урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Учитель: Мельникова Оксана Владимировна
Учебно-методический комплект: Л.М.Зеленина, Т.Е Хохлова «Русский язык» 3 класс,
Л.М.Зеленина, Т.Е, Хохлова «Дидактический материал» 3 класс
Предмет: русский язык
Класс: 3
Оборудование: компьютер, проектор, монитор, презентация.
Тип урока: урок-путешествие
Тема урока: «Состав слова»
Цели урока:
- предметные:
- учить детей находить в слове окончание - изменяемую часть слова и основу,
- формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;
- метапредметные:
- развивать умение ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
- необходимые коррективы в исполнение; умение работать в парах,
- договариваться, осуществлять взаимный контроль и оказывать в
- сотрудничестве необходимую помощь, умение анализировать,
- устанавливать связи, делать выводы, осуществлять сравнение;
- личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- способность к самооценке
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивационный диалог | - Ребята, у меня в коробке спрятан предмет, который будет сопровождать нас в течение всего урока. А что там находится, вы узнаете, отвечая на мои вопросы ответами «Да», «Нет». (Подсказка: Этот предмет помогает найти дорогу героям сказок.) - (Клубок). Что мы сейчас с Вами делали? (думали, рассуждали, размышляли?) Давайте сегодня мы с вами поиграем в Сказку. Пусть Клубочек поможет сегодня нам отправиться в путешествие по царству Русского языка. А мы просто последуем за ним. Сказки не только сказываются, но и записываются. Открывайте тетради и запишите число и классная работа. И слово, называющее угаданный нами предмет. | Учитель предлагает детям узнать предмет в коробке. Учитель предлагает поработать в тетради | Предлагают свои вопросы, мнения Дети выполняют предложенные записи | Личностные: Формирование интереса. |
Актуализация знаний | Ребята, запишите родственные слова к слову КЛУБОК На слайде 1: « В некотором царстве, в некотором государстве Русский язык жила-была мудрая Вода. И вот однажды … (читается детьми рассказ «Чужак») У: - Как вы думаете, почему он не родственник и кто он такой? - Назовите встретившиеся слова родственники. Почему они ими являются? - Выпишите эти слова выделите в них корень. Если нужна помощь товарища, попросите о ней. А теперь обменяйтесь тетрадями и работу друг друга. У: - Но какие-то слова Вы не выписали. Почему? - Давайте за ними понаблюдаем? - Что мы видим? - Чем они различаются? А сейчас, что мы с вами делали? (наблюдали за словами, анализировали, сравнивали, делали вывод об их родстве) - Какие части слова кроме корня еще знаете? Что вы знаете о названных частях слова? Как вы думаете все существующие части слова мы назвали? У кого есть сомнения? - Как вы отнесетесь к предложению выяснить это и поработать на уроке с частями слова? - Может кто-нибудь скажет, что такое окончание? Восстановите рифмовку и проверьте правильность ваших рассуждений. (на слайде 2 рифмовка: Часть, слова, та, называется, изменяется, окончанием, что). - А кто знает, как называется в слове вся оставшаяся часть? Восстановите рифмовку и проверьте правильность ваших рассуждений. (на слайде 3 рифмовка: Часть, это, неизменяемая, слова, основа.) - Назовите главную отличительную черту этих частей (изменяемая или неизменяемая). | Демонстрирует текст на экране Организует диалог Организует диалог Выявляет уровень знаний учащихся по морфемному составу слова, фиксирует затруднения учащихся, ставит перед учащимися учебную задачу. | Дети предлагают свои варианты и доказывают правильность письма. Дети работают с текстом «Чужак», выявляют лишнее слово, доказывают. Дети работают самостоятельно (в случае необходимости, работают в паре). Оценивают правильность работы друг друга. Обосновывают свои точки зрения. Делают вывод. Высказывают свое мнение, (без аргументации), фиксируют затруднения. Принимают учебную задачу. Предлагают свои варианты, пытаются сформулировать определение окончания и основы слова. | Познавательные: Проанализировать и сделать вывод. Регулятивные: анализ, установление связи. Коммуникативные: умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Регулятивные: умение осуществлять сравнение, анализировать Личностные: учебно-познавательный интерес. Познавательные: проанализировать и сделать вывод. |
Новая тема | У: - А веселый Клубок катится дальше и напевает про себя. Прочитайте. (Слайд 4) «Та слова часть, что изменяется Окончанием называется Остальную же часть слова Называем мы основой.» Так напевая, он продолжал свой путь. И докатился до моста. (слайд 5) На дощечках было написано: Мост, мосты, мостов, мостам. Клубок задумался? Как вы думаете над чем? Задание: Запишите слова, выделите основу и окончание (запись на доске и в тетрадях). При необходимости, обращайтесь за помощью к соседу по парте. Кто выполнил работу, сверьте по образцу. У кого есть вопросы? - Как определяли окончание и основу? | Демонстрирует стихотворение на экране. Проверка: на экране предложен образец Подводит итог проделанной работы. | Читают текст. Работа в парах. Сверяют результат с предложенным образцом. Фиксируют способ определения предложенных частей слова. | Личностные: Учебно-познавательный интерес. |
Физминутка | - Устал клубочек, присел и песенку запел: - Топай Мишка! Хлопай Мишка! Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись! | Движения, согласно тексту физминутки. | ||
Продолжение работы по определению частей слова. | Катится Клубочек дальше, и видит впереди большой камень. Когда он подкатился к нему поближе, то увидел надписи: (слайд 6) - Кто направо пойдет, тот к реке выйдет - Кто налево пойдет в чудный лес попадет, - А кто прямо пойдет, тот в волшебный сад попадет. А по какой дороге вы пойдёте, узнаете, выбрав один листочек из моего цветного веера. (в веере три цвета: зеленый, желтый, голубой) – Ребята, зеленый цвет – цвет леса, желтый – волшебного сада, голубой – река. Объединитесь в группы по цвету. Задание: списать текст, найти форму слова, выделить в них основу и окончание. Опрос: - Что сделали ? Как? Сверьте с образцом. У: - Ребята, Клубок остановился и отказывается катиться дальше. Давайте посмотрим от чего? (Стр. 89 упр.5). - Что мы еще узнали об окончании? | Предлагает групповую работу Предлагается три варианта текста: о реке; о лесе; о саде. Учитель ставит цель, раздает каждой группе карточки с текстами. Организует опрос проделанной работы. | Самоопределение в выборе направления пути. Групповая работа. Защита работы у доски. Оценивают работу при проверке по образцу (слайды 7, 8, 9). Работают с учебником, делают вывод. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение работать в группе; договариваться. Познавательные: осмысление действий и порядок их выполнения. |
Итог урока. Рефлексия | Долго дело делается, да быстро сказка сказывается. Вот приходит и нашей сказке конец, а кто работал и писал, тот молодец! А сейчас проверьте себя в Блиц-опросе. На 8 вопросов надо быстро, не задумываясь ответить «да» или «нет», поставив точки в столбцах с ответом «да» или «нет», напротив цифры вопроса по порядку. Блиц – опрос. 1. С помощью окончания образуются новые слова? (нет) 2. Окончание – часть слова? (да) 3. Окончание – изменяемая часть слова ? (да) 4. Окончание служит для связи слов в предложении? (да) 5. У одного и того же слова могут быть разные окончания? (да) 6. Окончание – часть основы? (нет) 7. Окончание в слове стоит перед основой? (нет) 8. Основа слова – это все слово без окончания? (да) - А теперь сравните свои ответы с таблицей на экране и соедините все точки по порядку. Какая цифра получилась? (пять) Такую оценку нам сегодня ставит клубочек! -Давайте посмотрим, что мы с вами делали сегодня на уроке? - Что нового нам помог узнать волшебный клубочек? - Скажите, какой была сегодня тема урока? - Давайте закончим предложения, которые начал клубочек. (слайды 11,12) | Задает вопросы. после всех вопросов предлагает на экране таблицу с правильными ответами. (слайд 10) | Отвечают на вопросы, отмечают в таблице. Анализируют собственную деятельность на уроке | Познавательные: Проанализировать и сделать вывод. Личностные: способность к самооценке. |
Приложение
№ | ДА | НЕТ |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503398-1413888661.jpg)
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-461919-1419447025.jpg)
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74386.jpg)
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/07/picture-935206-1499439944.png)
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...