Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Яценко Наталья Васильевна

    Урок-обобщения по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок русского языка в 3 классе91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наталья Васильевна Яценко

    учитель начальных классов

    БОУ “СОШ № 2 станицы Динской”,

    Краснодарский край

    nata.natalia555@mail.ru

    Урок русского языка в 3-м классе

    Тема: « Окончания имен существительных

    единственного числа в родительном,

    дательном и предложном падежах».

    УМК: «Перспективная начальная школа»

    Цель урока – формировать у обучающихся умения различать окончания имён существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах.

               Задачи: 

    • воспитывать бережное отношение к природе;
    •  развивать умение анализировать и рассуждать;
    • обучать правильному написанию окончаний имён существительных.

       Универсальные учебные действия:

     личностные:

    • принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

    • признавать свои ошибки;

    • сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем;

     регулятивные:

    • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия;

    • осуществлять само- и взаимопроверку;

     предметные:

    • ориентироваться в учебниках, таблицах, рисунках, схемах;

    • наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

    • выполнять задание по аналогии;

     коммуникативные:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

    • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы;

    • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    Оборудование: карточки для групповой работы, картина с изображением птиц в кормушке, карточки с цифрами (обозначение склонений – 1, 2, 3), карточки с улыбающимися и грустными рожицами – по числу обучающихся в классах, костюмы для детей, презентация, словарь фразеологизмов.

    Ход урока

    1. Мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности

    Цель этапа: настроить обучающихся на учебную деятельность.

    Задачи:

    • актуализировать учебные требования (“надо”);

    • создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

    • установка тематических рамок.

    Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-суд. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. Посмотрите на доску, в записанных словах пропущены падежные окончания. (На доске написаны слова: на дуб…, от злост…, в пол…, из бочк…, в озер…, на вол…, в зелен…, у дич…) Это слова какой части речи?

    Ученики: Имени существительного.

    Учитель: В каком числе?

    Ученики: В единственном числе.

    Учитель: Обратите внимание на соединения элементов букв. Запишем окончания. (Обучающиеся выполняют задание учителя.) Мы сегодня будем закреплять знания о падежных окончаниях имен существительных в единственном числе, в частности в родительном, дательном и предложном падежах. Итак, начинаем судебное заседание.

    Прошу всех встать! Суд идет! Объявляю состав суда.

    Прокурор – государственный обвинитель, обеспечивает соблюдение законности (указывает на ученика, который будет выступать в роли Прокурора). Судья – должностное лицо, разрешает дела в суде (указывает на ученика, который будет выступать в роли Судьи). Адвокат – это защитник, он защищает интересы граждан в суде (указывает на ученика, который будет выступать в роли Адвоката). Секретарь (указывает на ученика, который будет выступать в роли Секретаря). Подсудимые – падежные окончания имен существительных единственного числа. Займите свои места. Свидетели – падежи. Слово предоставляется Прокурору.

    Прокурор: Сколько можно говорить про падежные окончания имен существительных единственного числа?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

    Адвокат: А я считаю, что нужно знать, в каком падеже, какого склонения, какие окончания пишутся.

    Судья: Прошу выйти сюда свидетелей. На книге законов поклянитесь говорить правду и только правду.

    Свидетели: Клянемся!

    Судья: Прошу получить документы! Ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и сдать суду.

    2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии

    Цель этапа: организовать подготовку обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

    Задачи:

    • актуализировать и обобщить у детей изученные способы действий, достаточные для построения нового знания;

    • актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учеников;

    • мотивировать обучающихся самостоятельному осуществлению пробного учебного действия, выявлению затруднений при его выполнении;

    • организовать рефлексию обучающихся пробного учебного действия.

    Судья: Задание: вставьте пропущенные окончания существительных, определите падеж и склонение.

    Лесная столовая

    Ребята с осени запасались желудями, шишками ел…, семенами берез… и ольх…, веничками из лебед….

    Кормушку повесили они у самой опушк…. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушк… и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушк… можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встреч….

    (Секретарь выполняет задание на доске. Группы сдают документы адвокату.)

    Судья: Прошу выйти сюда пострадавших.

    Пострадавшие (Окончания -е и -и): Мы больше всех страдаем, нас постоянно пишут неправильно. Дети забывают, в каком падеже нужно писать меня – -и, а в каком мою сестрицу – -е.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Цель этапа: организовать выявление обучающимися места и причины затруднения.

    Для выявления места и причины затруднения дети должны:

    • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию – где возникло затруднение;

    • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те знания и умения, которых недостает для решения исходной задачи.

    Учитель: Судья, мы сейчас разберемся, где какое окончание нужно писать. Назовите падежи, в которых можно усомниться при написании окончаний -и и -е. (Обучающиеся называют падежи.) А теперь скажите, в первом склонении, какие пишутся окончания в этих падежах? Во втором склонении? В третьем? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) У нас получилась таблица, знакома она вам? (Обучающиеся отвечают.)

    Склонение

    Падеж

    1

    2

    3

    Р. п.

    -и, (-ы)

    а, я

    и

    Д. п.

    е

    у, ю

    и

    П. п.

    е

    е

    и

    Вот видите, ребята, оказывается, знают, какие окончания в каких падежах нужно писать.

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    Цель этапа: в коммуникативной форме обдумать проект будущих учебных действий.

    Задачи:

    • поставить цель;

    • согласовать тему проекта будущих учебных действий;

    • выбрать способ, построить план достижения цели;

    • определить средства, ресурсы и сроки.

    Судья: Это мы сейчас проверим. Нужно выполнить вот такое задание. В учебнике есть упражнение (называет номер упражнения), которое подтвердит знания детей. Откройте учебник на странице (называет номер страницы учебника). Секретарь, читайте задание.

    Учитель: Записываем в тетрадь.

    (Дети коллективно выполняют упражнение, зачитывают свои ответы.)

    Прокурор: Это еще ничего не значит. Некоторые все равно ошибаются. Я хотел бы, чтобы дети выполнили еще задание.

    5. Первичное закрепление с проговариванием

    Цель этапа: решение обучающимися типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах или парах) с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Учитель. Хорошо, запишем предложение под диктовку: Еж накрылся листьями в своей норке. Ребята, нужно разобрать это предложение по членам и определить падежи имен существительных единственного числа. (Дети выполняют задание. Зачитывают свои ответы.)

    Судья: Что скажет нам защита?

    Адвокат: Вот еще доказательство того, что дети знают, когда какое окончание нужно писать. Об этом говорят результаты проверки сданных мне документов.

    (Адвокат озвучивает результаты проверки текстов “Лесная столовая”. На доске запись: Шишками ели, семенами березы и ольхи, веничками из лебеды, повесили у опушки, приходили к кормушке, рады встрече.)

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель этапа: организовать индивидуальную работу обучающихся.

    Задачи:

    • самостоятельное выполнение заданий обучающимися;

    • осуществление самопроверки выполнения задания, пошагово сравнивая результат с эталоном;

    • выявление и корректировка допущенных ошибок;

    • определение способов действий, которые вызывают у них затруднения и которые необходимо доработать;

    • осуществление рефлексии хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Судья: Я предлагаю всем отправиться на место происшествия. Вот на эту картину. (Показывает обучающимся картину, на которой изображена птичья кормушка в лесу.)

    Учитель: Ребята, как все эти птицы оказались на лесной опушке? Как можно назвать эту картину? (Примерные ответы: “Зимующие птицы”, “Лесная столовая”.) Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? (Обучающиеся предлагают варианты ответа.) Назовите птиц, изображенных на этой картине. (Обучающиеся называют.) Составьте с названиями этих птиц предложение, но чтобы оно подходило к этой схеме. (Обучающиеся выполняют задание.) По схеме видно, что в этом предложении есть… (однородные члены) какие? Прочитайте предложение, в котором они встречаются. (Ответ: К кормушке подлетели синица, снегирь, свиристель.) Запишите это предложение, определите падежи имен существительных и их склонения. (Обучающиеся выполняют задание учителя.) С заданием справились, молодцы!

    7. Повторение изученного ранее материала

    Цель этапа: расширить границы применимости обучающимися нового знания.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

    Учитель: Уважаемый суд! Я предлагаю всем сделать небольшой перерыв в заседании. Ребята, я хочу, чтобы вы отдохнули и вспомнили, что такое фразеологические обороты.

    (Примерный ответ обучающихся: Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, житейском разговоре, выступлениях, написании сочинений. Но, чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.)

    8. Физкультурная минутка

    – В поте лица – что это значит?

    (Обучающиеся предлагают свое определение фразеологизма. Учитель предлагает детям выполнить упражнение на расслабление мышц лица. Например, набирать в рот воздух, перекатывать его от щеки к щеке.)

    – А какое окончание вы бы написали в слове “поте” (в поте), почему? (Дети отвечают.)

    – Глаза на мокром месте – что это значит?

    (Обучающиеся предлагают свое определение фразеологизма. Учитель предлагает детям выполнить упражнения для глаз. Например, вращать глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.)

    – А какое окончание вы бы написали в слове “месте” (на месте), почему? (Дети отвечают.)

    – Сидеть на шее – что это значит?

    (Обучающиеся предлагают свое определение фразеологизма. Учитель предлагает детям выполнить упражнения для мышц шеи. Например, последовательно касаться подбородком левого и правого плеча, не поднимая головы вверх.)

    А какое окончание вы бы написали в слове “шее” (на шее), почему? (Дети отвечают.) Молодцы, справились с заданием!

    9. Реализация построенного проекта

    Цель этапа: обучать детей выдвигать гипотезы и строить модели решения проблемной ситуации.

    Задачи:

    • решение обучающимися исходной задачи, вызвавшей затруднение;

    • преодоление затруднения.

    Учитель: Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы умеете определять склонения существительных. Что для этого нужно сделать? Я говорю слова, а вы определяете склонение этого существительного. Показываем карточку с цифрой – номером склонения.

    • на льдине – 1;

    • у сугроба – 2;

    • у снегиря – 2;

    • перед морозом – 2;

    • после вьюги – 1;

    • метель – 3;

    • по насту – 2;

    • за снеговиком – 2;

    • за подснежником – 2;

    • снежок – 2.

    Молодцы, ребята! А какие вы услышали однокоренные слова? Почему их можно назвать однокоренными? Докажите. Так, как же определить склонение существительного? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)

    Адвокат: Я считаю, что доказательств уже достаточно и прошу освободить моих подзащитных.

    Прокурор: А я прошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.

    Учитель: Хорошо, мы сейчас выполним такое задание. Ребята записывают слова с доски по вариантам: 1-й вариант – пишет только слова с окончанием -е, а 2-й вариант с окончанием -и. Проверка проводится устно.

    Слова: на речке, у реки, на площади, на площадке, у кровати, на кроватке, на льдине, с ветки.

    10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Цель этапа: рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.

    Задачи:

    • выявление обучающимися соотношения цели учебной деятельности и ее результатов, фиксация их соответствия;

    • формирование цели дальнейшей деятельности.

    Адвокат: Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные окончания имен существительных единственного числа. Дабы оградить моих подзащитных от злобных нападок прокурора, предлагаю сделать вывод.

    Учитель: Как проверить безударное окончание имен существительных?

    Ученики: Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо: определить падеж, определить склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

    Судья: Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: безударные окончания оправдать и постоянно их проверять. Отношение каждого к теме заседания мы сейчас увидим на смайликах. (Обучающиеся показывают карточки с изображением улыбающегося человечка – смайлик.)

    Учитель: О чем говорили мы сегодня на уроке? Спасибо всем, кто активно помогал нам и защищал безударные окончания. Надеюсь, вы все научились их проверять. А теперь запишите домашнее задание. (Учитель задает обучающимся домашнее задание.) Всем спасибо за отличную работу!

    Литература: УМК «Перспективная начальная школа», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык» 3 класс. М., АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК,  2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

    Конспект урока русского языка.  1 класс.  УМК «Перспективная начальная школа»  Тема урока: Дети осваивают алфавит.(Урок проводится в читальном зале детской районной библиотеки)Цел...

    Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа», Правописание о, е, ё после шипящих

    повторить правописание о, е, ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных, прилагательных и глаголов;. познакомить с правописанием о, е, ё после...

    Урок русского языка. 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Орфограммы в приставках»

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме Орфограммы в приставках" сформирует целостное представление об известных  четвероклассникам орфограммах в приставках, практически зав...

    Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи

    Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий  Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2.  Развивать умение употреб...

    Урок русского языка 3 класс УМК перспективная начальная школа . Родительный падеж

    Цель: Познакомить детей с родительным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении. Прилагается презентация к уроку...

    Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение

    Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:Планируемые результаты :Предметные:- продолжить работу над пониманием основной мысли, выра...