Урок русского языка 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Биссараб Ольга Николаевна

Разработка урока русского языка по теме "Имя прлагательное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_bissarab_o.n.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Гимназия имени Горького А.М.»

Тема: Имя прилагательное как часть речи

4класс

                                                      Выполнила:

Биссараб Ольга Николаевна

учитель начальных классов

                                                     Iкатегория

Омск - 2013

Оглавление

Введение……………………….. 3

Ход урока………………………6

Приложения……………………10

Выводы………………………....12

Литература…………………….13

Введение

В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению,  в век технологий мир книги практически закрыт для современных детей. Поэтому я, особое внимание уделяю вопросам духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка. При изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенным  нравственным темам.

Предлагаю на рассмотрение урок в 4 классе по теме " Имя прилагательное как часть речи", построенный с учетом вопросов преемственности, а также проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся.

Тип урока:

  1. По основной дидактической цели: урок закрепления и систематизации знаний.
  2. По способу проведения: сочетание различных форм и занятий.
  3. По основным этапам учебного процесса: закрепление и обобщение.
  4. По форме проведения: урок –закрепления пройденного.

Цель:закрепление  знаний учащихся о прилагательном, как части речи.

Задачи:  

1. Формирование предметных умений:

- находить имена прилагательные в предложении;-

- использовать имена прилагательные в речи.

 2. Формирование  метапредметных  умений:

   личностные умения:       

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

    регулятивные умения:      

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

     познавательные умения:    

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

    коммуникативные умения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.  

Оборудование:

- лист самооценки.

- карточка  1 «Тест» (приложение №1);

- карточка для словарно – орфографической минутки (приложение №2);

- карточка с текстом для творческой работы (приложение № 5);

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся  на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Ход урока.

Организационный этап.

Решение дидактических задач:

1.Подготовка учащихся к работе.

2.Создание условий для включения в деятельность.

 - Добрый день, ребята!  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.  

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество.

 Актуализация опорных знаний.

 - Ребята, по дороге в школу вы обратили внимание какая сегодня погода?

 - Расскажите, пожалуйста.

- При помощи слов, какой части речи вы описали погоду?

- Что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

- Перед вами  тест. Выбрав верные варианты ответов, вы найдете ключевое слово (Приложение № 1).

- Перед выполнением этого задания, обратите внимание на лист самооценки. После каждого выполненного задания вы должны оценить свою работу самостоятельно.

Работа в парах.

Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, с чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении является второстепенным членом. 

- Какое ключевое слово вы получили? (Склонение).

- Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам).

- Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).

 Формулирование темы и целей урока.

Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

  1. Закрепить…..
  2. Упражняться…..
  3. Задуматься…..

Закрепить знания об имени прилагательном;

Упражняться в правильном написании окончаний прилагательных;

Задуматься над его ролью в тексте и  в нашей речи;

Кроме этого, будем учиться, в ходе урока  быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.

Словарно – орфографическая минутка.

 - Переходим к словарно – орфографической работе.

- Вставьте пропущенные орфограммы, поставьте ударение.

Один уч-ся работает у доски, остальные по карточкам (Приложение 2).

Взаимопроверка.

Сравни работу на карточках и на доске. Оцени себя.

- На какие две группы можно разделить слова? (Имена существительные и прилагательные).

- Докажите.

(Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?).

(Имя прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Выпишите из словарных  слов только имена прилагательные мужского рода.

- Докажите.

- Найдите общий признак у имён прилагательных (род, окончания прилагательных м.р.).

- Преобразуйте прилагательные

 1 вариант – средний род

2 вариант – женский род

- Выделите окончания.

- Перед выполнением этого задания давайте вспомним окончания имён прилагательных мужского рода, женского, среднего.

Опора

М.Р.                    ой,        ый,          ий

Ж.Р.                    ая,                        яя

С.Р.                     ое,                       ее

Проверка( Приложение № 3).

Выборочное письмо

-Я сейчас буду диктовать вам предложения. Ваша задача записать в тетрадь словосочетания существительное + прилагательное, определить главное и зависимое слово.

(Приложение № 4).

Проверка каждого словосочетания, запись на доске.

Творческая работа.

Перед вами текст, ваша задача вставить прилагательные, подходящие по смыслу (Приложение № 5).

Чтение полученных  текстов.

                     Итог урока.

- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

- Выполнение,  каких заданий вызвали затруднения?

- Какие задания для вас не были сложными?

 Рефлексия учебной деятельности.

- А теперь давайте оценим свою работу в листах самооценки (Приложение № 6).

- Спасибо за урок!

Приложение №1.

        Тест.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? какая? какие?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

Приложение № 2

  Б...гровый,  ж…лтый,  ист…на,  пут…шествие,  с…ребро,   с…ребряный,  справ…дливость,  стра……ый, ист…….ый.

  Приложение № 3

Проверка:

1 вариант:  багровое, жёлтое, серебряное, странное, истинное.

2 вариант:  багровая, жёлтая, серебряная, странная, истинная.

 Приложение № 4                                                

Было ясное  утро. По синему небу плыла легкая тучка. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.

Приложение № 5

На опушке ____________ леса есть пруд. Из него бьёт ___________ ключ. Это в болотах и __________ трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в ________ путь. Наши поэты и художники прославляли красоту ___________ реки в _________________ сказках, песнях, картинах.

Слова для справок: молодого, подземный, вязких, далекий, родной, удивительных

Приложение № 6

Задания

Баллы

1.

Тест

2.

Словарная работа

3.

Преобразование прилагательных

4.

Выборочное письмо

5.

Творческая работа

Итог

Процентное соотношение

5 баллов – 100%

4 балла – 80 %

3 балла – 60 %

2 балла – 40 %

1 балл – 20%

Выводы:   проведение   данного урока с использованием  предложенных технологий позволило  активизировать деятельность учащихся  на уроке и получить прочные знания по данной теме. Это было подтверждено результатами последующих проверочных работ

Список использованной литературы:

  1. Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» - изд. БАЛАСС - 2009
  2. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»  – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001

Ссылки на интернет – источники:

http://smayli.ru/smile/sportsmen-343.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...