урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: "2 -е лицо глаголов настоящего и будущего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа», 4 класс
Цель: расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в нее новых элементов (написание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи:
- Познакомить с орфограммой правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
- Развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора.
- Развитие монологической речи через использование алгоритма ответа.
- Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
- Развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
- Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык», 4 класс
- Карточки с заданием для каждого учащихся
Структура урока:
- Организационный момент
- Пятиминутка чистописания
- Введение в тему. Формулирование познавательной цели урока.
- Орфографическая работа. Актуализация темы.
- Постановка проблемного вопроса.
- Открытие новых знаний.
- Первичное закрепление.
- Практическая часть (начало формирований умений)
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Начнем урок с высказывания Владимира Ивановича Даля.
- Прочитайте, это высказывание.
Одному всей премудрости не пройти. (Слайд 1)
- Как вы понимаете это высказывание?
Мы с вами вместе попытаемся открыть еще одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний.
- Как всегда урок свой мы начнем с минутки каллиграфии.
II.Пятиминутка чистописания.
- Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах?
ьььь сь шь ья чь ишь ешь
- Запишите соблюдая наклон и высоту.
- Во всех элементах какая буква была одинаковая?
- Что можете рассказать об этой букве?
- Придумайте, пожалуйста слова с этим элементом сь. В какой части слова он находится? (в корне)
- Придумайте, пожалуйста слова с этим элементом чь. В какой части слова находится этот элемент? ( В суффиксе)
- Придумайте, пожалуйста слова с этим элементами ешь, ишь. В какой части слова они находятся? (В окончании)
III.Введение в тему. Формулирование познавательной цели урока.
Окончание
ешь | ишь |
__________
Слова – окончания ешь, ишь – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешивается на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе урока. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся ее раскрыть. Мы познакомимся еще с одной орфограммой русского языка и ее графическим обозначением. Я, уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.
IV.Орфографическая работа. Актуализация темы.
(На доске записаны слова. Слайд 2.)
- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте слова.
Тишь, мяч, рожь, гараж, помощь, узнаешь, говоришь, вытащишь, беречь.
- Подумайте, на какие 2 группы их можно разделить? Запишите в тетрадь.
- Какие слова вы записали в первую группу?
- По какому признаку вы их объединили? ( сущ.) Докажите.
- Какие слова вы записали вы записали во вторую группу?
- По какому признаку вы их объединили? (Это глаголы). Докажите.
V.Постановка проблемного вопроса.
- На что указывает ь на конце существительных?
- Определим время глагола. (наст. и буд.)
- Определим лицо, число. (Глаголы 2-го лица единственного числа, можно подставить местоимение ты.).
- Выделите окончание у глаголов.
- На что указывает ь ? Поработайте в парах и подумайте, он служит для обозначения мягкости согласного звука? (Нет [ш] всегда твёрдый.)
- Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? (Слайд 3).
- Какую цель мы поставим на уроке сегодня?
VI.Открытие новых знаний.
- Давайте, проверим, совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике с. 91.
- Что мы с вами сделали? (Открытие)
- А сейчас, поработайте в парах по 4 человека. Прочитайте еще раз правило, составьте эталон.
( На доске появляется запись-алгоритм)
Глагол
2-е лицо
Ед. число
В окончаниях
После шипящих
Ь знак
- Значит, на что указывает ь в глаголах?
∙ Когда – то звук [ш] в русском языке был мягким и после него в глаголах писали ь знак. Со временем звук [ш] стал твёрдым, а мягкий знак остался, а потому он у нас будет указывать на 2-е лицо глаголов единственного числа.
VII. Первичное закрепление.
- А сейчас выполним упражнение 148 с.91.
- Выпишите глаголы и поставьте их во 2-е лицо, выделите окончание. (по цепочке).
- Во всех словах ь знак на что указывал?
- Что нас ждет? (самостоятельная работа)
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас есть вот такие листочки со словами. Это задание выполняли другие четвероклассники. Им было дано задание: выписать глаголы 2-го лица, единственного числа, выделить окончание.
Слайд 4.
- Вот такие слова они записали:
Постучишь, промолчишь, говоришь , помощь, режешь, пилишь, тушь, дрожь, дочь, беречь, снять, плакать.
- Проверьте, все ли слова они выписали правильно? Какие ошибки они допустили?
Слайд 5.
Ошибки: помощь, тушь, дрожь, дочь(существительные, с шипящей на конце)
- Почему слова беречь, плакать, снять не подходят? (Неопределенная форма глагола)
- какие слова надо было выписать?
- Как их определили, что это глаголы 2-го лица единственного числа?
X.Рефлексия.
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Какие цели ставили?
- Достигли ли мы их?
Слайд 6.
- Закончите предложения:
∙ Сегодня на уроке я узнал…
∙ Я понял, что….
∙ Себя я могу похвалить за…
∙ Эти знания пригодятся…
Слайд 7 Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503398-1413888661.jpg)
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-461919-1419447025.jpg)
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74386.jpg)
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/07/picture-935206-1499439944.png)
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...