Главные вкладки

    Урок русского языка. 1 класс
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Трофимова Ирина Владимировна

    «Шипящие согласные звуки.  Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и букв ч, щ с другими согласными»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок в 1 классе ФГОС23.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Школа: МБОУ Ставровская средняя школа Собинского района

    Класс: 1 «А»

    Учитель: Трофимова И.В.

    Предмет:  русский язык

    Тема урока: «Шипящие согласные звуки.  Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и букв ч, щ с другими согласными»

    Тип, вид урока: решение частных задач

    Педагогическая цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и букв ч, щ с другими согласными

    Задачи: Учиться мыслить логично, научно, творчески.

    Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а  если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.

    Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

    Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

    Планируемые результаты:

    Предметные: научатся выделять в слове непарные твердые согласные ( ж, ш), непарные мягкие согласные ( ч, щ), писать и после ж и ш; а, у после ч и щ; не писать ь в сочетаниях ч, щ с другими согласными кроме л; дифференцировать звуки языка: согласные звуки парные/непарные, мягкие/ твердые. Получат возможность научиться: выделять в слове орфограммы, демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения; определяют значение слова в рамках контекста.

    Личностные: имеют представление о причинах успеха в учебе, сохраняют интерес к учебному материалу, оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, переживают этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.

    Познавательные: анализируют факты языка с выделением их отличительных признаков; проводят сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

    Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной речи, в уме, в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

    Оборудование: интерактивная доска smart board, мультимедийный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», презентация к уроку

    Дидактическая структура урока

    (этапы урока)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (из рабочей программы)

    I

     Мотивация к учебной деятельности

    Организует круг.

    - У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.

    Мы умные,

     Мы дружные,

    Мы старательные,

    Мы внимательные.

    Мы отлично учимся.

    Все у нас получится!

     - Настроенье, каково?

     Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок!

    Он пойдет ребятам впрок.

    - Ну, тогда не будем терять ни минуты, поскорее начнем наш урок -  урок русского языка.

    - С чего мы начнем наш урок?

    Стоят в кругу, говорят стихи:

    - Мы умные,

     Мы дружные,

    Мы старательные,

    Мы внимательные.

    Мы отлично учимся.

    Все у нас получится!

    - Во!

    - Постараюсь все понять,

    Буду грамотно писать!

    Дети садятся за парты.

    - С чистописания.

    Будет сформировано положительное отношение к школе.

    II Каллиграфическая минутка

    Организует диалог.

    - Послушайте загадку, отгадайте, какую букву мы сегодня пишем на чистописании:

    С нами дома в светлый веЧер                                                                       Чудный Чистый ЧеловеЧек.                                                                    Он у папы на плеЧе                                                                                 Слушает про букву ……Ч.


    ___________________________

    Участвуют в диалоге. Пишут в тетради по образцу.

    Сохраняют интерес к учебному материалу,

    Участвуют в диалоге. Пишут в тетради по образцу.

    Сохраняют интерес к учебному материалу,

    III Актуализация опорных знаний

    Ведет диалог.

    - Что вы знаете о букве Ч?

    - Какие еще шипящие звуки вы знаете?

    - Почему они называются шипящими?

    - Как  вы думаете, а зачем нам сегодня нужны эти буквы?

    - Верно, сегодня мы снова говорим о шипящих.

    -Какие задачи мы себе ставим?

    Вспомнить…( правила русского языка)

    Узнать…( всегда ли эти правила соблюдаются )

    Развивать… (умение делать выводы, составлять схемы правил)

    Применять... ( полученные знания в заданиях)

    - А поможет нам сегодня вспомнить некоторые правила летучая мышь Степан ( по мультимедийному учебнику «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», урок № 5)

    Мыши, ежики, ужи,

    Лыжи, лужи и моржи

    Крыши, чижики, стрижи,

    Жирафы и карандаши

    Запомни слоги жи и ши,

    Их с буквой и всегда пиши!

    - Какое правило, мы вспомнили?

    ( на доске появляются таблички с правилом)

    - А какие еще правила о шипящих вы знаете?( таблички)

    - Посмотрите на доску, подумайте, какое задание можно предложить выполнить с этими словами?

    - Девочки выбирают и пишут слова, где после шипящих надо писать а. А мальчики выбирают и пишут слова. Где после шипящих надо писать гласную у.

    -туч., ч.до, щ.ка, дач., ворч.н, ч.щ., ч.дак, щ.вель, ч.йник, молч.н, руч.ка

    - А теперь проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте ошибки. . - Кому было легко (веселый смайлик)

    -Кому трудно (серьезный смайлик)

    - Кто не выполнил задание( грустный смайлик)

    - Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте ошибки

    Активно участвуют в диалоге.

    - Буква Ч обозначает звук [ч], он согласный,  всегда мягкий, глухой, шипящий.

    - Ж, Ш, Щ

    - Потому что при произнесении они издают шипящие звуки.

    - Чтобы правильно писать слова с этими буквами, это тема нашего урока.

    - вспомнить, что мы знаем о шипящих, узнать о них новое, применить знания в упражнениях.

    Жи – ши, пиши с  гласной и, потому что звуки [ж, ш] всегда твердые.

    Ча –ща пиши с гласной а, чу – щу, пиши с гласной у

    Предлагают варианты заданий

    - Самостоятельно выполняют в тетради.

    Обмениваются тетрадями, проверяют ошибки

    Приобщаются к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого)

    Получат возможность адекватно использовать средства устного общения в устной и письменной форме, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.

    IV Постановка проблемы

    - Сколько слов написали девочки? А мальчики?  Почему?

    - Мы говорили о правилах, где после шипящих стоят гласные, но забыли про согласные, которые пишутся после шипящих.

    - Я вам предлагаю сейчас поработать в группах,  понаблюдать за шипящими согласными буквами, которые пишутся за ними, а также записать свои наблюдения в виде правила.

    Дети работают в группах постоянного состава.

    V Отчет групп

    Слушает высказывания детей. Кроме 1 и 2 групп.

    - Наша работа была бы не закончена, если бы 1 и 2 группа не выполнили бы особое задание. Слово этим группам.

    - А теперь расскажем все, что мы знаем о шипящих ( по составленным схемам)

    Каждая группа вешает результаты исследования  на доску и рассказывает о проделанной работе.

    Выводы оставшихся групп

    Хором проговаривают все правила)

    VI Физкультминутка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

    Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

    Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

    Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

    Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

    Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

    Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

    Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

    Презентация к урокам русского языка. класс.

    В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...