Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Татьяна Викторовна Фадеева

 

Тема: “Однородные члены предложения ”

 

 

Цели:

- вспомнить понятие “однородные члены предложения”

- развивать умение распознавать однородные члены предложения

- закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaki_prepinaniya_pri_odnorodnykh_chlenakh.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

Тема: “Однородные члены предложения”

Разработала:

     Учитель Фадеева Т.В.

г. Волгоград

       

Тема: “Однородные члены предложения ”

Цели:

- вспомнить понятие “однородные члены предложения”

- развивать умение распознавать однородные члены предложения

- закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

- формировать навыки орфографической зоркости

- прививать интерес к русскому языку

Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Встали, подравнялись, поприветствовали гостей. Начинаем урок русского языка.

2. Психологический настрой детей на урок:

- Каким вы хотите увидеть наш урок?

Ученик: Интересным, познавательным, плодотворным, необычным.

-Ну, что ж  в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдет в виде телевизионной передачи. В эфире специальный выпуск передачи “Пусть говорят” и я ее ведущая Фадеева Т.В.

Тема нашей передачи “Однородные члены предложения”. Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения.

- Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что не нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных  членов предложения.

 - Итак, внимание на экран.

3. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.

Гром перекатывается.

Гром грохочет.

Гром встряхивает землю.

- Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?

Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.

- Что вы можете сказать о данном отрывке?

Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.

- Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?

Ученик: Составить одно предложение.

   

Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.

- Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?

Ученик: Это предложение с однородными членами предложения.

- Докажите.  Почему вы так считаете?

Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.

- Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?

Ученик: Сказуемые поясняют подлежащее гром, отвечают на вопрос что делает?, выражены частью речи глагол.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?  Давайте попробуем сформулировать признаки  однородных членов предложения.

Ученик:  признаки:

  1. Отвечают  на один и тот же вопрос
  2. Являются одним членом предложения
  3. Относятся к одному и тому же члену предложения
  4. Обычно выражены одной и той же частью речи
  5. Произносятся с  интонацией перечисления

- Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.

4. Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания.

- Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать - историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть  союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме.

- Внимание на экран

  1. Растворились в темноте рощи сады поля.
  2. Волны пенились и бились с шумом о набережную.
  3. По склонам гор видны и  сосны и ели и  клёны .
  4. Зимой солнце светит ярко а не греет.
  5. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.

-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?  

Ученик:  выводы:

Правила постановки знаков препинания при однородных членах:

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно!      О , О

Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз!       О и О

Если союз к нам пришел не один,

Ставь   запятую ты перед вторым!        и О , и О

А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…            

                                                            О, а О

                                                            О, но О

5. Динамическая пауза: “Дотянись до звезды”

- А сейчас мы прервемся на короткую рекламную паузу.

Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.

 -  Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. (15с)

- Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)

- Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.

6. Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи:

- После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения.

- Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи? С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи? В каких областях литературы употребляются однородные  члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения?

-  Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят  нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что  наша речь становится более яркой, давайте разберем области употребления однородных членов предложения в речи.

- Внимание на экран  

- Прочитайте отрывок. Что вы можете сказать об этом отрывке? Что за жанр? Что вы можете сказать об этом отрывке с точки зрения темы нашей передачи? Часто ли сказка использует однородные члены предложения?

Ученик:  Это сказка. В предложениях можно увидеть однородные члены предложения.

  1. Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство.

-  Прочитайте отрывок . Знакомы ли вам эти строчки? Из какого произведения этот отрывок? Что  использует автор  в этих строчках? Зачем автор к ним прибегает?

  1. - Каштанка!  Каштанка!

         Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку.

Ученик:  Отрывок из рассказа А.Чехова “Каштанка”. Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста.

- Ознакомьтесь  с данными строчками. О чем они вам говорят? Где их можно встретить? Возможно ли в словарях обойтись без однородных членов предложения?

  1. Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.

Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой  сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон

Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом

Ученик:  объяснения слов из толкового словаря. Толковые словари остро нуждаются в однородных членах.

- Прочитайте выдержку из учебника. Как эта выдержка может быть связана с темой нашей передачи?  Какова цель употребления однородных членов?

 

  1. Семя состоит из кожуры и зародыша. В зародыше различают корешок, стебелек, почку с листочками. (научная литература)

Ученик: В этих строчках  есть однородные члены.  Однородные члены предложения расширяют, углубляют смысл текста и делают его более объемным.

- Прочитайте следующие строчки. Как связаны эти строчки с темой нашей передачи? С какой целью используются однородные члены?

4. Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция  к лекарствам)

Ученик: В этих предложениях также есть однородные члены предложения.  Используются описать лекарственный препарат.

- Так какой же вывод можно сделать, где  употребляются однородные члены предложения?

Ученик: вывод:  Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях….

- Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся  между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика.

- А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. А работать вы будете  в группах.

- Внимание на экран:  (работа в группах)

Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные  листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.

Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь.  

- Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?

Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.

- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.

 Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные  листья летят над поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга  опустели.

Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру и понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Шумит золотой дождь.  

- Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?

Ученик: вывод:  Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

- Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.

- На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч.  

7. Итог урока:

- Какая тема обсуждалась на уроке?

Ученик: однородные члены предложения.

- Что нового и интересного узнали?

- Что надо уметь  при изучении данной темы?

Ученик: находить в тексте  однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.

- Понравился ли вам урок?

(оценивание ответов детей, раздача жетонов)

- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!

8. Домашнее задание.   Задания с учебника, придумать рекламу про однородные члены предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....