урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

урок русского языка 2 класс . Тема урока "Изменение имён прилагательных по родам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык   2 класс

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.

На изучение темя «Имя прилагательное» отводится 16 часов

по плану 10 урок

Тип урока:  урок открытия нового знания

Форма урока: парная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: дать понятие о грамматическом признаке имён прилагательных – об изменении прилагательных по родам, развивать умение определять род имён прилагательных по имени существительному, по вопросу, окончанию, изменять имена прилагательные по родам.

Задачи урока:

Образовательные:  способствовать развитию умения определять род имён прилагательных, изменять имена прилагательные по родам

Развивающие: развивать  творческие способности поискового характера, речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  самостоятельность,  трудолюбие, взаимоуважение.

Предполагаемый результат

Предметный результат:

Определять род имён прилагательных; изменять имена прилагательных по родам.

УУД:

Личностные: Признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

Регулятивные:

Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Познавательные: делать выводы на основе обобщения;

Определять последовательность действий для решения предметной задачи;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

Аргументировать свою точку зрения.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения Занкова; технология деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов

Оборудование: Учебник по русскому языку, сборники по русскому языку Нефёдовой, Узоровой, интерактивная доска, система интерактивного голосования, раздаточный материал для работы в парах и группах.

ХОД УРОКА

приём

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

- проверяет готовность обучающихся к уроку

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, с помощью приёма: эмоциональное вхождение  в урок.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.  

- выполняют самооценку готовности к уроку.

- высказывание собственных мыслей.

коммуникативная (умение защищать свою точку зрения)

учебно-познавательная: (самоконтроль)

Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

Этап актуализации знаний – 5 мин

«Кластер»

- организует актуализацию знаний обучающихся

- помогает обозначить проблему урока  через приём противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми

1.На доске: Морозная, весёлое, погода, редкий.

-Внимательно прочитайте слова. Что заметили?

-Какое слово лишнее?

-Охарактеризуйте это слово, как часть речи.

-Что вы можете сказать об остальных словах?

-Что вы знаете об имени прилагательном?

-Мы с вами составим кластер. Для этого надо организовать рабочие группы, в которых вы найдёте нужные понятия и составите определение что такое имя прилагательное.

2. Работа в группах.

Имя прилагательное

1.Часть слова. 2.Часть речи. 3.Член предложения.

Что обозначает

1.Признак предмета.2.Предмет. 3.Действие предмета.

На какие вопросы отвечает.

1.Кто?Что? 2.Что делать.  Что сделать? 3.Какой? Какая? Какое? Какие?

Как изменяется?

1.По родам 2.По числам 3.По временам.

-Подведём итог работы в группах

-Что такое имя прилагательное?

Что ещё заметили в словах, записанных на доске?

- анализируют слова, выделяют главное, сравнивают, доказывают.

- высказывают свою точку зрения

Среди данных слов есть «лишнее» слово.

Лишнее слово погода - существительное, остальные слова -прилагательные.

Погода – существительное, ед.числа. ж.р., нариц., неодушевлённое.

Это имена прилагательные.

На партах карточки с различными понятиями. Дети выбирают правильные ответы . 2 ученика работают у доски.

Остальные учащиеся работают в группах, составляют кластер.

Делают вывод:

Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? какие? Изменяются по родам и временам.

Эти прилагательные имеют разный род.

Познавательные (переработка, использование информации для решения учебных ситуаций) делать выводы на основе обобщения;

Определять последовательность действий для решения предметной задачи

Коммуникативные (умение защищать свою точку зрения)

Регулятивные: Участвуют в учебном диалоге

Актуализация полученных знаний по данной теме; фиксация затруднений.

Этап постановки цели и задач урока- 3 мин

- создаёт условия для  формулировки темы и определения цели  урока обучающимися

-Как вы думаете,  над чем мы с вами сегодня будем работать?

-давайте поставим перед собой цель.

Высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке.

Определять род имён прилагательных.

-Учиться определять род имён прилагательных;

-Изменять имена прилагательные по родам.

Регулятивные: (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения)

Участвовать в учебном диалоге

Формулировка темы урока, уточнение (домысливание) цели урока -  разработка плана учебных действий

Этап открытия новых знаний- 13мин

«Создай паспорт»

  1. Работа в парах.

-Учитель организует работу в парах

Море какое? Синее

Лента какая? Синяя

Зонт какой? Синий

(все слова на отдельных карточках)

-Рассмотрите карточки, что можете сказать?

-Какое задание можете предложить?

-Выполните задание.

-Что вам помогло составить данные словосочетания?

Назовите имена прилагательные.

Это разные слова?

Почему разные окончания?

Как определить род имён прилагательных?

-Выделите окончания. Что можете сказать об окончаниях имён прилагательных?

-Сделайте вывод: от чего зависит  род имён прилагательных?

  1. Составление схемы (работа в парах

-Попытайтесь составить схему «Изменение имён прилагательных по родам»

-Сделайте обобщение по плану:

1.Как изменяются имена прилагательные?

2. Как определить род имён прилагательных?

3. На какой вопрос отвечают?

4. Какие окончания имеют?

  1. Работа с учебником.

-Сравните таблицу, которую составили вы, с таблицей в учебнике на стр. 43

-Сделайте вывод.

Выполняют самостоятельно работу, делают вывод.

-на карточках есть имена существительные, имена прилагательные и вопросы.

Составить словосочетания.

Учащиеся в парах составляют из данных слов словосочетания с вопросом.

Море какое? Синее

Лента какая? Синяя

Зонт какой? Синий

-Вопросы, имена существительные.

-Синее, синяя, синее.

-Нет Это формы одного и того же слова.

Эти слова разного рода.

-По существительному, вопросу.

Формулируют вывод:

-Род имён прилагательных зависит от имени существительного и вопроса. В каком роде, числе имя существительное в таком роде и числе имя прилагательное.

На основе составленных словосочетаний и сделанного вывода дети составляют паспорт данной темы (схему)

Делают вывод по плану.

-Сравнивают, анализируют, делают вывод, доказывают своё мнение.

регулятивные: (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач)

учебно-познавательные: делать выводы на основе обобщения;

коммуникативные

владение устной коммуникацией  (умение защищать свою точку зрения),  

владение  продуктивной  коммуникацией (навыки работы в паре)

(умение разрешать учебные проблемные ситуации)

Актуализация изученных способов действия деления; фиксация затруднений.

Этап первичного закрепления – 5мин.

-Организует работу по первичному закреплению

-распределите прилагательные по родам.

Добрый, холодная, глубокое, белый, тёмное, весёлая.

Организует проверку выполнения работы.

-Как вы догадались, если рядом не было имен существительных?

Самостоятельно распределяют прилагательные по группам.

Добрый   холодная     глубокое

Белый    весёлая         тёмное

-Объясняют и доказывают свою точку зрения.

-По окончанию имён прилагательных.

умение разрешать учебные проблемные ситуации

умение защищать свою точку зрения

Применяют на практике знания  определения рода имен прилагательных

Выполнена оценка деятельности), проведена рефлексия

Этап: самостоятельная работа с самопроверкой в классе – 7минут

1.Самостоятельная работа 

предлагает  разноуровневую работу для учащихся

-Организует проверку работы

1 уровень проверяет учитель

2 уровень проверка консультантов

3 уровень на слайде - самопроверка

1 уровень № 414 с.169

2 уровень № 415 с. 170      по

3 уровень №416 с.170        сборнику

-самостоятельно выбирают уровень по своим силам и выполняют задание.

Познавательная : (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач)

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

(выполнена оценка деятельности), проведена рефлексия

Этап включения в систему знаний и повторение – 3 мин

«Проверяйка»

1.Обобщение знаний изучения новой темы.

-Чему учились на уроке?

--Как изменяются имена прилагательные?

-На какие вопросы отвечают?

-Какие родовые окончания имеют имена прилагательные?

2.Организует проверку знаний через приём «Интерактивное голосование»

Тест:

  1. Имена  прилагательные изменяются по родам?
  2. Имена прилагательные женского рода имеют окончания –ая, -яя?
  3. Имена прилагательные мужского рода имеют окончания –ое, -ее?
  4. Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какой?

Обобщают изученный материал.

Отвечают на вопросы теста  путём выбора ответа в  системе интерактивного голосования

Выбирают правильный ответ «да» «нет»

(умение разрешать учебные проблемные ситуации)

Участвовать в учебном диалоге

Познавательные: делать выводы на основе обобщения;

Правильно ответили на вопросы

Этап: рефлексия – 3 мин

«Свой выбор»

Предлагает рефлексию:

Ребята, оцените своё состояние после урока:

Выберите фразеологизм,  который подходит к вашей работе на уроке

-В трёх соснах заблудился.

-Сидел сложа руки.

-Засучив рукава.

-Как рыба в воде.

Анализирует деятельность по достижению цели

На доске

Крепят кружки к фразеологизму, который выбрали.

Оценка и самооценка деятельности каждого.

Осознают свой вклад в общий результат

урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...