урок русского языка 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Пенькова Елена Георгиевна

Темой  урока является введение понятия имени существительного. Но я считаю, что вводить понятие имени существительного без понятия части речи невозможно. Поэтому свой урок я начинаю с вопроса о том, что такое речь и из чего она состоит. Речь представляется учащимся в виде реки (потока слов). Из чего состоит наша река? Из капель. Капли – это слова, объединенные в группы по определенным критериям, а именно:

•          значение слова;

•          вопрос, на который отвечает слово      ;

•          синтаксическая функция слова (роль слова в предложении).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk_yaz_2_kl.rar737.5 КБ
Office presentation icon urok_russk_yaz_2_kl.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

                   

Русский язык

Имя существительное 2 класс

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21имени лётчика Игоря Щипанова

станицы Ясенской  МО Ейский район

 автор: Пенькова Елена Георгиевна,

учитель начальных классов

адрес: 353573 Краснодарский край Ейский район станица Ясенская ул.Широкая, 29

тел:8 (86132)90-873,

89181929115

penkova1971@mail.ru

Учебник «Русский язык» 2 класс (1- 4),

Авторы -  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 

Москва, Просвещение, 2012г

Методические рекомендации к уроку.

1.Темой урока является введение понятия имени существительного. Но я считаю, что вводить понятие имени существительного без понятия части речи невозможно. Поэтому свой урок я начинаю с вопроса о том, что такое речь и из чего она состоит. Речь представляется учащимся в виде реки (потока слов). Из чего состоит наша река? Из капель. Капли – это слова, объединенные в группы по определенным критериям, а именно:

  •  значение слова;
  •  вопрос, на который отвечает слово        ;
  •  синтаксическая функция слова (роль слова в предложении).

   Каждая капля реки – это часть речи. На этом уроке ребята познакомятся только с первой каплей ( имя существительное). Но у них уже будет сформировано представление о существовании других частей речи. Это вызовет интерес к дальнейшему изучению русского языка и расширит их представления о том, что они знают и что им предстоит еще узнать.

2.После введения понятия частей речи, учащимся предлагаются  имена существительные: дождь, мальчик, радость, дерево, вечер.

Учитель: Что делают эти слова? Какова их роль в речи?

Ученики: Они называют предметы, явления природы, состояния

человека.

Учитель: Эти слова называют то, что существует в мире, вокруг нас, внутри нас. Такие слова объединили в одну группу  и назвали существительными.

Учитель: Задайте вопрос к этим словам.

Ученики:                

  что? дождь          что? дерево

     кто? мальчик        что? вечер

     что? радость

Учитель: На основании ваших ответов мы можем сделать вывод о том, что такое имя существительное. Имя существительное –это часть  речи, которая называет предмет, явление природы, состояние человека и отвечает на вопросы кто или что.

3. В настоящее время очень большое внимание уделяется применению в школе здоровьесберегающих технологий. Поэтому обязательным элементом каждого урока является проведение физминутки. Я считаю, что физминутка должна способствовать не только физическому, но и интеллектуальному развитию  каждого ученика. Физминутка проводится в форме игры, участниками которой являются дети. Условия игры объясняются детям. Если на экране появляется слово, которое является именем  существительным, то ребята приседают. Если появляется слово другой части речи, то дети поднимают руки вверх.         

4. 

Одним из элементов здоровьесберегающих технологий является гимнастика для глаз. На экране появляется солнышко. Учащимся предлагается вращать глазами по часовой стрелке, а затем против. Учитель ведет по экрану указкой, ребята повторяют движение необходимое количество раз. На экране появляется цветок. Учащиеся вытягивают правую руку вперед , смотрят на указательный палец руки и описывают две восьмерки, из которых состоит цветок. На экране появляется снежинка, которую рисует шарик. Учащимся предлагается следить глазами за движениями шарика.

5. На экране появляется картина дождя. Каждому ученику  учитель выдает капельку, сделанную из цветной бумаги, на которой ребенок шифрограмму и записывает имя существительное. Каждый ребенок выходит к доске, называет написанные им имена существительные и прикрепляет капельку на доску. Таким образом, благодаря работе детей на доске появляется дождь.        

6.Индивидуальная работа по проверке знаний у учащихся по теме : « Имя существительное» проводится в виде написания мини- сочинения, используя картинку «Зима». Учащиеся должны выбрать свой уровень знаний из трёх вариантов и написать сочинение.

7. В конце каждого урока я благодарю всех ребят за работу. А дети говорят своему  учителю спасибо  за проведенный им урок.

Урок-мини-исследование..

Русский язык. 2 класс Авторы -  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 

Москва, Просвещение, 2012г

Тема «Имя существительное.

Введение понятия.  1 урок          

Цель:

- первоначальное ознакомление с именами существительными  (общее значение, вопросы);

Задачи:

-распознать существительные, отвечающие на вопросы кто? что?;

-ответить на проблемный вопрос «Что обозначает имя существительное?»

-развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

-формировать работу  в парах постоянного состава, самостоятельную работу, работу на компьютере;

-путем проведения мини-исследования развить учения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?  от слов, отвечающих на вопрос что?

Планируемые достижения учащихся:

-развитие умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;

-работа со словарем В. Даля (этимологическое происхождение слова «существительное»);

        

Оборудование:

арточки для разгадывания кроссворда,  компьютер, проектор.

Программное обеспечение: 

-Презентация: «Имя существительное» (Приложение)

-Кроссворд «Что обозначает имя существительное?»

Ход урока.

1.Введение в тему.

Что отличает человека от всех других живых существ?

(Человек может общаться, он владеет речью.)

А что такое речь?

Ответы учащихся.

Речь- это поток слов, который можно сравнить с рекой. СЛАЙД 2

Из чего состоит река?

(Из капель.) СЛАЙД 3

Все слова, которые мы произносим относятся к определенной группе (капле). Слова объединяют в группы по определенным критериям, а именно: - значение слова;

- вопрос, на который отвечает слово;

- роль слова в предложении.

Каждая такая группа является частью речи.

СЛАЙД 4

Посмотрите, одна капля попала к нам на экран.

СЛАЙД 5

-Сегодня мы продолжим разговор о группах слов и узнаем новое понятие, которое является для них общим.

В гости к нам

Пришли слова.

Всем они понятные

Умные,  приятные,

Только вот куда им встать?

Надо путь им указать!

2. Мини-исследование. Работа в парах. Работа над новой темой

СЛАЙД 6

 Что делают эти слова? Какова их роль в речи?

( Они называют предметы, явления природы, состояния

человека.)

Эти слова называют то, что существует в мире, вокруг

нас, внутри нас. Такие слова объединили в одну группу  и

назвали существительными.

-Задайте вопрос к этим словам.

что? дождь                   что? дерево

     кто? мальчик              что? вечер

     что? Радость

Проблемный вопрос: Что обозначают имена существительные

- На основании ваших ответов мы можем сделать вывод

о том, что такое имя существительное.

Имя существительное – это часть  речи, которая называет предмет, явление природы, состояние человека и отвечает на вопросы кто или что.

Слова, которые вы записали,  называются именами существительными.

4.Физминутка. СЛАЙД 7

К нам в гости пришли наши веселые друзья. Они предлагают поиграть. Условия игры такие. Если на экране появляется слово, которое является именем  существительным, то ребята приседают. Если появляется слово другой части речи, то дети поднимают руки вверх.         

Слова:

облака

пробежал

дерево

удивительные

по

волшебник

великолепно

звезда

сияющие

ах

5.Работа в парах. Дети читают выразительно загадки по очереди.

СЛАЙД 8

-Отгадай кроссворд и ты узнаешь, что обозначает имя существительное.
        Слова – по горизонтали.

Отгадка – по вертикали.

-Будь внимательнее. Эти отгадки вокруг тебя! Вписывай слова-отгадки аккуратно, не ошибись в клеточках.

п

е

н

а

л

т

е

т

р

а

д

ь

м

е

л

д

о

с

к

а

п

е

р

е

м

е

н

а

л

и

н

е

й

к

а

п

о

р

т

ф

е

л

ь

Я на сумочку  похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -...

(пенал)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? — ...

(тетрадь)

По черному белым.

Пишут то и дело.

(доска и мел)

Что любят дети больше всего в школе?

(перемена)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь...

(линейка)

До чего же, скучно, братцы,
На чужой спине кататься

Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог!

(ранец, портфель)

-Что же обозначает имя существительное?

Вывод: имя существительное обозначает предмет.

-Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие.

6. Самостоятельная индивидуальная работа. Сообщение ученика.

СЛАЙД 9

-Обратимся к словарю Владимира Даля:

СУЩИЙ - существительное имя, грамматическое слово, означающее предмет, т. е. лицо, вещь или отвлеченность.

 -вовать, быть, пребывать, находиться

7.Гимнастика для глаз.

Слайд 10-12

Одним из элементов здоровьесберегающих технологий является гимнастика для глаз. На экране появляется солнышко. Учащимся

предлагается вращать глазами по часовой стрелке, а затем против. Учитель ведет по экрану указкой, ребята повторяют движение необходимое количество раз. На экране появляется цветок. Учащиеся вытягивают правую руку вперед, смотрят на указательный палец руки и описывают две восьмерки, из которых состоит цветок. На экране появляется снежинка, которую рисует шарик. Учащимся предлагается следить глазами за движениями шарика.

7.Проблемный вопрос. Слайд 13

Учитель: Давайте вместе сформулируем определение имени существительного..

8. Рефлексия. Слайд 14

На экране появляется картина дождя. Каждому ученику  учитель выдает капельку, сделанную из цветной бумаги, на которой написана шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова. Найдите их подчерните и прикрепите капельку на доску. Таким образом, благодаря работе детей на доске появляется дождь.

Вариант1

Вариант2

        

9. Работа по развитию речи. Слайд 15

Какие вы молодцы!  

Отгадайте загадку. Когда это бывает?

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки –как рога . (Зима)

Послушайте задание: напишите мини-сочинение по теме «Зима»

Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам.

Вариант 1

Пишу сам(а).

Вариант 2.

Прошу  маленькой помощи.

(В кармане слова – помощники:  день, мороз, небо, земля ,  снег , лес, деревья, птицы, зима. )    

Вариант 3. Прошу большую помощь(в кармане карточки)

Пришла холодная _____. Стоят  сильные  _____. Земля покрылась белым _______. В лесу ___________ украшены узорами инея. В Холодный, пушистый __________ спрятались ёлочки. Сильный _______ сковал воду на реке. Лесные _______ давно приготовились к зиме.

10. Домашнее задание.

Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.

11. Завершение урока. Слайд 16

Звучит музыка «Прекрасное далеко».

Отметь «+» ступеньку, на которой ты стоишь после пройденного урока.

                                                                           3.                              

                                                 2.

                     1.

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...