Открытый урок по русскому языку в 4-ом классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Степина Людмила Олеговна

Тема урока: "Правописание бузударных падежных окончаний имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок.24.63 КБ
Office presentation icon Презентация.1018.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-ом классе

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1, 2, 3, склонения в единственном числе».

 

Цели:

-Совершенствовать умения распознавать падежи, тип склонения существительных, обосновывать написание безударных падежных окончаний, употреблять существительные в нужном падеже.

-Развивать память, наблюдательность, речь учащихся, учить их делать выводы, обобщения.

-Расширять знания детей о пользе, которую леса приносят человеку, о необходимости  охраны растительного мира нашей Родины.

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Вы уже обратили внимание, как много гостей сегодня у нас на уроке. Поэтому вы должны быть особенно внимательными, собранными и активными.

2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

Слайд 1.

            к площади                               к площадке

            к кровати                                к кроватке

            к лошади                                 к лошадке

-Прочитайте слова на экране.

-Что объединяет все эти слова, является общим для них?

(Сущ., ед. число, дат. п., безударные окончания.)

-По какому признаку я разделила слова на два столбика?

(разные окончания)

-Вы назвали много общих признаков, почему же окончания разные?

            (разное склонение)

-Итак, что надо учитывать при написании безударных падежных окончаний?

            (склонение и падеж)

- Вы уже догадались, чем будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

Слайд 2

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

- Сегодня мы закрепим наши знания по этой теме.

-Давайте составим алгоритм наших действий при выборе  окончания существительного. Итак, с чего начнём наши рассуждения.

Слайд 3.

 

3.Чистописание.

-На минутке чистописания мы повторим написание следующих заглавных букв. Назовите их.

            В И Д П Т Р

-Что они вам напомнили? Сколько их?

            (это буквы падежей)

-Запишите их в том порядке, как принято называть падежи друг за другом.

-Обратите внимание на высоту букв, наклон, правильное написание верхнего элемента в буквах Т, П, Р.

-Прочитайте следующие строки на доске.

            В тревог..  рощи и леса,

            Роса на травк.. , как слеза!

-Какая орфограмма пропущена в словах?

-Допишите окончания, действуя по составленному нами алгоритму.

-Какие ещё орфограммы встретились в словах, обозначьте.

- Запишите.

-Какое сравнение использовал автор?

-Чьи это слёзы?

-Подберите синонимы к слову тревога.  (волнение, опасение)

 

4. Беседа.

-Задумайтесь, о чём может плакать лес. Посмотрите следующие фотографии.

Слайд4.

-Почему же на Земле с каждым годом становится всё меньше лесов?

Люди вырубают леса из-за древесины. Много срубленной древесины остаётся в лесах и пропадает без всякой пользы.

Слайд 5.

Много леса погибает во время пожаров. Почему это может произойти? Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могу вызвать пожар. Разводя костёр, люди часто выбирают неподходящее место - рядом с деревьями    , низко висящими ветками. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это плохо, и костёр снова разгорается.

Слайд 6.

            А сколько мусора оставляют люди после себя в лесу? К чему это может привести? Лес теряет свою красоту, если он захламлён. О железо, стекло может пораниться животное.

            Раньше людям казалось - лесов так много, что вырубить их все просто  невозможно. «Лес по деревьям не плачет», говорилось в народной пословице. Это было давно. Теперь стало ясно: леса в опасности, более половины их уже уничтожено. Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски. Платить за бесценные дары любовью и защитой.

 

5.Наблюдение за словообразованием..

-Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их по составу.

Лес, лесок, лесник, лесничий, лесной, перелесок, подлесок.

Перелесок – небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков или редкий лес, соединяющий лесные массивы.

-Есть ещё такое слово – подлесок, запишите. Как вы думаете, что оно означает? Вас оно заинтересовало? А где можно узнать его значение?  (в толковом словаре)

-Это будет одним из дом. заданий.

Подлесок - кустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива.

-Что мы записали?

-С помощью чего образуются новые слова?

-Сравните основы.

 

            6.Наблюдение за словоизменением.

- Сколько же всего дарит нам лес. И это не только древесина. Лес радует своей красотой. А какое дерево называют гордостью наших лесов, символом нашего государства, к его названию очень часто добавляют слово русская. Ответ найдём в стихотворении.

Слайд 7.

            Деревьев разных не сочтёшь-

            Одно другого краше.

            Но где ты дерево найдёшь

            Родней берёзки нашей.

 (В. Алексеев)

 

-Являются ли родственными слова, которые я подчеркнула?

-Как изменилось слово?   (число, падеж)

-Что при этом меняется?  (окончание)

-А основа?

- Как изменяются имена сущ.?

- Как называется изменение имён сущ. по падежам?

- Склонение- это словообразование или словоизменение.

 

            7. Склонение существительных.

-Сейчас поработаем все вместе по карточкам. Из каких двух частей они состоят.  (Первая обозначает основу, а вторая – окончание.)

-Почему вторая часть карточки разделена на 6 частей?  (6 падежей)

-Почему первая часть не разделена?  (Она обозначает основу, а основа слова не меняется, меняется только окончание.)

-Допишите падежные окончания имён существительных.

-Проверим.

-Кому достались сущ. 1 скл.

-В каких падежах имеют окончание –е

-Какие окончания в т. п.?

-Кто работал с сущ. 2 скл.

-Есть окончания –е?

-В каком падеже?

-Какие окончания в Т. п.

-Есть ли окончания –е в 3 скл.

-Какая орфограмма появляется в форме Т.п.

-Что будем учитывать при выборе окончания.

            8. Комментированное письмо под диктовку. Работа по карточкам.

-Будем тренироваться в правописании безударных падежных окончаний сущ.

-У доски 2 ученика будут работать по карточкам.

-Остальные записывают словосочетания, выполняя орфографический разбор. Комментировать будет…

            Ведёт к роще, висят на берёзе, запах земляники, в нежной зелени,

            расцвели на поляне, свежим воздухом, подбежал к ёлке.

-Проверим работу по карточкам.

-В каких падежах, у сущ. какого склонения пишется окончание  –е? А –и?

 

            9.Физкультминутка.

-Что ещё очень важное даёт человеку лес?

-Лесные растения выделяют огромное количество кислорода. Лес очищает воздух. Прогулки в лесу улучшают наше настроение и укрепляют здоровье.

-Выпрямитесь, отведите назад плечи, расслабьте их, наклоните голову назад, вперёд. Глубоко вздохните, медленно выдохните.

Слайд 8.

-Представьте, что вы в лесу, вдыхаете свежий воздух, слушаете пение птиц, шелест листьев. Закройте глаза. Отдохните.

 

            10. Работа со словарными словами по уровням.

-На доске слова, с которыми мы буде сегодня работать. Задания будут разными.

Задание 1 уровня.

Записать слова, выделить орфограмму, определить склонение.

                                   Задание 2 уровня.

Записать слова в предложном падеже, выделить окончания, определить склонение.

                                   Задание 3 уровня.

Составить словосочетания с каждым словом, употребив сущ. в косвенных падежах, определить склонение, падеж, выделить окончания.

Проверка.

1 уровень.

- Выйти к доске, вставить пропущенные безударные гласные, определить склонение.

2 уровень.

- Какое задание выполняли?

-Окончания при этом получились одинаковые?

-Почему?

3 уровень.

-Прочитайте составленные вами словосочетания.

-Все ли выделенные вами окончания, являются орфограммами?

 

            11. Упр.123, с. 101.

-Всегда ли возникает потребность в проверке окончаний?

-Когда падежные окончания орфограммой не являются?

(Если окончание ударное, если нет варианта написания)

-Назовите только те сущ., у которых окончания – орфограммы.

 

            12. Работа по составлению текста.

-Вы любите бывать в лесу? Лес красив и полон чудес в любое время года. Хорошо и радостно весной в лесу, когда пробуждаются от сна деревья, появляются молодые нежные, листочки. Словно в сказку попадаешь в зимний сонный лес. Давайте вспомним, как красив был лес в осенние дни.

-Прочитайте предложение

  Слайд 9

 Мы медленно бредём по лесной тропинке.

- Внимательно прочитайте предложение.

- Назовите все орфограммы по порядку.

-Прочитайте ещё раз. Постарайтесь запомнить. Запишите предложение в тетрадь по памяти.

-Проверим.

Слайд 10.

-Открою запись второго предложения.

Под ногами тихо хрустели опавшие листья.

-Прочитайте предложение.

-Может, кто-то из вас заметил и скажет:

Все ли слова точно передают мысль. Давайте поразмышляем.

(Хрустят не листья, а сухие ветки деревьев)

-Давайте выберем слово, которое более точно и выразительно передаёт мысль нашего предложения.

(«Шелестят» тоже не подходит, шелестят листья на деревьях под ветром, листья под ногами именно шуршат.)

Слайд 11.

Под ногами тихо шуршали опавшие листья.

-Назовите орфограммы.

-Запомните. Напишите по памяти.

-А теперь к данному началу давайте составим и запишем  несколько своих предложений. Расскажем о том, какой он  осенний лес. Какие удивительные картины могли бы вы увидеть в нём.

Слайд 12.

            Самостоятельная работа.

-Прочитайте, что у вас получилось?

-Что вы записали?  (текст)

-Докажите, что это текст.

-Как его можно озаглавить?

            13. Синтаксический разбор предложения.

-Разберите 2 предложение по членам предложения и по частям речи.

            14. Заключение.

-Человек может многое. От человека, то есть от нас зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, «болеть душой» за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: «Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети»

            Конечно охрана лесов – обязанность государства. Но жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в нём. Нельзя забывать, что мы в гостях у природы и обязаны выполнять правила.

Слайд 13.

-Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей.

            15. Итог

-Какая орфограмма была сегодня главной на уроке.

-Кто может сказать, что он научился правильно писать безударные падежные окончания имён существительных?

-Кому ещё это сложно?

-Не переживайте, у нас ещё будут уроки по этой теме, всё у вас получится.

            16. Ваше домашнее задание. Написать мини сочинение «Берегите лес».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

к площади к кровати к лошади к площадке к кроватке к лошадке

Слайд 3

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Слайд 4

начальная форма окончание род склонение падеж окончание

Слайд 9

Деревьев разных не сочтёшь – Одно другого краше. Но где ты дерево найдёшь Родней берёзки нашей.

Слайд 11

Мы медленно бредём по лесной тропинке.

Слайд 12

Под ногами тихо хрустят опавшие листья. шелестят шуршат

Слайд 13

Под ногами тихо шуршат опавшие листья.

Слайд 15

НЕ резать кору ломать ветки рвать редкие растения оставлять без внимания костры разрушать гнёзда и муравейники мусорить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

Открытый урок по русскому языку в 1-ом классе по теме " Знаки препинания в конце предложения".

Данный урок был представлен на семинаре учителей ВАО города Москвы в 2009 году при обучении детей разных национальностей в одном классе и получил высокую оценку педагогов....

Открытый урок по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс.

Самоанализ открытого урока по русскому языку, проведенного в 2 А классе по теме: « Имя прилагательное».  23 января 2012 годаМушникова О.А. МОУ Гимназия № 18. Конспект урока по теме...

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе

Тема: "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине слова". Урок систематизирует знания об обозначении мягкости согласных звуков с помощью мягко...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...