урок русского языка, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе на тему «Обозначение фонемы <О>  после шипящих  в окончаниях слов,

называющих предметы, признаки, действия»  Тип урока: конкретизация понятий. образовательная система- Эльконина-Даывдова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Поиск нового знания.

Задачи:

  1. создать условия для переноса ранее изученного открытия учащимися способа проверки орфограмм в окончаниях глаголов после шипящих через открытые ранее способы;
  2. конкретизировать специальное правило для шипящих в надёжных окончаниях;
  3. установить правило обозначение фонемы <о> после шипящих в окончаниях глаголов.
  4. развивать умение работать в группе, сравнивать, оценивать работу, делать вывод и отражать его графически;
  5. прививать интерес к учебной исследовательской деятельности;

Оборудование: у детей- 75 кругов красного, желтого, зелёного цвета; 25 полосок- светофоров; клей; 25 квадратов; 25 фотографий детей.

У учителя- алгоритм работы, схемы, ордена внимания, рефлексивные полоски; текст большой; три больших круга.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Фиксация

Деятельность учащихся

Создание учебной ситуации

-Уважаемые ребята! Сегодня нам с вами доверили открыть ещё один секрет русского языка.

-Посмотрите на схему и скажите: какую проблему мы решали?

-Спасибо.

- слабая позиция в падежных окончаниях существительных и прилагательных

А теперь?

- правописание окончаний после шипящих и Ц.

Рефлексия

-Какое правило вы знаете?

В падежных окончаниях после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е.

-Спасибо. Но я точно знаю, что фонема <О> на письме обозначается буквами О и Ё. Почему появилась Е?

Написание буквы Е после шипящих – нарушение закона письма.

-Вы знаете эти правила. Хотите ли проверить свои знания?

-ДА

Самостоятельная тестовая работа с «Ключом» (светофор)

- Я предлагаю вам тесты. Внимательно посмотрите ан 1 тест. Определите цель его использования.

1 тест

                                         А        Б            В

БОЛЬШ_ГО слона      е          о             о

РЫЖ_ГО кота              о         е             е

ГОРЯЧ_ГО хлеба        е          е             е

ЧУЖ_Й книги              о         е              о

  Определите цель 2 теста.

                           Ж                     З                       К

Большой

                                         


Свечой  



Испечём



Пальцем

Определите цель 3 текста

                      Ж                     З                       К

С лапш_й      Е                О                О

Под душ_м   Е                Е                 О

С ранц_м      Е                Е                 О

Ключ_м        Ё               О                  О

Какую букву писать О или Е после шипящих

-Спасибо. Давайте проверим нашу работу. Назовите цвет круга 1, 2, 3 тестов. –Молодцы те, у кого получился светофорчик. Покажите его.

«Ключ» к тестам- светофор.

1 тест- красный

2 тест- желтый

3 тест- зелёный

- Спасибо, вы справились с заданием. И светофор появился не зря, потому что и на дорогах нужно знать правила и на уроках тоже. Знать и применять.

Физминутка

«Светофорчик»

красный круг- стой

желтый круг-

зелёный круг- иди

Дети должны быть внимательными, т.к. цвета будут чередоваться.

-А теперь, пожалуйста, проверьте работы и докажите их правильность или неправильность.

Дети работают в четырёх группах по 4 человека. На индивидуальных досках.

Контроль осознанности выполнения работы.

I

Слова

+

-

К

почему

Дети знают, что

+-правильно

- -неправильно

К- данные компьютера

Почему?- записывают правильно.

1

Овцой

2

Солнцом

3

Леденцом

4

Под камышом

5

Пальцем

II

1

Лицом

2

Калачом

3

За рубежом

4

С отцом

5

Перед гаражом

III

1

За границей

2

За тучей

3

С товарищем

4

За училищем

5

Под полотенцем

IV

1

За зайцем

2

Со свечёй

3

С плащем

4

За братцом

5

С врачом

-Давайте проверим вашу работу.

1 группа- в работе были две «ловушки»,

2 группа- работа верная,

3 группа- работа верная,

4 группа- была 1 «ловушка»

-Чтобы выполнить эту работу, какое правило мы должны были знать

В окончаниях под ударением пишется О, без ударения – Е.

-Уточните, пожалуйста, а у каких слов?

У слов, называющих предметы и признаки.

Физминутка

Физминутка для глаз «Паучок»

Постановка учебной задачи

-Прочитайте, пожалуйста эту пословицу. В чём её смысл?

- мнение детей.

-На полосках на пишете последнее слово, заполните пропуск.

Варианты:

бережот

бережёт.

-Спасибо. В самом деле, что тут трудного. Я Ведь тоже учила правило: в окончаниях после шипящих под ударением пишется буква О.

У детей- сомнение.

-Тогда ещё раз уточните: наше правило подходит к каким словам?

 -Словам называющим предметы и признаки.

-А это слово, что называет?

-Действие

-Подходит ли наше правило к глаголам?

Мы этого не знаем

-Найти ответ на наш вопрос поможет игра «Лучший сыщик» Ознакомьтесь с правилами игры.

У детей тексты, квадраты.

Поисково-исследовательская работа

На доске текст. Капризен апрель. Нет у него собственной  погоды. То лицу обожжёт северным ветром. То вдруг солнышко припечёт. И сразу с крыш закапает вода, потечёт по льду. Весна, совсем весна!

Алгоритм:

1) прочитать текст

2) найти глаголы с шипящими

3) посчитать количество глаголов

4)записать это число в квадрате.

5) сделать вывод:


        <O>

           ?

Ученики ищут глаголы, подчёркивают их в тексте, записывают их количество на квадратиках.

-Вы закончили работу, самый внимательный сыщик должен был найти три глагола, ему  вручается орден внимания.

Варианты у детей могут быть: 1,2,3,4…..

Формулирование специального правила

-Какой же вывод можно сделать?

Какой буквой обозначается фонема <O> после шипящих у глаголов?



            <O>

               Ё

           <O>

              Ё

Вывод: В окончаниях слов, называющих действия, фонема <О> после шипящих обозначается буквой Ё

У действий в окончаниях

<O>-> Ё.

-Мы с вами открыли ещё один секрет.

Самостоятельная работа

-А хотите ли вы проверить свои знания?(занимательное графическое задание с самоконтролем)

-Да

-Выполните, пожалуйста, графическое задание с самоконтролем. (Рисунок задания закодирован множеством точек; если их правильно соединить, то получится рисунок- сюрприз.)

Дети выполняют. Получившийся рисунок означает, что грамматическое  задание выполнено верно.


Слова

О

Е

Ё
















Домашнее задание

- Спасибо за работу. Такое же задание будете выполнять дома.

- А наш урок подошёл к концу.

-Какой секрет мы узнали про шипящие и фонему <О>?

Итоговая рефлексия

- Мы заканчиваем наш урок игрой «Светофор». Возьмите, пожалуйста, ваши фотографии и наклейте их на светофорики по правилу:

на красный круг – затрудняюсь ещё в этом правиле

на желтый круг – всё понятно

на зелёный круг – могу помочь другим

- Спасибо за урок. Будьте внимательны как на дорогах, так и на уроках.

Министерства образования

Республики Саха (Якутия)

Урок русского языка в 3 классе

«Обозначение фонемы <О>

 после шипящих  в окончаниях слов,

называющих предметы, признаки, действия»

Тип урока: конкретизация понятий

Провела: Фефилова Н.А..,

 учитель начальных классов

МОУ АР «Гимназия п. Нижний Куранах»

2007г.

  ///

  ///

   /

   /

  ///

   /

   //

   //

   //

   /

   /

   /

-Надо узнать, что называет слово

   //

   //


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...