Урок русского языка 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мамченко Наталья Викторовна

Технологическая карта урока русского языка 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов»

Учитель: Мамченко Н.В.  Дата проведения:17.12.2013г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Приветствие гостям.

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

-Ребята, сегодня я предлагаю работать на уроке под таким девизом. (Слайд 1)

 - Прочитайте его.

«Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше».

- Как вы понимаете эти слова?

 Вы согласны работать под таким девизом?

Личная внутренняя готовность к учебной деятельности.

Читают текст на слайде.

Объясняют смысл девиза.

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Этап актуализации знаний и формулирование темы урока.

-Начнём с игры «Четвёртый лишний».

Понятна игра?

Но играть будем в группах. Сядьте в группы. Лишнее слово в каждой строчке нужно подчеркнуть.

Карточка №1. На выполнение  работы 1 минута.

Проверка. Отвечает один ученик из группы.

- Почему слово лишнее?

-А какие слова остались?

Так о чем же мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему нашего урока.

-Вернёмся к нашим героям.

Посмотрите на центральный кадр плёнки.

(Слайд 2)

Чему удивился Вова Колесников?

Так что же такое корень?

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, корень уравнения).

-Так сколько значений у слова корень мы назвали?

-Значит, слово «корень» какое по значению?

- Какое значение корня нам понадобится на русском языке?

Давайте уточним тему нашего урока. Вы сказали, что тема однокоренные слова. О чем еще будем говорить?

Тема урока…

(Слайд 3).

Объясняют суть игры.

Находят в предложенных группах слов лишнее слово.

Представитель группы указывает лишнее слово и объясняет, почему оно лишнее.

Дети формулируют тему урока.

Дети дают ответ:

- Корень - часть растения.

Называют значения.

Многозначное.

Корень слова.

Дети уточняют тему урока.

Познавательные УУД

1.Развиваем умение извлекать информацию из  иллюстраций.

2.Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4.Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

3. Постановка учебной задачи

Какие возникают вопросы?

-Чему мы должны научиться?

Ученики ставят задачи урока.

Дать определение корня слова?

Зачем нужен корень?

По данному корню придумать однокоренные слова.

Находить  однокоренные слова  в тексте.

Учиться выделять в слове корень.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

        

Может быть, мы сможем уже на какой-то вопрос ответить?

Так что же такое корень слова?

-Вспомните урок окружающего мира, когда мы сажали семя, что прорастало из семени первым?

– А если посадить этот корень, из него может вырасти дерево?

Ответы детей на вопросы

Корень

Да.

5. Реализация построенного проекта.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Слайд 4  (дерево)

-Какие слова выросли на дереве?

-Как называются эти слова?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите  слова, которые выросли на дереве,  в столбик.

    сад

    садик

посадка…

-Почему это однокоренные слова?

-Как можно обозначить корень слова?

-Какой корень у этих слов?

-Выделите корень в словах.

-Что еще осталось?

-Я загадала слово, посмотрите на схему, можете отгадать слово?

Проведем лингвистический эксперимент

-Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Все ли понятно?

- Какой можете сделать вывод?

– Без какой же части не бывает слова?

-Сверим наши выводы с авторским выводом стр. 86.

-Мы правильно сделали выводы?

Дети называют однокоренные слова, которые  «выросли на дереве».

Записывают в тетрадях число, классная работа,  однокоренные слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют другие части слова.

Находят слово по схеме.

В корне заключен смысл слова. Корень – главная часть слова.

Читают определение в учебнике и сравнивают свои выводы с авторскими.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5.Физминутка для глаз.

Слайд 5.

6. Совместное открытие знаний.

- Вова, так же как и вы,  на своем дереве вырастил однокоренные слова.

-Посмотрите. (Слайд 6)

Колокол, колокольчик, колотить, колоть.

-Согласны с Вовой?

-Почему?

-Что же забыл Вова?

-Сравните свои выводы с выводами авторов учебника на стр.87.

Молодцы!

Дети читают слова на слайде.

Дети указывают на разный смысл слов.

Смысл слова.

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Проверим, как вы сами вдумываетесь в смысл слов.

Работу будете выполнять в группах.

На выполнение работы 5 минут.

 Ваша задача: разделить слова на группы, выделить корень.

Настенный диктант.

Хлеб, бережок, хлебный, побережье, хлебушек, бережёт.

Проверим.

-Сколько групп слов получилось?

-Какие слова в каждой группе?

-Какое слово лишнее? Почему?

- Какое однокоренное слово можно добавить к словам бережок,  побережье?

 -Что интересного заметили?

Буквы чередуются (чередование в корне  г//ж)

-Корень?

-А сейчас поработаете в парах.

- Составьте небольшой текст, используя слова: хлеб, хлебный, хлебушек, бережёт (слайд 7)

На выполнение работы вам 2 минуты.

-Кто готов? Кто из пары будет отвечать?

Знакомы вам пословицы?

Хлеб – всему голова.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Дети работают в группах

Каждый ученик из группы по очереди выходит к доске, запоминает 1 слово,  возвратившись в группу, записывает на лист и выделяет корень.

Отвечают представители групп.

Берег.

Все слово.

Работа в парах.

Познавательные УУД

1.Ориентироваться на развороте учебника.

2. Умение применять новые знания.

3. Представлять информацию в виде схемы.

4. Выявлять сущность, особенности объектов.

5. На основе анализа объектов делать выводы.

6. Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные результаты

1.Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Упражнение 120 по заданиям самостоятельно.

Карточки для дифференцированной работы четырём обучающимся класса.

У кого выполнено также?

Выполняют задания.

Проверяют по эталону на доске.

9. Итог  урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Вернемся к нашим задачам.

Мы со всеми справились?

– Какое  определение корня правильное?

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 

- Вспомните наш девиз, удалось узнать больше?

                               Оцени свою работу.

  1. Что такое корень слова.
  2. Умею находить в слове корень.
  3. Какие слова называются однокоренными.
  4. Могу найти в тексте однокоренные слова.

Раскрась:

Зелёным –  я могу

Жёлтым –  я затрудняюсь

Красным – я не могу

Поднимите вверх и покажите мне цвет кружочков.

Ведут диалог с учителем.

Самооценка.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10..Домашнее задание.

  1. Правило стр.86
  2. Задание на выбор:

 Д.м. упр 100 стр.или ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Вырастить словесное дерево».

Выбирают задание и записывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...