Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Локтина Любовь Васильевна


Урок русского языка по теме: Средства связи слов в предложении. Учебник Нечаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx305.76 КБ
Файл sredstva_svyazi_slov_v_predlozhenii.pptx281.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в     3     классе 

по   системе  Л.  В. Занкова

          Локтина Любовь Васильевна

                                   учитель начальных классов  

МОУ «лицей №9»  г. Белгорода

Тема: Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация).

Первый урок русского языка (3 класс) в разделе «Как из слов образуются предложения» (ноябрь)

уместно посвятить первый урок этой темы наблюдению всех средств построения предложения, а на втором уроке уже акцентировать внимание на средствах связи слов в предложении и работе со словосочетанием.

1- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

 2- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами

в словосочетании и предложении; 

Характеризуют средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация). Разбирают словосочетания.

Методическое обеспечение: Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева «Русский язык»  учебник для 3 класса, 2007г.(1 часть)

Цели:

  • создать условия для наблюдения, исследования и применения обучающимися средств построения предложения;
  • содействовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
  • способствовать формированию коммуникативных  компетенций учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учебного материала, карты исследования.

Ход урока

I.Организационный момент

II.  Проверочная работа «Дополни высказывания»

А)   - В начале урока предлагаю вам проверить свои знания. Возьмите листочки. Предположите, какое задание нужно выполнить.

  1. Предложения по цели высказывания:

                   1)__________________________

                   2)___________________________

                   3) __________________________.

  1. Предложения по интонации:  

                          1)_________________________

                   2) __________________________.

  1. Грамматическая основа предложения это ___________________________________________.
  2. Нераспростаненное предложение – это  ______________________________________________.
  3. Распространённое предложение – это _______________________________________________ .

Б) Проверку проведем в парах. Обменяйтесь листочками. Проверьте правильность выполнения задания и за каждое веерное высказывание поставьте 1 балл.

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

СЛАЙД 1

III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию нового материала

- Какая тема объединяет все  эти высказывания? Предположите, о чем мы будем вести разговор на уроке.

СЛАЙД 2

- Какое задание можем выполнить?

- Вы сформулировали тему урока.  Какие действия вам пришлось выполнять?

- Итак, продолжите мою мысль: чтобы построить предложение необходимо… (определить порядок слов в предложении)

- Какую цель мы перед собой поставим? ( Будем учиться строить предложения).

- Можно сказать, что мы будем наблюдать удобные средства для построения предложений.

- Какие умения нам понадобятся?

СЛАЙД 3

III.Работа над основной темой урока

- Обратимся   к учебнику, откройте страницу 95, найдите упражнение 172.

- Какое задание предлагают авторы?

 Составь предложение из данных слов:

небо        падать

снежинки        лёгкий        голубой

-        Какие действия тебе пришлось выполнять, чтобы получилось предложение?

Учитель дает возможность детям прочитать записи и подумать. Ребята замечают, что необходимо изменить порядок слов, форму некоторых слов, добавить предлоги (обратить внимание, что это служебные слова).

- Запишите данное предложение.

- Чтобы рассмотреть и другие средства построения предложений предлагаю работу в группах.

Каждая группа получает карту исследования

I группе предлагается изменить форму слов, II – заменить слова родственными, III – изменить цель высказывания, IV- дополнить предложение новыми частями речи.

СЛАЙД 4

  1. Группа.   С серого неба падает лёгкая снежинка.
  2. Группа. С серого неба падает лёгкий снег.

             С серого неба падают лёгкие снежиночки.

  1. Группа. С серого неба падают лёгкие снежинки? 
  2. Группа. С тёмного неба летят резные снежинки.

Обобщенный вывод из высказываний детей следующий: совершая предложенные изменения, мы изменяем смысл высказывания, а значит,  получаем новое предложение.

- Какой вывод можно сделать?

(Совершая изменения, мы получаем новое предложение.)

IV. Физ. пауза.

V.   Работа с учебником. (продолжение)

-Прочитайте задание б) к упражнению.

- Что необходимо выполнить?

Выполните взаимопроверку, поставьте 1 балл за нахождение грамматической основы и 1 балл, если правильно указаны части речи.  

СЛАЙД 5

VI. Самостоятельная работа.  УПР.173

-  Как связаны между собой слова в предложении?  (по смыслу)

- Что помогает установить связь слов в предложении? (вопросы)

Выполните самопроверку.

СЛАЙД 6

1 балл если нет ошибок

IV. Применение полученных знаний.  Работа в парах.

- Для чего нужно уметь пользоваться средствами связи слов в предложении?

Эту работу можно продолжить в парах,  а можно предложить, как самостоятельную.

Ваня Иванов написал для нашей школьной газеты небольшое сочинение, но что-то в нём не так. Помогите, пожалуйста, его отредактировать.

СЛАЙД 7

Подул лёгкий ласковый ветер. Закачается тонкая берёзка. Зашумела листва. Песня её прекрасна.

Дети предлагают приблизительно следующий вариант:

СЛАЙД 8

Подул легкий ласковый ветерок. Закачалась тонкая березка. Зашумела  нежная листва. Песня ее прекрасна!

Учитель: Какие средства помогли отредактировать этот отрывок художественного текста?

Ученики: Изменение формы слова (закачалась), замена слова родственным (ветерок), дополнение самостоятельной частью речи (нежная), изменение интонации (последнее предложение).

V.Подведение итогов

СЛАЙД  9, 10

Сосчитайте баллы по карточке и по тетради  (6-7 знания устойчивые)  (9-10 знания устойчивые)

                                                                              (4-5- нужно доработать)     (7-8 нужно доработать)

                                                                                (2-3 – требуется помощь )    (5-6 – требуется помощь)

VI. Рефлексия предметная

- Накую тему мы рассматривали на уроке?

- Назовите средства связи слов в предложении которые вы запомнили.

- Если вам понятно как работает данное средство, вы поднимаете зелёный сигнал, а если испытываете затруднения – красный.

СЛАЙД 11

Рефлексия эмоциональная

- Подведем итог.

-Какая деятельность для вас была более полезной?.

- Прикрепите флажок к соответствующей карточке.

VII. Домашнее задание

СЛАЙД 12

Упражнение №174, стр.88 учебника «Русский язык»- авторы Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева.

Авторы предлагают распространить предложение с условием, что во всех предложениях основа должна быть одинаковой: медведь мечтает.В каждом следующем предложении должно быть на одно слово больше.

Литература

1.        Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

2.        Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 3 класс». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

Выбирай: подбирать родственные слова, изменять форму слов, определять цель высказывания, интонацию, добавлять слова самостоятельных частей речи, добавлять служебные слова, определять порядок слов, оформлять предложение

Учитель: Как же их сделать распространенными?

Ученики: Добавить второстепенные члены.

Учитель: Сейчас я это быстренько сделаю.

На новом слайде следующие варианты:

Снежинка небо легкий падает голубой.
Тихий спускается вечер город спокойный.
Сон убаюкивает сладкий.

Учитель: Какие предложения у вас получились?

Ученики: На спокойный  город спускается тихий вечер.

                 Убаюкивает сладкий сон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Предложения по цели высказывания: 1) повествовательные 2) вопросительные 3) побудительные. 2. Предложения по интонации: 1) восклицательные 2) невосклицательные. 5. Грамматическая основа предложения это подлежащее и сказуемое. 6. Нераспростаненное предложение состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемоего ) грамматической основы. 7. Распространённое предложение состоит из

Слайд 4

1. С серого неба падает лёгкая снежинка. 2. С серого неба падает лёгкий снег. С серого неба падают лёгкие снежиночки . 3. С серого неба падают лёгкие снежинки? 4. С тёмного неба летят резные снежинки.

Слайд 5

С серого неба падают лёгкие снежинки. Пр. Прил. Сущ. Гл. Прил. Сущ.

Слайд 6

снежинки (какие?) лёгкие падают (откуда? с чего?) с неба

Слайд 7

Подул лёгкий ласковый ветер. Закачается тонкая берёзка. Зашумела листва. Песня её прекрасна.

Слайд 8

Подул лёгкий ласковый ветерок. Закачалась тонкая берёзка. Зашумела нежная листва. Песня её прекрасна!

Слайд 9

6-7 баллов - знания устойчивые 4-5 баллов - нужно доработать 2-3 балла - требуется помощь

Слайд 10

9-10 баллов - знания устойчивые 7-8 баллов - нужно доработать 5-6 баллов - требуется помощь

Слайд 11

Определять порядок слов. Изменять форму слов. Добавлять слова самостоятельных частей речи. Подбирать родственные слова. Определять цель высказывания, интонацию. Добавлять служебные слова Оформлять предложение

Слайд 12

Упр. 174, стр.88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...