Тематическое планирование по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку на 2012-2013 учебный год.
Учебно-методическое обеспечение:
1. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова «Русский язык», учебник для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 г.;
2. В.В.Репкин, Т.В.Некрасова. Тетрадь- справочник «Русская орфография»,
г. Москва, «Вита-Пресс», 2012 г.;
3. Т.В.Некрасова. И.П.Старагина «Тексты для списывания. 3 класс», «Вита-Пресс», г. Москва 2012 г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.06 КБ | |
| 78.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Распределение часов по четвертям
Четверть | Количество часов | Контрольные работы |
1 четверть | 40 часов | 3 |
2 четверть | 39 часов | 2 |
3 четверть | 50 часов | 3 |
4 четверть | 25 часов | 2 |
5 четверть | 16 часов | 1 |
Итого | 170 часов | 11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени начального общего образования.
- Примерной программы по русскому языку:
-«Примерные программы по учебным предметам» Начальная школа. Часть1, Москва, «Просвещение», 2011, стр. 9-67.
- «Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Издательство «Вита –Пресс», Москва, 2011.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Русский язык» для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 год, В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой, Л.В.Чеботковой.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что русский язык является государственным языком, родным языком русского народа. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-целостное отношение к языку, стремление к грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Особенность построения курса состоит в том, что формирование навыков письма и чтения, развитие речи, усвоение знаний о языке в 3 классе решаются в связи и на основе формирования учебной деятельности. Этими условиями и закономерностями определяются содержание и логика развёртывания учебного материала развивающего обучения. В связи с понятием о позиционном чередовании звуков у детей формируется понятие фонемы. Вместе с тем, как особая единица фонема не изучается, от учащихся не требуется также умение делать фонематическую запись слова, т.е. оперировать этой единицей. Термин фонема вводится на ознакомительном уровне. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова обеспечивает конкретизацию общего способа решения орфографических задач – его распространение на написание корней, приставок и суффиксов. Правописание корней в соответствии с законом русского письма опирается на понятие о корне как общей части родственных слов. Из этого понятия выводится способ выделения корня в слове. Потребность в подборе ряда однокоренных слов, предусмотренная этим способом, мотивирует обращение к толковому словарю, что позволяет отработать приёмы и навыки работы с ним. В процессе этой работы уточняется понятие о лексическом значении слова, прежде всего в связи с явлением многозначности слов, пополняются знания о словах – омонимах. Общий способ орфографического действия применим к орфограммам падежных окончаний имён существительных и прилагательных. Решение этой орфографической задачи требует понимания и учёта грамматических значений слова, выражаемых с помощью его окончаний. Это, в свою очередь, предполагает разграничение лексических и грамматических значений слова. Таким образом, в структуру орфографического действия органически включается морфосемантический анализ слова. Работая с орфограммами падежных окончаний, учащиеся впервые сталкиваются с орфограммами, противоречащими фонематическому принципу письма, и выясняют назначение специальных орфографических правил, регулирующих такие написания. Тем самым завершается выделение всех звеньев орфографического действия, позволяющего учащимся обнаруживать орфограммы непосредственно в процессе письма, оценивать их с позиций фонематического принципа и выбирать соответствующий способ проверки. Окончательная отработка этого действия обеспечивается в процессе изучения орфограмм в личных окончаниях глаголов (2 полугодие, 3 класс). Программа предусматривает, что учащиеся должны овладеть орфографическим действием не путём заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию фонематического принципа письма.
Разграничение лексического значения слова и его грамматических значений ставит учащихся перед проблемой лексической сочетаемости слов в речи, что придаёт актуальность задаче анализа многозначности слова. Основным направлением этой работы является установление многозначности слова и связей между его частными значениями. В процессе развивающего обучения создаются благоприятные предпосылки для формирования у учащихся навыков грамотного письма и чтения. Решая проблему развития речи у школьников, необходимо исходить из того, что речь функционирует в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т.д. Главной задачей является обеспечение условий для постепенного перехода к монологической устной и письменной речи. Определяются два основных направления работы по развитию речи учащихся:
- обогащение и активизация словарного запаса;
- анализ и продуцирование разнообразных текстов.
Цель курса:
- познавательная - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
- социокультурная – изучение русского языка- включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 3 классе в объёме 170 годовых часов, значит 5 уроков в неделю.
№ | Основные разделы | Количество часов | Количество | ||||||
конт. работ | тестов | контр. списываний | слов. дикт. | ||||||
1. | Основной закон русского письма | 24 | 1 | 1 | 2 | ||||
2. | Окончание как значимая часть слова | 22 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
3. | Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям | 34 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
4. | Нефонемные написания в падежных окончаниях | 20 | 1 | 1 | 1 | ||||
5. | Правописание личных окончаний | 38 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
6. | Система орфограмм и способы их проверки. | 32 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Итого | 170 | 6 | 8 | 4 | 11 | ||||
1 полугодие | 80 | 3 | 3 | 2 | 6 | ||||
2 полугодие | 90 | 3 | 5 | 2 | 5 |
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- формирование важнейших нравственных и эстетических представлений у обучающихся, усвоение общечеловеческих моральных ценностей;
- развитие творческих способностей;
- развитие логического и образного мышления;
- формирование коммуникативных, познавательных компетенций.
Метапредметные результаты:
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
- освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке (при работе в паре, группе);
- овладение посильными приемами самостоятельной работы;
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях и задачах;
- понимание партнерских отношений, умение адекватно отстаивать свою точку зрения;
- умение задавать вопросы;
- умение оперировать моделями разного типа;
- умение контролировать свои действия.
Предметные результаты:
- освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- знакомство обучающихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации.
Обязательный минимум содержания | Максимальный объём содержания учебного курса |
Ученик научится: -определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними; -склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании; -проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного » слова с окончанием в сильной позиции; -определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях; -правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2- 3-м классах; -записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами; -списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух; -выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения – не менее 80 слов в минуту); -составлять простой план повествовательного и описательного текста; - знать названия падежей; - уметь проверять орфограммы в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ТЬСЯ, (-ТСЯ), буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях). | Ученик получит возможность научиться: -составить звуковую и фонемную записи слова; -письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм); -самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм); -составлять развёрнутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм); - применять порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний; - проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного слова» с окончанием в сильной позиции; - объяснять с помощью словаря значение многозначного слова и объяснять связь между ними; - - знать основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, ие; буква Г в окончании –ОГО, (-ЕГО ); окончание –ЫЙ, (-ИЙ) в прилагательных мужского рода). |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
№ | Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
1. | Личностные | Внешний неперсонифицированный мониторинг |
2. | Метапредметные |
|
3. | Предметные |
|
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершенной предметной линии и системе учебников | Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, программа В.В.Репкина и др. |
Учебник, учебное пособие | В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова «Русский язык», учебник для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | В.В.Репкин, Т.В.Некрасова. Тетрадь- справочник «Русская орфография», г. Москва, «Вита-Пресс», 2012 г.; Т.В.Некрасова. И.П.Старагина «Тексты для списывания. 3 класс», «Вита-Пресс», г. Москва 2012 г. |
Материалы для контроля | Контрольные задания после основных разделов курса. |
Методическое пособие | Е.В.Восторгова, Л.В.Чеботкова «Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса», «Вита-Пресс», г. Москва 2010 г. |
Список используемой литературы | 1. В.В. Репкин «Учебный словарь русского языка», г.Томск, «Пеленг»,1996 год. 2. Орфографические словари русского языка. 3. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка». |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ЕЦОР к учебнику «Русский язык», 3 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. http://school-collection.edu.ru/catalog/ |
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая,
- самостоятельная работа,
- беседа,
- взаимопроверка обучающимися,
- работа над текстом учебника,
- дидактические игры,
- урок-состязание,
- урок-путешествие и др.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого "Русский язык" 3 класс ФГОС...
