ  сказки.

Части, красная строка

Регулятивные

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Упр.347

84

РР:  Сочинение  сказки.

Орфограммы

Упр.348

85

Контрольная  работа.

индивидуальная

С.169-170

86

Анализ  контрольной  работы.

87-90

Исторические сведения о корнях  гор-/гар-  и  зор-/зар- .

Упр.349-350


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...