Урок русского языка во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема: "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Галкина Светлана Геннадьевна

Актуальность этой разработки  обусловлена тем, что она направлена на формирование у ребёнка умения рассматривать слова и группы слов с разных точек зрения и  понимание элементарных словообразовательных процессов русского языка. Урок способствует  развитию логического мышления, формированию умения решать учебные задачи с помощью  анализа, синтеза, поскольку это позволяет установить существенные признаки объектов, а также  сравнения, которое позволяет определить общие существенные признаки.  Творческая работа на уроке направлена на развитие речи и её культуры, на формирование коммуникативных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.9 КБ
Файл презентация2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Тема: Состав слова

Учитель: Галкина Светлана Геннадьевна

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

- Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, тогда начнём урок,

Не теряя время,- в срок!

Подготовка к работе

Регулятивные (саморегуляция, контроль)

2. Актуализация знаний

Словарная работа, подводящая к теме урока

- Чтобы узнать, над какой темой мы будем сегодня работать, напишем небольшой буквенный диктант. Будьте внимательны!

 -1-я буква – соответствует первой букве из названия нашего посёлка (С)

2-я – соединяет части сложного слова ПАРОВОЗ (о)

3-ю букву мы бы написали на конце слова АДРЕС (с)

4-я – на конце слова БИЛЕТ (т)

5-я – на месте безударного гласного звука в корне слова МАШИНА (а)

6-я буква – на месте непроизносимого согласного  в слове ЗДРАВСТВУЙ (в)

………………………………………

1-я буква – 19-я по счёту в русском алфавите (с)

2-я – на месте непроизносимого согласного в слове СОЛНЦЕ (л)

3-я – на месте безударного гласного в названии столицы нашего государства (о)

4-я – на месте парного согласного в конце корня  слова  СПРАВКА (в)

5-ю – вы бы написали в слове на месте безударного гласного звука в слове НАРОД (а)

- Продемонстрируйте и оцените свои работы. (Приложение 2: если всё удалось – закрасьте кружок зелёным цветом, если нет- красным)

- Прочитайте название темы урока.

С

о

с

т

а

в

с

л

о

в

а

Мыслительные операции и учебные навыки

Словарная работа в парах (У детей на столах – листы со схемами вида (Приложение1):

 (Задания читаются учителем, клетки заполняются детьми последовательно)

Коммуникативные (согласование действий с партнёром);

познавательные

(общеучебные);

регулятивные

 (коррекция, оценка)

3. Постановка учебной задачи.

 Слайд №1

- Что же такое состав слова? Когда ещё вам приходилось слышать слово состав? Давайте посмотрим на это слово с точки зрения его толкования и заглянем в толковый словарь.

Слайд №2

- Итак, какое это слово, судя по количеству значений? (Многозначное)

 -  Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие знания нам потребуются?

- А сейчас предлагаю посмотреть на нашу запись с точки зрения каллиграфии. Какие элементы написанных вами букв встретились вам чаще других? (Овал и полуовал)

- Запишите название темы в тетради каллиграфически правильно. (Состав слова)

- Оцените свою работу. (Приложение 2)

- Пока мы с вами беседовали и записывали название темы урока, у Маши и Миши уже возник спор. Прочитайте об этом в учебнике

Слайд № 3

Знакомятся с новым понятием с разных точек зрения, ставят цели

Регулятивные

(целеполагание);

познавательные

(общеучебные, логические);

коммуникативные (построение речевых высказываний)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

(стр. 74-75)

- С чьим мнением вы согласны? Почему? А почему ошибся Миша? Все ли слова имеют такой же состав, как и слово ПРОВОДНИК?

(Нет, у каждого слова – свой состав, а слов очень много)

- А что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться? (Части слова, их место в слове, значение и назначение; умение делать разбор слова по составу)

- Да, действительно, слов в русском языке очень много, но сегодня мы сможем понаблюдать за целыми группами слов и посмотрим на них с точки зрения их состава. 

Составляют план достижения цели и определяют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; алгоритм разбора слова по составу)

Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);

коммуникативные (построение речевых высказываний)

5. Первичное закрепление,

воспроизведение материала на новом уровне

6. Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 №79 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слова на –иха: ежиха, моржиха, слониха, портниха, лосиха, ткачиха, зайчиха, волчиха, паучиха; кроме слова  повариха )

- Когда мы уже работали с этими словами? (Когда изучали, как делаются слова)

- Итак, что можете сказать о составе этих слов? (Их состав одинаковый)

- Из каких частей состоит каждое слово? (Из корня, суффикса и окончания)

- Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? ( Суффикс и окончание)

- Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрения смысла? ( Суффикс –их- в словах-предметах показывает, что все эти слова женского пола; окончание –а – все слова – женского рода)

 - Разберём по составу первые 3 слова, используя алгоритм разбора. (Спрашиваю 3-х человек)

- Проверим.

  Слайд № 4

- Оцените свою работу.(Приложение 2)

Физкультминутка

 № 80 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слова на – ик: лобик, зубик, кубик, …., ёжик, чижик,…., гномик)

-Миша и Маша уверены, что каждое из этих слов состоит из 3-х частей. Вы согласны? Докажите. (У каждого из этих слов есть корень, суффикс и нулевое окончание)

- Какой оттенок смысла сообщает всем словам суффикс – ик? (Уменьшительно-ласкательный)

- О чём нам говорит нулевое окончание?( О том, что сейчас его не видно, а появится оно, если форму слова изменить.

- Измените (устно). (Лобики, нет зубика, кубики, у ёжика и т.д.)

- Выполните разбор 3-х любых слов по составу.

- Проверим.

 Слайд №5

- У кого такой же разбор? Оцените свою работу. (Приложение 2)

 № 81 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слово ЧИТАТЬ и все родственные ему слова: зачитать, перечитать, дочитать, почитать, прочитать)

- Рассмотрим эти слова с точки зрения смысла. Начать предлагаю с плаката Летучей Мыши. Что значит «зачитать книгу до дыр»? (Истрепать) А ещё варианты есть? (Зачитать отрывок)

-А остальные слова? (Прочитать ещё раз, дочитать до конца, почитать перед сном, прочитать полностью - завершить действие)

- Рассмотрите эти слова с точки зрения состава. Сколько частей? (4) Назовите их. (Приставка, корень и 2 суффикса)

- Есть ли в словах нулевое окончание?  (Нет, так как это – неопределённая, неизменяемая форма слова)

- Какие части совершенно одинаковые? (Корень, суффикс – а -  и суффикс –ть )

- А чем отличаются слова?  (Приставками, придающими каждому слову свой смысл)

- Разберите по составу 3 любых слова.

- Проверим.

 Слайд №6

-  Кто справился? Оцените свою работу. (Приложение 2)

-Итак, мы поработали с разными группами слов. С каких точек зрения мы их рассматривали? Можем ли сказать, что между смыслом слов и их составом есть связь?  В какой последовательности выполняли разбор слов по составу?

- Выполните задания на карточках. (Приложение 3)

- Кому было трудно? В чём сомневались?

- Оцените работу.

Выполнение упражнений учебника

Решают типовые задания с наблюдением за группами слов с одинаковым составом, находят общее с точки зрения смысла, проговаривают алгоритм разбора вслух

(упражнения под музыку)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Индивидуальная работа на карточках

Регулятивные

(коррекция, оценка);

познавательные (общеучебные, логические)

коммуникативные

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Творческое воспроизведение знаний.

- Ребята, я вот что решила: а почему бы нам не написать письмо нашим друзьям, Маше и Мише?

Давайте расскажем им о нашей станции Сонково и пригласим их в гости! Но, чтобы было интереснее, придумаем для них задания.

Слайд №7

- Только нужно учесть, что тот, кто придумывает задания, должен сам знать, как с ними справиться. Ну что, согласны? Поработаем командами. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы составить для наших друзей задания  к выделенным словам.

Слайды № 8 – 14

(Работа детей представлена в Приложении 4)

Выполнение продуктивных заданий

на формулирование вопросов по теме урока.

(Слайды показываются поочерёдно; дети, работая в группах, обсуждают возможные варианты заданий; ответственные из каждой команды выступают перед классом, а ребята из других команд отвечают)

Коммуникативные  (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнёрами);  регулятивные

(контроль, коррекция);

общеучебные(логические)        

8. Рефлексия деятельности

- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте смайлик. (Приложение 2)

Осуществляют самооценку собственной

деятельности

личностные

регулятивные  

9. Домашнее задание

- Запишите задание на дом: ТСР, с.39-40, № 52


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова

Слайд 2

1. Совокупность людей, предметов, частей, образующих какое-нибудь целое. 2. В ещество из смеси, соединения чего-нибудь. 3. Поезд. Состав -

Слайд 3

Учебник, с. 74-75

Слайд 4

№ 79 иха

Слайд 5

№ 80 ик

Слайд 6

№ 81 читать

Слайд 7

Здравствуйте, Маша и Миша! Пишут вам ученики 2 «А» класса Сонковской средней школы. Мы хотим рассказать вам о том, где мы живём, а также пригласить вас в гости. А ещё мы предлагаем вам поработать с выделенными словами нашего письма.

Слайд 8

Нашу железнодорожную станцию построили в 1870 году. Сначала она называлась Савелино , но в 1903 г. была переименована в Сонково.

Слайд 9

На смену паровозам пришли тепловозы .

Слайд 10

Каждый день на станцию прибывают пассажирские и товарные составы.

Слайд 11

Современные тепловозы могут перевозить грузы и пассажиров на далёкие расстояния.

Слайд 12

Одними из самых почётных железнодорожных профессий у нас считаются машинист и проводник .

Слайд 13

До свидания! Ждём вас в гости!

Слайд 14

Ученики 2 «А» класса Сонковской средней школы

Слайд 15

http://gaper.narod.ru/photo/russia/tverobl/sonkovo/3592.jpg паровоз http://www.kamensky.ru/im/2010/04/18/110.jpg составы http://novrail.narod.ru/photos/sonkovo_08/2te116-898_sonkovo.jpg тепловоз http://gaper.narod.ru/photo/russia/tverobl/sonkovo/3593.jpg вокзал http://gaper.narod.ru/photo/russia/tverobl/sonkovo/3590.jpg станция http://pgt-sonkovo.ru/index/istorija_gerba_i_flaga/0-11 информация о станции http://gov.spb.ru/Pictures/1047041025.jpg машинист http://static3.babysfera.ru/9/9/2/9/13447098.53365512.jpeg вагончик Фотографии детей – из личного архива Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ» СонковскаяСОШ » Галкина Светлана Геннадьевна Ссылки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект урока русского языка.  1 класс.  УМК «Перспективная начальная школа»  Тема урока: Дети осваивают алфавит.(Урок проводится в читальном зале детской районной библиотеки)Цел...

Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа», Правописание о, е, ё после шипящих

повторить правописание о, е, ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных, прилагательных и глаголов;. познакомить с правописанием о, е, ё после...

Урок русского языка. 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Орфограммы в приставках»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Орфограммы в приставках" сформирует целостное представление об известных  четвероклассникам орфограммах в приставках, практически зав...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи

Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий  Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2.  Развивать умение употреб...

Урок русского языка 3 класс УМК перспективная начальная школа . Родительный падеж

Цель: Познакомить детей с родительным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении. Прилагается презентация к уроку...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение

Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:Планируемые результаты :Предметные:- продолжить работу над пониманием основной мысли, выра...