Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные в основе слова"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Шуляк Татьяна Олеговна

    Тема урока: Двойные согласные в основе слова.

    Цели урока: познакомить с орфограммой - «Двойные соглассные»;

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: применять на практике правила правописания изученной орфограммы: двойные согласные.

    ·        Личностные: понимать тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dvoynye_soglasnye_v_osnove_slova_3_klass_2.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны

    Тема урока: Двойные согласные в основе слова.

    Цели урока: познакомить с орфограммой - «Двойные соглассные»;

    Планируемые результаты:

    • Предметные: применять на практике правила правописания изученной орфограммы: двойные согласные.
    • Личностные: понимать тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    1 мин

    Девиз урока: ВСЁ РАЗВЕДАТЬ, ВСЁ УЗНАТЬ,

                            СВОИХ ОШИБОК НЕ СКРЫВАТЬ!  

    Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.

    Приветствовать учителя.

    Отвечать на вопросы учителя

    Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

    Практ.: уст. и письм. упр.

     7 мин

    Игра «Плюс, минус» (Слайд 3 ) 1. Корень - часть слова, без которой слово не может существовать?. (да) 2.Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова (да) 3. Суффикс служит для связи слов в предложении (нет) 4. Верно, выполнен перенос слов: рас-свет, то-нна, грам-м (нет) 5.Удвоенная согласная может быть только в корне (нет)Обсуждение.Сверка с эталоном на экране. Самооценка.

    -Соберите предложение, вставьте пропущенные буквы. Обсудите варианты в паре: иммунитет падиржи - вот наш ценый совет. Поддержи иммунитет - вот наш ценный совет. Что такое иммунитет? Поиск определения в толковом словаре. В написании какого слове вы испытали большее затруднение? (ценный)

    Так над чем вы хотели бы поработать сегодня? Попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на доске). Тема урока: Слова с двойными согласными на стыке корня и суффикса- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными на стыке корня и суффикса слова) Что нужно уметь хорошо делать для написания слов с удвоенной согласной. Хорошо уметь разбирать слова по составу. Сформулируйте вывод. Мы его поместим в корзину мыслей (на доске)

    Отвечать на вопросы. Разгадывать кроссворд. Определять тему и цель урока.

    Личностные -

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

    Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Практ.: уст. и письм. упр.

    12 мин

    Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово? (Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить)

    На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах? (В корне слова)

    Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная?  (Подобрать однокоренные слова)

    Какие слова лишние? Почему?

    (Слова напечатаны на листе, учитель по ходу беседы выделяет маркером части слов)

    ссора

    медленно (-енн - суффикс)

    рассказ (сс на стыке приставки рас- и корня сказ)

    пассажир

    русский (СС на стыке корня рус и суффикса -ск-)

    грамм

    летняя (-яя - удвоенная гласная, окончание прилагательного женского рода)

    Как переносятся слова с удвоенной согласной?  (По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку)

    Давайте выполним упражнение №67 на стр.35. Подберем однокоренные слова с приставкой рас- Запишите данные слова по образцу и вделите корни и приставку.

    Слушать учителя.

    Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания.

    Строить речевое высказывание.

    Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    Познавательные – высказывать предположения;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

    Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    Физ. минутка

    1 мин

    Устали? Готовы? Тогда начнем!

    Поднимает руки класс —

    Это «раз». (Потягивания под счёт учителя.)

    Повернулась голова —

    Это «два». (Движения головой.)

    Руки вниз, вперёд смотри —

    Это «три». (Приседания.)

    Руки в стороны пошире

    Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

    С силой их к плечам прижать —

    Это «пять». (Движения руками.)

    Всем ребятам тихо сесть —

    Это «шесть». (Ходьба на месте.)

    Руки на пояс поставьте вначале.

    Влево и вправо качните плечами.

    Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

    Если сумели — всё в полном порядке.

    Делать физ.

    разминку

    Личностные - установка на здоровый образ жизни.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Практ.: уст. и письм. упр.

    11 мин

    Игра «По порядку становись!»

    Запишите слова в алфавитном порядке.

    Утренник, длинный, кассир, сумма, ссора, Кирилл, Одесса, шоссе, аллея, сонный, колонна, жужжат, русский.

    - Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было два нн.

    Образец. Длина — длинный

    Камень, лимон, сон, осень, окно, пустыня, конь.

    Какие суффиксы вы использовали? Как записать эти слова?

    - Сформулируйте способ действия при образовании имен прилагательных с двойной согласной.

    Если основа слова, от которого образовано прилагательное оканчивается на Н и к ней прибавляется суффикс Н или НИК, то при образовании имен прилагательных мы пишем двойную согласную НН.

    - Предлагаю закрепить полученный способ действия, упражнением 69.

    Выполните упражнение № 68. Заменив данные выражения, одним словом. Поменяйтесь тетрадями и проверте по эталону.

    - А как переносятся такие слова? (по слогам).

    - Ребята, при переносе слов с двойными согласными есть некоторая особенность.

    - Как вы думаете, какая?

    - Давайте вернемся к тем качествам характера человека, которые необходимы настоящему патриоту среди прочих многих.

    На слайде:

    ОТВЕТСТВЕННЫЙ

    ИСКРЕННИЙ

    МУЖЕСТВЕННЫЙ

    - Как разделить эти слова для переноса?

    ОТ-ВЕТ-СТВЕН-НЫЙ

    ИСК-РЕН-НИЙ

    МУ-ЖЕСТ-ВЕН-НЫЙ

    - Какой вывод сделаем?  (При переносе слов двойными согласными одна из двух согласных остается на строке, другая переносится).

    - Молодцы!  А сейчас я предлагаю поработать в группах, с целью закрепить полученные сегодня способы действия.

    - Сегодня мы разделимся на группы по тому признаку, кто где сидит. 1 ряд образует первую группу, 2 ряд – вторую группу, третий ряд – третью группу.

    Задание для 1 группы.

    Разделить слова для переноса.

    Русский, искусство, аккуратный, антенна, оттолкнуть, рассказ, рассказывать, поддержать, бассейн, оттепель, жужжать, ванна, Анна, медленный, класс, русский, суббота, миллион, группа, коллектив, касса, ссора, рассказ, масса, грипп.

    Задание для 2 группы.

    Добавьте солнышку лучики, соответствующие вопросам. Разделите для переноса.

    Длинный, ранний, ванна, телеграмма, класс, жужжать, перрон, каменный, касса, троллейбус, русский, суббота, шоссе, рассказывать, коллективная, аллея, пассажир, рассвело, хоккей, группировать, массовый, килограмм.

    Задание для 3 группы.

    Найди соответствие определению и понятию. Раздели слова с двойными согласными для переноса.

    класс                                    Подъем солнца на востоке.                

    касса                                           Объединение людей.

    суббота                                       Место для плавания.

    коллектив                                   Единица измерения массы.

    пассажир                                       Помещение для занятий в школе.

    рассвет                                        Игра с шайбой на льду.

    хоккей                                         Шестой день недели.

    килограмм                                  Человек, пользующийся услугами транспорта.

    расстояние                                  Путь, который проделывает автомобиль.

    бассейн                                       Место, где продают билеты в кино.

    одиннадцать                               Число, последующее за 10.

    антенна                                        Вещество для приготовления теста.

    грипп                                           Маленькие кружочки для праздников.

    дрожжи                                       Устройство для принятия сигналов связи.

    конфетти                                     Часть слова, служит для образования слов

    суффикс                                      Заболевание.

    Проверка выполнения заданий группами.

    Отвечать на вопросы. Анализировать текст.

    Объяснять лексическое значение слов.

    Актуализировать знания.

    Искать однокоренные слова.

    Работать в группах.

    Личностные-

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи;

    Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

    Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

    Итог урока.

    Словесный: отвечают на вопросы

    5 мин

     Напиши слова с удвоенными согласными.

    В каком дне недели — бб? В какой игре — кк? Какая болезнь с пп? В каком языке — сс? Какая комната с нн? Какой транспорт с лл? В каком числе лл?

    - Разгадай загадки, записать отгадки. Разделить слова для переноса

    1. Крупная человекообразная обезьяна. (горилла)

    2. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании. (колонна)

    3. Механизм для сильного сжатия чего-либо. (пресс)

    4. Сообщение, переданное по телеграфу. (телеграмма)

    5. Широкая дорога с твердым покрытием. (шоссе)

    6. Командная игра на льду с шайбой. (хоккей)

    7. Желание кушать. (аппетит)

    8.  Время перед восходом солнца. (рассвет)

    Интерактивный метод «Микрофон»

    - Над какой орфограммой мы работали на уроке?

    - Что повторили?

    - Чему научились?

    - Что вам больше всего запомнилось на уроке?

    Запишите домашнее задание стр.36 №70.

    Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

    Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Рефлексия

    2 мин

    Закончи предложения                  

                                                Я узнал…

                                            Мне было интересно…

    Оценивать свои достижения

    Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

    *Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

    Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

    Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

    урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»

    Урок  русского языка  2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...

    План-конспект урока русского языка ( 2 класс) " Орфограмма удвоенных согласных"

    В конспекте представлен возможный вариант проведения урока русского языка , реализующий системно- деятельностный подход.: как урок постановки учебной задачи...

    Конспект урока русского языка на тему:«Правописание парных согласных в конце слова».

    Урок связан с 70-летием Великой Отечественной Войны с презентацией....

    Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"

    Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК  "Перспектива" ФГОС...