Урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дягина Надежда Николаевна

Урок русского языка 4 класс тема: "Местоимение как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема:  Местоимение как часть речи

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи; учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями; раздельно писать местоимения с предлогами.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

1.Минутка чистописания.

– Отгадайте загадки, и вы узнаете, написание каких букв мы повторим сегодня на уроке.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка.) 

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

– Назовите первый звук в словах. Какой буквой на письме он обозначается? Дайте характеристику этому звуку. (Звук [з], буквы «З», «з».)

– Спишите, продолжив закономерность.

Зз Ззз Зззз

– Прочитайте пословицу и объясните ее смысл. Спишите, подчеркните орфограммы.

За чужой щекой зуб не болит.

2.Работа над словами с безударными гласными и с парными согласными в корне.

—        Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Отгадай загадку:

У кого за носом пятка? {Обувь.)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. (Подушка.)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком. (Шапка.)

На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (Седло.)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит — слёзы льёт. (Зима.)

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок.)

А ну-ка, ребята, кто угадает:

На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки.)

—        На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне.)

—        Подберите проверочные слова.

III. Самоопределение к деятельности.

  1.Определение целей урока

                           СИЛЬНОЕ КИНО

… И вот он начал свой рассказ:

Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Он ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!..

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

                           А. Барто

– В стихотворении я выделила интонацией несколько слов. Назовите их. Какой частью речи являются данные слова? (Слова «он», «они», «им», «она», «ему», «ей», «ее», «ней», «я» – это местоимения.)

– Для чего существуют местоимения в речи? (Мы употребляем местоимения, чтобы избежать повторения в предложении одного и того же имени существительного.)

– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? (Местоимение – самостоятельная часть речи)

—        С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.)

—        Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)

IV. Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

Упр. 108 (с. 52).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

-Прочитайте ниже сведения о языке.

-        Назовите личные местоимения.

-        Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.)

Упр. 109 (с. 52).

-        Прочитайте.        

-        Запишите личные местоимения.

-        Найдите в толковом словаре значение слова личный.

-        Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают налицо или лица.)

-        Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

-        Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

-        Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.)

V.        Физкультминутка

VI.        Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 110 (с. 53).

-        Прочитайте первое предложение.

-        Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он — сом.)

-        Прочитайте второе предложение.

-        Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она — ящерица.)

-        С какой целью в загадках используют местоимения?

-        Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.)

2.        Работа над загадками

-        Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют.

Утром —

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей. (Оно — солнце.)

А стемнеет — он придёт:

Тоненький, смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Он — месяц.)

Грациозна, и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? (Она — кошка.)

VII.        Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое местоимение?

– На какие вопросы оно отвечает?

– Какие морфологические признаки свойственны местоимению?

– Какую синтаксическую функцию выполняют местоимения?

– Какую роль выполняют местоимения в речи?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

—        Оцените свою работу на уроке.

(Продолжают высказывания:

•  Я смог…

•  Я попробую…

•  Меня удивило…

•  Урок дал мне для жизни…

•  Мне захотелось…)

VIII.        Подведение итогов урока

—        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—        Была ли тема для вас сложной?

Домашнее задание

Упр. 111 (с. 53).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...