урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шергина Татьяна Анкиевна

технологическая карта урока и презентация урока по русскому  языку 4 класс по УМК Планета Знаний по теме «Имеют ли личные местоимения значение рода?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok.docx74.28 КБ
Файл urokrya.pptx416.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Русский язык                          

Класс: 4

УМК: «Планета Знаний». Желтовская Л.Я. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Имеют ли личные местоимения значение рода?».                                                                

Тип урока: Урок комплексного использования знаний 

Цели: Сформировать представление о личных местоимениях.

            Сформировать умение распознать значения рода местоимений в тексте, правильно употреблять;

            Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. 

            Познакомить с ролью местоимений в речи;

            Актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:   - обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении;

                 - совершенствовать навык правильного употребления значения рода местоимений    в речи;

                 - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

                 - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

Планируемые результаты:

Предметные:

- писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;

- правильно употреблять значения рода местоимений в речи;

-редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

 

Личностные. Проявлять:- интерес к изучению темы;

                                            - осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

      - выполнять учебное задание в соответствии с целью; 

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД.

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

 

Познавательные УУД.

- раскрывать значение слова «местоимение», «личное местоимение», «имеют значения рода»  и использовать их в активном словаре;

- определять значение рода местоимения в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять  роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение;

Основные понятия: Актуализация знаний о  личных местоимениях. Изучение местоимений 1,2,3 лица.  Значение рода местоимений.

Формы работы:

  • фронтальная.

• индивидуальная

• групповая

Методы:  словесные, наглядные, самостоятельная работа, проблемно-поисковый метод

Ресурсы: 

  • Желтовская Л.Я. «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 16-17. -  М: АСТ-Астрель, 2010 г.;
  • интерактивная доска, презентация «Местоимение»;
  • карточки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:  способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Подготовительная работа (настрой на работу)- Слайд 1

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. - На уроке вы будете самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их вы сможете оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.     Слайд 2

«-» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

 «+» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «? »  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

 «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил

  Слушать и понимать других

 Извлекать информацию из разных источников (презентация).

 Определять цель деятельности на уроке.

2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

-актуализация изученного материала о местоимении;

-мотивация к пробному учебному действию;

Актуализирует на материале изученный темы «Местоимения»  

-Какую тему изучаем?

-Выполним тест

1.Тест.                                                                                          СЛАЙДЫ 3-7

1). Найди лишнее:

 я  ты   как она

-Какое слово лишнее? Почему так думаете?

2). Найди признак личного местоимения:

Называет предмет

Указывает на предмет, не называя его

Указывает на действие предмета

Служит для связи слов в предложении

-Указывает на что? (Личные местоимения употребляются вместо имён существительных и указывают на лицо. Местоимения я, мы – мес-тоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица, ука-зывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно, они – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или о чём говорят)

3). Каким членом предложения является местоимение?

 Он долго ходил около школы.

Сказуемым

Подлежащим

Определением

Дополнением

4).Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они. (сколько здесь местоимений?)

2.Самопроверка теста.                                                                          

- Для чего существуют местоимения в речи? (Много повторов, текст звучит некрасиво. Без местоимений обойтись нельзя, т.к. часто возникает необходимость указывать на предмет, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Если бы в нашей речи не было местоимений, мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство.)

Слайд 8-10

Выполняют тест.

 

Доказывают правильность ответа

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Оценивают правильность ответов.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения теста.

Проводят прогностическую оценку  на основе усвоенного способа действия:v w + ! 0

 

3.Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения местоимения и на этой основе выявить   причину затруднения:

Организует постановку проблемного вопроса учащимися. Слайд 11

-Местоимения изменяются (уларыйар)  по родам

-Местоимения имеют значения (суолтатын ылар) рода?

-На ваш взгляд какое  из определений (высказываний)  правильное?

-Изменяются или имеют значение? Как вы понимаете это? Имеют значение рода. Почему так говорим вы объясните в конце урока- это значит, что вы усвоили тему урока.

-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

 

С помощью учителя делают вывод о  правильном определении «имеет значение…»

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока? Цель урока какая? Слайд 12

-Как вы думаете,  все ли личные местоимения имеют род? Слайд13

-Конкретно покажите личное местоимение он. Покажите предмет. Почему он? От чего зависит? как берет род или значение того предмета, на которого указывает.

Вывод: Значение рода местоимения определяется по роду имени существительного, на которое указывает местоимение. Значит сам по себе не изменяется, а имеет значение рода, н-р, существительного. (зависит)

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

 

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

- Как определить значения рода местоимения?

 

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного плана, направленного на приобретение недостающих знаний;

Организовывает  реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

- Давайте посмотрим это в упражнении. В учебнике на странице 16 найдите упр 29 прочитайте  задание.

  • чтение текста
  • вставьте вместо точек местоимения 3-го лица
  • определите род местоимения

(местоимение имеет род такую же, какую имеет существительное, которую заменяет)

- Вы нашли ответ на наш вопрос?

 

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе выполнения упражнения по плану

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, выполняя упражнения из учебника стр. 16.

Проговаривают способ определения значения рода местоимений

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному плану.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение детьми нового способа действия.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

 (Правильно определить род местоимений)

Упр. 29, с 16 Слайд 14

Чтение текста

  • выпишите из текста предложения с местоимениями 3-го лица по образцу.

Он (олень) шаркнул.

  • подчеркните члены предложения
  • Определить род (Имеет значения рода сущ , потому что указывает на это слово)

-Работаем в парах, проговаривая и контролируя друг друга.

Выполняют упр. 29 стр. 16 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения  задания

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

 

Упр. 32, с. 17  Организует дифференцированную  самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

-Найдите упражнение 32, выполните самостоятельно. Читайте задание. Что должны делать, как выполнить? Слайд 15

А) Прочитайте предложения, пишите в тетрадях

Б)  Вставьте  пропущенные местоимения.

В) Определите лицо, род, число

Г) Подчеркните главные члены предложения

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки  в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

 

Самостоятельно выполняют задание.

Проверяют свою работу по эталону.

Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок.

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы  и учёта характера сделанных ошибок.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Слайд 16

Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке. (v w + ! 0)

Слайд 17

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

1) упр. 33 стр. 18

 Слайд 18

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физминутка. (слайд 24)

 Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой

.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

    1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки


Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Русский язык                          

Класс: 4

УМК: «Планета Знаний». Желтовская Л.Я. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Имеют ли личные местоимения значение рода?».                                                                

Тип урока: Урок комплексного использования знаний 

Цели: Сформировать представление о личных местоимениях.

            Сформировать умение распознать значения рода местоимений в тексте, правильно употреблять;

            Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. 

            Познакомить с ролью местоимений в речи;

            Актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:   - обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении;

                 - совершенствовать навык правильного употребления значения рода местоимений    в речи;

                 - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

                 - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

Планируемые результаты:

Предметные:

- писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;

- правильно употреблять значения рода местоимений в речи;

-редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

 

Личностные. Проявлять:- интерес к изучению темы;

                                            - осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

      - выполнять учебное задание в соответствии с целью; 

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД.

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

 

Познавательные УУД.

- раскрывать значение слова «местоимение», «личное местоимение», «имеют значения рода»  и использовать их в активном словаре;

- определять значение рода местоимения в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять  роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение;

Основные понятия: Актуализация знаний о  личных местоимениях. Изучение местоимений 1,2,3 лица.  Значение рода местоимений.

Формы работы:

  • фронтальная.

• индивидуальная

• групповая

Ресурсы: 

  • Желтовская Л.Я. «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 16-17. -  М: АСТ-Астрель, 2010 г.;
  • интерактивная доска, презентация «Местоимение»;
  • алгоритм определения спряжения глаголов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:  способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Подготовительная работа (настрой на работу)- Слайд 1

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. - На уроке вы будете самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их вы сможете оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.     Слайд 2

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

 «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «+ »  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

 «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил

  Слушать и понимать других

 Извлекать информацию из разных источников (презентация).

 Определять цель деятельности на уроке.

2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

-актуализация изученного материала о местоимении;

-мотивация к пробному учебному действию;

Актуализирует на материале изученный темы «Местоимения»  

1.Тест.                                                                                          СЛАЙДЫ 3-

1). Найди лишнее:

 я  ты   как она

-Почему

2). Найди признак личного местоимения:

Называет предмет

Указывает на предмет, не называя его

Указывает на действие предмета

Служит для связи слов в предложении

-Указывает на что? (Личные местоимения употребляются вместо имён существительных и указывают на лицо. Местоимения я, мы – мес-тоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица, ука-зывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно, они – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или о чём говорят)

3). Каким членом предложения является местоимение?

 Он долго ходил около школы.

Сказуемым

Подлежащим

Определением

Дополнением

4).Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

2.Самопроверка теста.                                                                          

- Для чего существуют местоимения в речи? (Много повторов, текст звучит некрасиво. Без местоимений обойтись нельзя, т.к. часто возникает необходимость указывать на предмет, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Если бы в нашей речи не было местоимений, мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство.)

Выполняют тест.

 

Доказывают правильность ответа

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Оценивают правильность ответов.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения теста.

Проводят прогностическую оценку  на основе усвоенного способа действия:v w + ! 0

 

3.Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения местоимения и на этой основе выявить   причину затруднения:

Организует постановку проблемного вопроса учащимися.

-Местоимения изменяются (уларыйар)  по родам

-Местоимения имеют значения (суолтатын ылар) рода?

-На ваш взгляд какое  из определений правильное?

Местоимения имеют значения рода

-Изменяются или имеют значение? Как вы понимаете это? Имеют значение рода. Почему так говорим вы объясните в конце урока- это значит, что вы усвоили тему урока.

-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

 

С помощью учителя делают вывод о  правильном определении «имеет значение…»

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете,  все ли личные местоимения имеют род?

-Конкретно покажите личное местоимение он. Покажите предмет. Почему он? От чего зависит? как берет род или значение того предмета, на которого указывает.

Вывод: Значение рода местоимения определяется по роду имени существительного, на которое указывает местоимение. Значит сам по себе не изменяется, а имеет значение рода, н-р, существительного. (зависит)

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

 

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

- Как определить значения рода местоимения?

 

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного плана, направленного на приобретение недостающих знаний;

Организовывает  реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

- В учебнике на странице 16 найдите упр 29 прочитайте  задание.

  • чтение текста
  • вставьте вместо точек местоимения 3-го лица
  • определите род местоимения

- Вы нашли ответ на наш вопрос?

 

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе выполнения упражнения по плану

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, выполняя упражнения из учебника стр. 16.

Проговаривают способ определения значения рода местоимений

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному плану.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение детьми нового способа действия.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

 (Правильно определить род местоимений)

Упр. 29, с 16

Чтение текста

  • выпишите из текста предложения с местоимениями 3-го лица по образцу.

Он (олень) шаркнул.

  • подчеркните члены предложения

Определить род (Имеет значения рода сущ , потому что указывает на это слово)

Выполняют упр. 29 стр. 16 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения  задания

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

 

Упр. 32, с. 17  Организует дифференцированную  самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

А) прочитайте предложения

Б)  Вставьте  пропущенные местоимения.

В) определите лицо, род, число

Г) Подчеркните главные члены предложения

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки  в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

 

Самостоятельно выполняют задание.

Проверяют свою работу по эталону.

Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок.

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке. (v w + ! 0)

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

1) упр. 33 стр. 18

 

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физминутка. (слайд 24)

 Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой

.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

    1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки


Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Русский язык                          

Класс: 4

УМК: «Планета Знаний». Желтовская Л.Я. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Имеют ли личные местоимения значение рода?».                                                                

Тип урока: Урок комплексного использования знаний 

Цели: Сформировать представление о личных местоимениях.

            Сформировать умение распознать значения рода местоимений в тексте, правильно употреблять;

            Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. 

            Познакомить с ролью местоимений в речи;

            Актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:   - обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении;

                 - совершенствовать навык правильного употребления значения рода местоимений    в речи;

                 - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

                 - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

Планируемые результаты:

Предметные:

- писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;

- правильно употреблять значения рода местоимений в речи;

-редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

 

Личностные. Проявлять:- интерес к изучению темы;

                                            - осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

      - выполнять учебное задание в соответствии с целью; 

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД.

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

 

Познавательные УУД.

- раскрывать значение слова «местоимение», «личное местоимение», «имеют значения рода»  и использовать их в активном словаре;

- определять значение рода местоимения в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять  роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение;

Основные понятия: Актуализация знаний о  личных местоимениях. Изучение местоимений 1,2,3 лица.  Значение рода местоимений.

Формы работы:

  • фронтальная.

• индивидуальная

• групповая

Ресурсы: 

  • Желтовская Л.Я. «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 16-17. -  М: АСТ-Астрель, 2010 г.;
  • интерактивная доска, презентация «Местоимение»;
  • алгоритм определения спряжения глаголов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:  способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Подготовительная работа (настрой на работу)- Слайд 1

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. - На уроке вы будете самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их вы сможете оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.     Слайд 2

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

 «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «+ »  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

 «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил

  Слушать и понимать других

 Извлекать информацию из разных источников (презентация).

 Определять цель деятельности на уроке.

2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

-актуализация изученного материала о местоимении;

-мотивация к пробному учебному действию;

Актуализирует на материале изученный темы «Местоимения»  

1.Тест.                                                                                          СЛАЙДЫ 3-

1). Найди лишнее:

 я  ты   как она

-Почему

2). Найди признак личного местоимения:

Называет предмет

Указывает на предмет, не называя его

Указывает на действие предмета

Служит для связи слов в предложении

-Указывает на что? (Личные местоимения употребляются вместо имён существительных и указывают на лицо. Местоимения я, мы – мес-тоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица, ука-зывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно, они – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или о чём говорят)

3). Каким членом предложения является местоимение?

 Он долго ходил около школы.

Сказуемым

Подлежащим

Определением

Дополнением

4).Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

2.Самопроверка теста.                                                                          

- Для чего существуют местоимения в речи? (Много повторов, текст звучит некрасиво. Без местоимений обойтись нельзя, т.к. часто возникает необходимость указывать на предмет, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Если бы в нашей речи не было местоимений, мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство.)

Выполняют тест.

 

Доказывают правильность ответа

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Оценивают правильность ответов.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения теста.

Проводят прогностическую оценку  на основе усвоенного способа действия:v w + ! 0

 

3.Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения местоимения и на этой основе выявить   причину затруднения:

Организует постановку проблемного вопроса учащимися.

-Местоимения изменяются (уларыйар)  по родам

-Местоимения имеют значения (суолтатын ылар) рода?

-На ваш взгляд какое  из определений правильное?

Местоимения имеют значения рода

-Изменяются или имеют значение? Как вы понимаете это? Имеют значение рода. Почему так говорим вы объясните в конце урока- это значит, что вы усвоили тему урока.

-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

 

С помощью учителя делают вывод о  правильном определении «имеет значение…»

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете,  все ли личные местоимения имеют род?

-Конкретно покажите личное местоимение он. Покажите предмет. Почему он? От чего зависит? как берет род или значение того предмета, на которого указывает.

Вывод: Значение рода местоимения определяется по роду имени существительного, на которое указывает местоимение. Значит сам по себе не изменяется, а имеет значение рода, н-р, существительного. (зависит)

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

 

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

- Как определить значения рода местоимения?

 

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного плана, направленного на приобретение недостающих знаний;

Организовывает  реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

- В учебнике на странице 16 найдите упр 29 прочитайте  задание.

  • чтение текста
  • вставьте вместо точек местоимения 3-го лица
  • определите род местоимения

- Вы нашли ответ на наш вопрос?

 

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе выполнения упражнения по плану

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, выполняя упражнения из учебника стр. 16.

Проговаривают способ определения значения рода местоимений

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному плану.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение детьми нового способа действия.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

 (Правильно определить род местоимений)

Упр. 29, с 16

Чтение текста

  • выпишите из текста предложения с местоимениями 3-го лица по образцу.

Он (олень) шаркнул.

  • подчеркните члены предложения

Определить род (Имеет значения рода сущ , потому что указывает на это слово)

Выполняют упр. 29 стр. 16 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения  задания

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

 

Упр. 32, с. 17  Организует дифференцированную  самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

А) прочитайте предложения

Б)  Вставьте  пропущенные местоимения.

В) определите лицо, род, число

Г) Подчеркните главные члены предложения

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки  в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

 

Самостоятельно выполняют задание.

Проверяют свою работу по эталону.

Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок.

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке. (v w + ! 0)

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

1) упр. 33 стр. 18

 

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физминутка. (слайд 24)

 Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

 Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой

.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

    1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки


Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять род местоимений

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.

Слайд 2

«-» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный «+» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «? » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил

Слайд 3

Тест 1. Найди лишнее: а) я б) ты в) как г) она

Слайд 4

2. Найди признак личного местоимения: а) Называет предмет б) Указывает на предмет, не называя его в) Указывает на действие предмета г) Служит для связи слов в предложении

Слайд 5

3. Каким членом предложения является местоимение? Он долго ходил около школы . а) Сказуемым б) Подлежащим в) Определением г) Дополнением

Слайд 6

4.Сосчитай количество местоимений: Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они. а) 4 б) 5 в) 6 г) 7

Слайд 7

Проверь! в б б в

Слайд 8

« вместоимени » - «вместо имён», местоимениями. Что такое местоимение? Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Слайд 9

1. На что указывают личные местоимения? Личные местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи, но не называют их. 2. Перечислите личные местоимения. (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Слайд 10

Личные местоимения употребляются вместо имён существительных и указывают на лицо. Местоимения: я, мы – местоимения 1лица, указывают на говорящего; ты, вы – местоимения 2лица, указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. он, она, оно, они – местоимения 3 лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Слайд 11

Местоимения изменяются по родам Местоимения имеют значения рода

Слайд 12

Сегодня на уроке Мы вспомним, что такое местоимения. Будем учиться из большого объёма информации выбирать нужную для нас. Узнаем, какие значения рода имеет местоимение. Будем учиться находить местоимения в тексте и правильно использовать их в речи.

Слайд 13

Личные местоимения Ед.ч. Мн.ч. 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо я мы ты вы он, она, оно они М.р. Ж.р. С.р.

Слайд 14

выпишите из текста предложения с местоимениями 3-го лица по образцу. Он (олень) шаркнул. подчеркните члены предложения Определить род

Слайд 15

А) Прочитайте предложения, пишите в тетрадях. Б) Вставьте пропущенные местоимения. В) Определите лицо, род, число Г) Подчеркните главные члены предложения

Слайд 16

IV. Итог урока – Что вы узнали о местоимении? Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Местоимения бывают единственного и множественного числа, 1,2,3 лица. Местоимения изменяются по падежам, по родам (в 3 лице, ед. ч.)

Слайд 17

«-» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный «+» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «? » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил

Слайд 18

На уроке я работал … Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Мое настроение …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...