Конспект урока во 2 классе "Имя прилагательное".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Габова Татьяна Леонидовна

Конспект урока во 2 классе "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yazyka_imya_plrilag.gabovoy_t.l.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 25» г. ПЕРМИ

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

 по теме  «Имя прилагательное»

Учитель начальных классов

Габова Татьяна Леонидовна

Предмет: русский язык

Класс: 2  «Г»

Тема: «Имя прилагательное».   Место урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

 Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.

Задачи:

Формирование УУД:

  • познавательные

   - уметь различать имя прилагательное от других частей речи,

- находить  их в тексте,

- показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

  • регулятивные 

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   - проговаривать последовательность действий на уроке;

   - учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

   - учить составлять алгоритм действий и  работать по нему;

  •   личностные - продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
  • коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Оборудование: проектор, ПК, карточки для работы в парах; группах, презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1.Орг. момент.

- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд за новыми знаниями!

-  Дети приветствуют гостей. Улыбаются друг другу.

Садятся под стихи учителя.

Слайд

Русский язык

2 класс

Учитель начальных классов Габова Татьяна Леонидовна

 2. Мотивация и актуализация урока

  - Послушайте 1 куплет песни известного детского композитора Шаинского «Пропала собака». (Музыка уходит на «нет».)

    - Гуляя по улицам города мы иногда видим объявления о пропавших кошках, собаках. Вот примерно такого содержания, как на экране.  -  Поможет ли оно найти любимого питомца?

- Почему?


- Что для этого необходимо?

- Какие слова мы можем использовать для более точного описания?


Сегодня  на уроке мы и узнаем.


- Прочитайте  фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?


- Зачитайте фразеологизмы и объясните свой ответ.

-Какие  фразеологизмы могут стать  девизом нашей работы на уроке?

Дети слушают песню.



Нет, не поможет.

Не понятно.

Более точное описание своего животного.



Дети читают. Это устойчивые словосочетания, используемые в переносном значении.  


Дети зачитывают и объясняют их значение.

  • Навострить уши. (С вниманием и интересом слушать.)
  • Не покладая рук. (С большим усердием.)
  • Подать руку. (Оказать помощь в какой работе.)
  • Спустя рукава (не стараться)
  • Считать ворон. (Отвлекаться.)

Слайд  

С объявлением о том, что пропала собака




Слайд

  • Навострить уши
  • Не покладая рук
  • Подать руку.
  • Спустя рукава
  • Считать ворон

(последние два исчезают с экрана)

- Ребята, посмотрите внимательно на слова, которые даны на экране. Какие задания вы можете предложить?

 Индивидуальная или работа в парах (в тетрадях).      Посадка при письме под рифму:

* Я тетрадочку открою                                               И как надо положу.                                            Я друзья от вас не скрою.                                 Ручку я вот так держу.                                          Сяду прямо не согнусь.                                     За работу я возьмусь.

 -Предлагаю записать   в тетрадь эти слова в три столбика.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку.

- Что можете сказать о словах в 1-ом столбике? - По какому признаку определили, что это имена существительные?

- Что можете сказать о словах во 2-ом столбике? Как определили?

- Что можете сказать о словах в 3-ем столбике?  Почему их так называли -    прилагательными? Кто сможет объяснить значение слова. В этом поможет нам этимологический словарь

- Что вы знаете об этой части речи?

                                                             Разделить слова на три группы по частям речи, составить предложения и т.д.






Дети записывают  слова в тетради.                      

Дети обмениваются тетрадями и делают самопроверку сравнивания со словами - эталоном на экране.

Это существительные. По вопросам.                                                                  

Это глаголы. По вопросам.

 Это имена прилагательные.

                                                              Это имена прилагательные.

Мы больше пока не знаем об этой части речи.





Слайд  

лиса, яркое, тянется, сидели,  теплый, коты, наступил, солнце,  рыжая, бежит, день, пушистые.

                                           


Слайд.                Проверка.                Слова распределены по столбикам: имя существительное, глагол, имя прилагательное

Слайд. Этимология слова «прилагательное»

3. Определение темы и цели урока

- Дети, подумайте и скажите, о  чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Какую цель мы поставим на уроке?

- В конце  урока мы должны будем закончить следующие фразы.

                                                                Мы будем говорить об имени прилагательном.

- узнать  об именем прилагательным

- что обозначает, определить признаки и какую роль играет имя прилагательное в нашей речи.

Слайд. ТЕМА УРОКА: имя прилагательное

Слайд. ЦЕЛЬ УРОКА:                  - познакомиться …           -  уметь распознавать ..              -  наблюдать …

- Предлагаю поработать в группах.                       - Дети рассаживаются по группам.  У каждой группы  свой номер.                                                    - Правила работы в группе.                                -  Готовность  - «домик» ,                                         - время окончания работы   - звоночек

Слайд.Грамматические признаки имени прилагательного

Обозначает…                     Отвечает….                        Изменяется…

4.Открытие нового знания и первичное закрепление.

Работа в группах.  

Задание 1. Игра « Угадай».  Кто и что это?»      Каждой группе дается определенный предмет, животное или др. Группа записывает слова прилагательные, характерные данному предмету.  Другая группа должна отгадать кто или что это?              № 1 – волк, № 2 – лиса, № 3- слон, № 4 – заяц, № 5 – береза.(символ нашей Родины!)

   – По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь?

-  Какой можно сделать вывод?



- Дети одной группы зачитывают  слова  описания, но самые характерные признаки указывают в конце, помогающие легко угадать задуманный предмет.  

Другие группы слушают и отгадывают.все эти слова обозначают признаки предметов, животных, явлений и отвечают на вопросы  какой? Какая? Какое? Какие?

- роль – уточняют и описывают предмет  

Слайд.  Появляются фотки по мере отгадывания живого существа группами

  • Фото волка
  • фото лисы
  • фото слона
  • фото зайца      
  • Фото березы.

 


 

Работа в группах

Задание 2.  Соедините  линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся.

Мёд              зелёный  сладкое                                                            трава                                                                        поле            большая                                                        дни. Жаркие

- Почему не получается составить словосочетания?                                                   - Что делать?                                                           - Что мы можем узнать у имени существительного ? (род)                                      - Ставим от имени сущ. вопрос к имени прилагательному? - Какой можно сделать вывод?              

-

Дети пытаются соединить стрелочками прилагательные с существительными. У них не получается.




 Дети проставляют род у имени существительного.

имена прилагательные изменяются по числам и родам, Число и род зависят от имени существительного

Слайд

Мёд              зелёный       сладкое   большая                                                                                                                             трава       жаркие                                                                 поле                                                                           дни

Слайд. 

Правильно составленное словосочетание с вопросами и родами.

Работа в группах. 

Задание 3. Найди общее прилагательное к каждому из трех существительных. Подчеркни сочетание слов в переносном значении.


Ключ          золотой, твердый    

Характер


Дорога

Дисциплина  железная

Хлеб

Климат мягкий

хвост

холод   собачий

нора

хитрость   лисья

Вывод. Что еще нового узнали об имени прилагательном.






Каждый по одному выражению зачитывает и объясняет значение



Имя прилагательное может отвечать и на др.вопросы Чей? Чья?

Слайд 7 

Ключ          золотой    

Характер


Дорога

Дисциплина  железная


 

Хлеб

Климат мягкий

хвост

холод   собачий

нора                              хитрость   лисья

5. Физ.минутка

1. Подбери прилагательные, противоположные по значению и передающие состояние и настроение, изобразите их друг другу:

Смелый – трусливый
Добрый – 
злой
Кислый – 
сладкий
Веселый 
– грустный
Маленький
 –                                       большой

  1. упражнение на улыбку. Проводит Ульяна, участница ШНПК «Влияние улыбки на настроение человека»

 

Слайд  9

Эти  сочетания слов и на экране.

6.Закрепление темы

Задание 4. Прочитайте  текст.

- Понятно ли о чем идет речь в тексте?

- Вспомните, на каком уроке мы говорили о весне? О весенних изменениях  в живой и неживой природе.

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Предложения расставлены не по логическому порядку)                                           -Заслушиваем.                                                       – Интересный ли получился текст?

- Что нужно сделать, чтобы этот текст зазвучал красиво?    - Распространить их, используя имена прилагательные.                              *Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

(*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.)

 Вывод.  Для чего нужны прилагательные? Какую роль они играют в нашей речи?


Этот текст о весне.

Расставить предложения в логической последовательности.

Составляют по порядку.

Зачитывают. Сравнивают с другими группами.

Подобрать подходящие имена прилагательные

Они придают  тексту красочность, красивее звучит.




Служат для описания и уточнения предмета, явления, события.

Слайд

1. Текст не в логической последовательности.


Слайд.

Высвечивается правильное расположение предложений.

-Ребята, какое задание вы еще можете предложить?


- Каждой группе даю 1 минуту подумать над названием текста.

- Название чьей группы наиболее точно передает содержание текста.

Придумать название нашему тексту.

Дети проговаривают  название текста.

7.Итог урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?


Задание 5. Заполнить таблицу

- С чем познакомились?

-  Что такое имя прилагательное?

-Какую роль они выполняют в речи?


- Вернемся к объявлению. Какие слова помогут быстро найти пропавшего щенка?

 - Как трудились? фразеологизмы, которые были помощниками в вашей работе.



Имена прилагательные нужны для описания и уточнения.

Заполняют таблицу и сверяют с таблицей на экране)





Имя прилагательное.

  Слайд  Грамматические признаки имени прилагательного (заполнение таблицы)

Обозначает признак предмета, явления, состояния и т.д.…                     Отвечает на вопросы…

Изменяется по числам и родам

Служит для  более точного описания предмета    и т..д.

8. Домашнее задание.



Творческое задание на дом.

- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.

- Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными.  


 

Слайд 15

Домашнее задание

9.Рефлексия.

В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

У Вас на столе лежат ладошки, вырезанные из бумаги желтого цвета. Прошу на мой вопрос поднимать ладошку, если ты с фразой согласен.

- оценивание работу групп.

Спасибо за работу.  Урок окончен.

Сегодня на уроке мне:

  • Было интересно …
  • Было трудно …

  • Могу  отличать…
  • Могу помочь …

Слайд 16

  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Могу  отличать…
  • Могу помочь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное» (2 класс)

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное» (2 класс)...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».

Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...