Урок русского языка 1 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klassumk_perspektiva.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             МБОУ  «Гимназия №12»
                                                                                                                         города Белгорода
                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                     
Александрова Наталья Васильевна

Урок русского языка. 

Тема: Звуки и буквы.

Цели:

1.Научить учащихся давать характеристику звуку  и правильно обозначать его на письме буквой, соотносить количество слогов и гласных звуков, правильно произносить слова;

2. Формировать умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;

3.Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;

4. Расширить представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику  Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ль на месте, всё ль в порядке?

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

   

Подготовка к письму.  Массаж пальцев рук « Су-джок»

Этот шарик непростой,

Он колючий, вот какой.

Будем шариком играть,

Своим ручкам помогать.

II. Актуализация знаний.

  1. Чистописание ( Пропишите заглавную и строчную букву своего имени.)

 2. Орфографическая работа.

 - Вставьте буквы на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.

Уч.ник, Ро..ия, ст . лица, учит.ль, р.бята, к.рова,  . зык.   Сверьте с образцом.  Оцените свою работу.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
( - собственные и нарицательные,
   - двусложные и трёхсложные,- одушевлённые и неодушевлённые).

На какой  вопрос отвечают одушевлённые предметы?  Подчеркните  эти слова. Какие слова подчеркнули?

- Составьте предложения, включив в него как можно больше данных слов.

Хорошо. Молодцы.
III. Самоопределение к деятельности.
Ребята, мы с вами использовали разные виды речи.
Какую речь мы использовали, когда составляли предложение?  ( Устную)
А когда записывали словарные слова?  ( Письменную)

Назовите  наименьшую единицу устной речи? ( звук)
а наименьшая  единица  письменной  речи? (буква)

Речь

Устная

Письменная

Звук

Буква

Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?

 ( Звуки, буквы.) Как проверить? Откройте учебники на нужной странице.

Какие задачи урока мы поставим ?
- различать буквы и звуки;
- определять сколько в слове букв и звуков;  
- правильно, грамотно и красиво писать;

IV. Работа по теме урока.
-
Чем отличаются буквы от звуков? ( Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)
Какие звуки природы можно услышать весной? ( звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы,…)
- Что такое буква? ( обозначение звука на письме)

- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!

Выполните звуковой анализ слов.

Девочки:  ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.

Мальчики:  коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.

Проверьте  своих одноклассников!  Оцените свою работу.

Вывод:  Количество букв и звуков в слове может быть разным:
              ь- звука не обозначает, буква  
я - дала нам 2 звука.

 Работа в парах. Составьте звуковые схемы  слов: заяц, лиса, утка.

Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?

Вывод:  Слова не всегда пишутся так, как слышатся.

Физминутка. ( упр. на  внимание)

Работа с учебником. С.47  Упр.84. Прочитайте задание.

- Произнесите первые слова( шарф, шар)  Чем в написании  отличаются эти слова? ( одной буквой ф).
Одинаково  ли значение этих слов? ( Шарф – одежда, шар – игрушка)
Чем по звучанию отличается слово
шкаф? ( появилась буква К)
Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?
Сделайте вывод.
Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Упр.85.  Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон)  Как его поняла Аня? ( Бутон)

При замене какого звука в слове  БАТОН   появилось новое слово? (а- на - У)

Почему Аня не поняла Ваню? ( Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).

Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (произносить слова; выражать мысли свои нужно четко ,понятно)
Запишите эту пословицу. ( Запись с мешочками на голове)

V. Рефлексия. Проверочная работа ( Работа в группах).

Группа №1

Выбери правильный ответ:

                               пишем                       произносим
1. Звуки  мы        слышим       и           пишем
                             видим                         видим

                             

                               слышим                     слышим
    Буквы  мы       пишем           и          произносим
                              произносим               видим

2. Найди слова, в которых буква не обозначает звука:
     
канат               угольки                  банька                   банка                    лошадь

3. В каком слове  3 звука:

            мама                        дождь                            конь                              яма

4. Укажи слова, в которых есть звук [О]

       тень                  ёлка                    папа                   март                   лось                   ток

                                                                                                  Самооценка :

VI. Итог урока.

Ребята,  справились мы с задачами которые ставили в начале урока?

Чему вы научились на уроке?
Возникли ли трудности?  Что не получилось?
Что вам было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...