Урок русского языка. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Прус Елена Анатольевна

Слова с удвоенными согласными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: «Слова с удвоенными согласными» (1 класс).

Цели:

Обучающие: организовать работу по изучению двойных согласных в корне слова; познакомить с правилами переноса слов; способствовать овладению способом проверки по словарю;

Развивающие: содействовать развитию умения проводить звуко – буквенный анализ слов с двойными согласными; развитию наблюдения за правописанием слов с двойными согласными в корне слова;

Воспитывающие: вовлечь в совместную учебную деятельность, учить диалоговому общению в группе.

Ход урока:

  1. Мотивационно – целевой блок.
  1. Организационный момент.

В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят в класс.    (С.Маршак)

  1. Мотивация. Блиц – опрос.

У. – Что изучаем на уроках русского языка? Работаем по «Карте мыслей».

Русский язык

Речь                                        слова – предметы        буквы- алфавит

Устная и письменная                слова – признаки                        звуки

Текст                                        слова – действия       гласные    согласные

Предложение                        слова – антонимы    ударные     твердые

Слово                                 слова – синонимы     безударные   мягкие

                                        Многозначные слова                          звонкие

                                                                                        Глухие

У. - Уроки русского языка еще называют грамматикой. Соберите из слов пословицу: Без букв и грамматики не научиться и математике. Как вы ее понимаете?

У. -  Мы продолжаем открывать новое в стране Русского языка, или Грамматики.

2. Актуализация знаний.

У. – Как называется раздел, который мы изучаем? («Звуки и буквы»)

У.- Какие ключи нам уже известны? (1.Звуки и буквы. 2. Гласные звуки. 3. Согласные звуки).

Что мы знаем о согласных звуках? Как отличить согласный звук от гласного?

( Согласные произносятся с преградами, произносятся с шумом, они не образуют слог).

У. – Все ли мы знаем о согласных? Что – то предстоит узнать.

У.-  Рассмотрите данные записи:

рр    дк    жж   сс   лл  вк  мм  чт   бб  нн  кк

 - Как вы их назовёте? Это слоги? (Это буквосочетания).

Выберите и запишите только те буквосочетания в которых есть буквы – близнецы. (По алфавиту).

Эти буквы – близнецы,

Удалые молодцы.

У. – Почему сегодня мы работаем с буквами – близнецами?

(потому что они встречаются в словах).

У. –Какое они получили название в русском языке?

Два                          двойные

Удвоить                 удвоенные

3. Целеполагание.

У. – Определите тему урока. Постройте логическое рассуждение:

Если есть буквосочетания с двойными согласными, вероятно, есть и слова с двойными согласными.

У. – Какие задачи поставим?

Узнать: о правописании слов с двойными согласными, о правилах переноса;

Научиться: писать данные слова; переносить их, проверять по словарю, составлять с ними предложения.

  1. Исполнительский компонент.
  1. Словарный диктант. Запишите слова, отгадав загадки.

Где доска и парта есть,                        Вдоль дороги по бокам

Чтоб всем детям сразу сесть?                        Липы, клены тут и там,

Это в школе есть у нас,                        Всем идти здесь веселее,

Это наш просторный  (класс).                Этот путь зовут  (аллея).

В понедельник и в четверг                        

Мы ходим на работу,                        

После пятницы приходит                        

День шестой – (суббота).                        

У. – Попробуем разобраться. Сравните 2 столбика слов.

                квас      класс

                Аля        аллея

                боты      суббота

                

У. – Сложно  объяснить, почему в одних словах пишется 2 согласных, а в других один.  Эти слова надо проверять и запоминать. Потому что большинство из них пришли в русский язык из других языков. Т.е. имеют иноязычное происхождение.

У. – Куда обратимся?

( К словарям – орфографический, толковый,  этимологический. Этимология – наука о происхождении слов. Удвоенные согласные -  один из опознавательных признаков слов иноязычного происхождения).

Найдите в словарях данные слова ( работа в паре).

Задание: составим предложение, используя слова – класс, суббота, аллея.

В субботу наш класс отправился на прогулку по аллее. (устно)

У. – Давайте прогуляемся по нашему городу. Слов с двойными согласными много. Их, наверняка, мы встретим по дороге.

Вышли мы из школы и увидели, как группа ребят играла в увлекательную игру с клюшками. Называется эта игра – хоккей. Переходим через дорогу. В каком месте? По пешеходному переходу. На остановке стоит автобус. В автобусе едут пассажиры. Далее мы прошли по Весеннему переулку. Затем направились к Дворцу спорта, в котором есть бассейн.

У. – Какие слова с двойными согласными нам встретились? Какие запомнили?

У. – После прогулки мы вернулись в класс на уроки. Какие предметы вы любите? Проведем парад наук.

Разберите 6 конвертов по группам. Выполнить задание:

  1. Определить тему, название предмета.
  2. Разделить слова для переноса. Повторить правила переноса.
  3. Самое интересное, незнакомое, трудное слово показать на доске.

(Учащиеся разбирают конверты и приступают к выполнению задания).

1 группа – математика.                2 группа – русский язык

сумма                                        грамматика

масса                                                русский язык

миллион                                        классная работа

килограмм                                         каллиграфия

грамм                                         орфограмма

3 группа – литературное чтение                4 группа – окружающий мир

рассказ                                                саванна

иллюстрация                                        оттепель

поэтесса                                                весенние приметы

рассуждение                                         юннат

кроссворд                                                коралл

5 группа – технология + ИЗО                    6 группа – физкультура

аппликация                                        теннис

панно                                                кросс

искусство                                                брасс

оттенок                                                бассейн

пресс                                                        хоккей

После выполнения задания проводится проверка. Как можно перенести слова с двойной согласной буквой? (Варианты переноса слов появляются на доске).

Эти буквы близнецы,

Удалые молодцы.

Ты одной закончи строчку,

А с другой ее начни.

У. – Определите , в каком ряду предложен неверный перенос:

Рас – свет, с – сора, грам –м.

От – тепель, Ал – ла, весен – ний.

А – ллея, ван – на, групп - па.

  1. Контрольно – оценочный компонент.

У.  – Какие задачи удалось решить? (возврат к целеполаганию).

Какие новые знания получили? Что узнали?

Какой этап самый интересный? Самый сложный?

Дополним кластер правил. С какой темой познакомились?

Жи – ши, ча-ща, чу-щу                                безударные гласные

                                Правила, которые

                                мы знаем

двойные согласные

Оцените свое самочувствие на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...