Урок- презентация "Повторение гласных звуков и букв"- 1класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Иванова Ольга Юрьевна

Конспект урока  по русскому языку в 1 классе  ("Школа 2100") и презентация по теме "Повторение гласных звуков и букв".

Материал урока русского языка связан с темой "Жилища народов мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk.yaz_._-_1kl._-_urok_-_glasnye.doc55.5 КБ
Package icon russk.yaz_._-_1kl._-_glasnye.zip2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Иванова О.Ю.

Урок русского языка – 1 класс

Образовательная программа «Школа 2100»

Тема: Повторение гласных звуков и букв

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Главная дидактическая цель урока:

Обобщить единичные знания о гласных, привести их в систему

Цели:

  1. Обучающие:

- обобщить знания учащихся о роли гласных звуков и букв  в языке;

- продолжить формирование умения выделять гласные звуки и буквы и давать им характеристику;

- актуализировать знания учащихся о работе гласных букв;

- обеспечить применение учащимися знаний на практике в нестандартной ситуации.

  1. Воспитывающие:

- возбудить интерес к изучению русского языка как науки;

- создать условия для заинтересованной работы в классе;

- укреплять навыки работы в коллективе.

3. Развивающие:

- содействовать расширению кругозора у детей;

- помочь ученикам развить речи;

Формы работы – фронтальная, в парах, самостоятельная

Ход урока

  1. Знакомство

А) Представление

Б) - Вчера был первый урок по рабочей тетради и учебнику «Русский язык».

Сегодня мы продолжим знакомство с этими пособиями.

2. Работа над каллиграфией - в тетради «Русский язык» (стр. 3)

А) Запись даты

- Кто изображён на странице тетради? Видимо, это африканец – житель африканского континента. В Африке живёт много народов и племён. Вот их изображения. (слайд)

- А вот и наш первый гость, темнокожий, с яркими украшениями, в набедренной повязке…

Б)

- Попробуем повторить элементы юбочки из листьев.

- Необычный костюм…  Наверное, и жилища необычные для нас. А сколько ещё интересного в мире! Давайте совершим путешествие по миру и узнаем о жилищах разных народов. (слайд)

В)

- Посмотрите на слово «ЖИЛИЩА». Какие орфограммы вы увидели?

- Потренируемся писать некоторые буквы этого слова и схожие с ними:

И  ии  ц  цц  ш  шш  щ  щщ

3. Знакомимся с жилищами

- Будем рассматривать слайды, изображающие представителей разных народов и их удивительные жилища.

- Названия жилищ будем записывать под диктовку учителя и самодиктовку.

А) Некоторые народы Африки живут вот в таких хижинах. (слайд)

Запись: ХИЖИНА

Б) Эскимосы – общность некоторых народов Севера. (слайд)

Укрытием им служит дом из плотных брусков снега – иглу. (слайд)

 Запись: ИГЛУ

В) Индейцы, изображённые на слайде, из Северной Америки. (слайд)

Их жилища называются «типи» и  строятся как конусообразный шалаш из деревянных жердей, покрытых шкурами бизонов и оленей. (слайд)

Запись: ТИПИ.

Г) Монголы – жители степных районов Азии. (слайд)

Монголы – тоже кочевой народ, пастухи, воины. Их дома- юрты – «Войлочные дома» (слайд) тоже легко разбирать  и перевозить на новое место стоянки.

Запись: ЮРТА.

4. Определение темы урока

А) Работа в паре на листах.

- Посмотрите на запись этих слов и подберите к этим словам соответствующие слоговые схемы. (слайд)

ИГЛУ

ХИЖИНА

ДОМ

ЮРТА

- Проверка.

-Назовите количество слогов в первом слове.

- Какие буквы помогают образовывать слоги? Почему именно такое количество слогов в слове?

- Пометьте красным цветом и назовите гласные буквы в этом слове.

Б) – Как отличить гласные звуки от согласных?

В) – Продолжим проверку. Называйте гласные и указывайте количество слогов в слове.

                            (Проверка – см. экран)

 

Г) – Какие буквы нас сегодня особенно интересуют?

- Определите тему нашего урока.

«Гласные буквы и звуки» (слайд)

5. Физкультминутка «Гласные звуки» (слайд – танец)

                     Нет преграды на пути –

                     Можно воздуху идти!

                     И выходят гласные –

                     Чистые и ясные.           (Повторить слова 2 раза, с движениями)

6. Гласные буквы и их работа

       

А) - Сколько в русском языке гласных букв?

               На доске – таблица : 5х2 клеток.

- Назовите гласные буквы.

Запись букв по мере называния в определённое место таблицы.

 

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

 а о э у ы

           я ё е ю и  (слайд)

Б) – Чем отличаются работа гласных букв первой строки от работы букв второй строки?

(Указание на мягкость-твёрдость)

- Нарисуйте в своей тетради синий и зелёный кружки- модели согласных. (слайд)

В) – Назовите синоним к слову «жилище», запишите его.

 хижина

 иглу    

  типи        

  юрта

  дом

- Найдите слова, в которых все согласные звуки – мягкие. Подчеркните это слово зелёным карандашом. (типи) (слайд)

- Найдите слова, в которых все согласные звуки – твёрдые. Подчеркните их синим карандашом. (дом, иглу) (слайд)

6. Гласные звуки и йотированные гласные

А)- Посмотрите ещё раз на гласные буквы.

- Назовите гласные звуки. Почему их меньше, чем букв? (слайд)

Б) Йотированные гласные

- Посчитайте, сколько букв в слове ЮРТА.

- Назовите звуки. Посчитайте, сколько звуков в  слове ЮРТА  

- Нарисуйте столько же звуковых моделей – кружков. (слайд)

- Почему количество звуков и букв не совпадает? (слайд)

- Как называется буква Ю? (слайд)

- В какой позиции буква Ю? (В начале слова)

- Назовите другие йотированные гласные. Обведите их в вашей тетради (внизу страницы) (слайд)

7.   Физкультминутка

    Мы пилу, топор возьмём –

    Будем строить новый дом.

    Брёвнышко – на брёвнышко…

    Выше, выше к солнышку. (с движениями)

8.  Интересные гласные - работа с учебником (стр.6 -7)

А) Интересные гласные буквы

- Назовите гласную, с которой в русском языке не начинаются слова. (Ы)

- Есть в русском языке и буква-иностранка, с которой начинается очень мало русских слов. Но с этой буквы начинается много иностранных (европейских) имён. (слайд)

- Откройте учебники на стр.6  Посмотрите на таблицу, назовите первую букву всех этих имён. (буква Э)

- Запишите любое из понравившихся вам имён.

Б) Запись предложения

- Посмотрите на иллюстрацию в верхней части страницы 7.

Найдите предметы, чьи названия начинаются на гласную Э. (эскимосы, эскимо)

 – Составьте предложение по схеме:                             .

- Спишите предложение: Эскимосы едят эскимо. (слайд)

( Прочитать орфографически, записать, диктуя себе по слогам, проверить написанное.)

8. Новый материал

А) - Мы говорили с вами о домах. А как пишется это слово?

Напишите.

- Кто-то написал «дома», кто-то – «дама». (слайд)

- Напишите слово «дом». Ни у кого не возникло проблем. (слайд)

- Почему  при написании слова «дома» возникла проблема, а при написании слова «дом» - нет?

- Мы второй звук не слышим чётко. Почему? (На него не падает ударение.)

А в слове «дом» звук О – под ударением. (слайд)

Б) - Назовите сильную позицию гласных, слабую позицию.(слайд)

В) Какую гласную букву  будем писать в слабой позиции? (как и в сильной) (слайд)

9. Пишем гласные в слабой позиции: работа в парах на листах.

Юрта – в ст   пи.

Иглу – среди сн   гов.

Хижина – в

тропическом  л   су.

10. Подведение итогов



Подписи к слайдам:

К уроку«Повторение гласных звуков и букв»1 класс Автор:учитель начальных классовИванова О.Ю. африканцы Жилища людей разных народов Жилища людей разных народов хижина эскимосы иглу индейцы типи монголы юрта Найти схему иглухижинадомюрта Найти схему иглухижинадомюрта Найти схему иглухижинадомюрта Найти схему иглухижинадомюрта Найти схему иглухижинадомюрта Найти схему иглухижинадомюрта Тема: Гласные буквы и звуки Гласные буквы: а о э у ы я ё е ю и Гласные буквы: а о э у ы я ё е ю и ??? хижина иглу типи юрта дом ??? хижина иглу типи юрта дом ??? хижина иглу типи юрта дом Гласные буквы: а о э у ы я ё е ю и Гласные звуки: а о у э ы и ю р т а
ю р т а
европейцы Вставьте букву Вставьте букву Составьте предложение Спишите предложение Эскимосы едят эскимо.
Звуковые кубики
Звуковые кубики
Звуковые кубики
Звуковые кубики Позиции гласных звуков сильная слабая
Звуковые кубики Вставьте гласные буквы Юрта – в ст пи.Иглу – среди сн гов.Хижина – втропическом л су. Вставьте гласные буквы Юрта – в ст пи.Иглу – среди сн гов.Хижина – втропическом л су. Вставьте гласные буквы Юрта – в ст пи.Иглу – среди сн гов.Хижина – втропическом л су. Вставьте гласные буквы Юрта – в ст пи.Иглу – среди сн гов.Хижина – втропическом л су. Желаем успехов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения определять гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о том, как ...