Урок русского языка, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шустова Татьяна Викторовна

Урок русского языка для 4 класса по теме: "Упражнение в определении склонений имен существительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных. Тула в годы Великой Отечественной войны.

Цели:

научить определять тип склонения существительных, стоящих в начальной форме и в косвенных падежах;

развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;

прививать навыки самостоятельной работы.

К концу урока учащиеся должны:

знать: 3 типа склонения имен существительных;

уметь: определять тип склонения существительных, стоящих в начальной форме и в косвенных падежах.

Оборудование для урока: стандартное + карточки с заданиями, схемы-опоры.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

Чистописание

АЛЛЕЯ              АПТЕКА                             БИБЛИОТЕКА                  АЛОЭ

– Чем похожи записанные слова?
– Во всех словах есть непроверяемые безударные гласные.
– Записаны имена существительные.
– Ребята, какое слово, в цепочке записанных слов, является лишним и почему?
– Алоэ – это существительное несклоняемое.
– Какие еще вы знаете слова, которые являются несклоняемыми. Приведите свои примеры…
– Колибри, кенгуру, шоссе…

(Слайд №2) «Несклоняемые существительные».

– Чем похожи остальные имена существительные?
– Они относятся к именам существительным 1-го склонения.

– Ребята, посмотрите, даны три опорных схемы. О чём рассказывают эти схемы? (О склонениях существительных). 
– Какой информации не хватает в схемах? (типов склонения).
– Дополните схему.

Учащиеся  дают ответы. На  доске появляются таблички со склонениями.

– Распределите слова в три группы по склонениям. И запишите их в тетрадь.

(Слайд №3)

ДОРОГА,  ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ,  СТОРОЖ,  ВЕЩЬ,  ЗИМА,  СНЕГ,  ТЕНЬ,  ИЗБУШКА,  СОЛНЦЕ,  ГНЕЗДО,  ПОЕЗДКА,   ЮНОША,   МЫШЬ,   ПОЛНОЧЬ.

(Слайд №4)

1 скл.

дорога
зима
избушка
поездка
юноша 

2 скл.

дерево
здоровье
сторож
снег
солнце
гнездо

3 скл.

тень
мышь
полночь
вещь

Взаимопроверка. Учащиеся сверяют с образцом, записанным на доске, по таблице; делают вывод.

3. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме

– А сейчас мы выполним  упр. 169.

– Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей).
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

4. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока

– Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице? 
– Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? 
(Разные).

(Слайд №5)

Падеж

                      

                       

                              

Предложный

в книге

в пенале

в тетради

– Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения).  
– Как заполнить пустые ячейки таблицы. 
(Указать склонение: 1, 2, 3) (Слайд 6)
– Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных? 
(Можно, так как они безударные).
– Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? 
(Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться).         
– Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? 
(Склонение).

– Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах. 

5. Формирование новых знаний и умений.

1. Работа с текстом

– Прочитайте текст.

(Слайд №7)

Тула и Тульская область внесли свой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне. Многие туляки сражались с врагом в частях армии, авиации и флота, в пограничных и внутренних войсках, в партизанских отрядах и разведгруппах, многие ковали победу в тылу. За годы войны погибли в боях, скончались от ран и пропали без вести почти 200 тысяч человек. Их имена включены в Книгу Памяти.

За мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, сыгравшей важную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой в период Великой Отечественной войны, Туле было присвоено почетное звание "Город-герой". Более 200 туляков удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 35 стали полными кавалерами ордена Славы, свыше 170 тысяч жителей Тулы и области были награждены орденами и медалями.

В районах области, где шли ожесточенные бои, сооружены Курганы боевой славы, в городах и селах - памятники и обелиски, а в городе Туле установлен памятник героическим защитникам города на площади Победы. Негасимым пламенем горит здесь Вечный огонь. В память о нашей Победе.

– Назовите существительные из 3-го абзаца.

– А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?
– Чтобы определить склонение  имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма?

(Слайд №9)

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

– Какой новый шаг появился в алгоритме?
– Существительное надо поставить в начальную форму.

2. Выполняется работа с комментированием.

– Потренируемся пользоваться алгоритмом.

– Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

Физминутка.

6. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.

Работа в паре.

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

(Слайд №10)

1 вариант

приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
в снежную пыль (3 скл.)
утро наступило (2 скл.)

2 вариант

наловил в озере (2 скл.)
раздавался в тишине (1 скл.)
сверкает солнце (2 скл.)
тёмной ночью (3 скл)

(Слайд №11)

Проверка по табличке:

1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;
2 вар. –  2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл.

– У каких существительных было легче определить склонения?
– Утро, солнце.
– Почему?
– Они стоят в И.п.

Задание на выбор

В – I. Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

ЮНОША,    ЗИМА,    МЕЧТА,    ПОЛНОЧЬ,    ПРОГУЛКА.

ЛЕТО,     КОВЁР,    ТУЧКА,    ЛАГЕРЬ,     УРОК.

ДЕРЕВНЯ,    ЗАРЯДКА,    ВЕСНА,   ПОЕЗДКА,    РАДОСТЬ.

ТРОПИНКА,   НАСТРОЕНИЕ,    ОБЛАКО,   ВЕСЕЛЬЕ,   УЧЕНИЕ.

ДОМ,   ВАГОН,    ЛЕТО,   КОЛЯ,   РУЧЕЙ.

ДОЧЬ,   ЖИЗНЬ,   МЕТЕЛЬ,    ДЯДЯ,   МОРКОВЬ.

В – II. Определи склонение.

Переливались на солнце (2скл.)

Бегать утром (2 скл.)

Заметили у корабля (2 скл.)

Спустили на воду (1 скл.)

Радовался жизнью (3 скл.)

Стрекочет с радостью (3 скл.)

7. Рефлексия деятельности (Итог урока).

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
– Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.
– Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

В – I. Определи склонение, найди «лишнее» слово и подчеркни его.

ЮНОША,    ЗИМА,    МЕЧТА,    ПОЛНОЧЬ,    ПРОГУЛКА.

ЛЕТО,     КОВЁР,    ТУЧКА,    ЛАГЕРЬ,     УРОК.

ДЕРЕВНЯ,    ЗАРЯДКА,    ВЕСНА,   ПОЕЗДКА,    РАДОСТЬ.

ТРОПИНКА,   НАСТРОЕНИЕ,    ОБЛАКО,   ВЕСЕЛЬЕ,   УЧЕНИЕ.

ДОМ,   ВАГОН,    ЛЕТО,   КОЛЯ,   РУЧЕЙ.

ДОЧЬ,   ЖИЗНЬ,   МЕТЕЛЬ,    ДЯДЯ,   МОРКОВЬ.

В – II. Определи склонение.

Переливались на солнце

Бегать утром

Заметили у корабля

Спустили на воду

Радовался жизнью

Стрекочет с радостью

В – I. Определи склонение, найди «лишнее» слово и подчеркни его.

ЮНОША,    ЗИМА,    МЕЧТА,    ПОЛНОЧЬ,    ПРОГУЛКА.

ЛЕТО,     КОВЁР,    ТУЧКА,    ЛАГЕРЬ,     УРОК.

ДЕРЕВНЯ,    ЗАРЯДКА,    ВЕСНА,   ПОЕЗДКА,    РАДОСТЬ.

ТРОПИНКА,   НАСТРОЕНИЕ,    ОБЛАКО,   ВЕСЕЛЬЕ,   УЧЕНИЕ.

ДОМ,   ВАГОН,    ЛЕТО,   КОЛЯ,   РУЧЕЙ.

ДОЧЬ,   ЖИЗНЬ,   МЕТЕЛЬ,    ДЯДЯ,   МОРКОВЬ.

В – II. Определи склонение.

Переливались на солнце

Бегать утром

Заметили у корабля

Спустили на воду

Радовался жизнью

Стрекочет с радостью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...