Учебно-методический комплект по русскому языку "Что такое аннотация и как её составлять", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Учебно-методический комплект по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Что такое аннотация и как её составлять».

Цели урока: познакомить с понятием «аннотация» и различными её видами; научить её составлять.

Планируемые результаты

  • предметные: формировать умение анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: рабочие тетради, толковый словарь для определения понятия, презентация, карточки для групповой работы.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: письменное грамматич.упр., взаимопроверка.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать у себя в тетради.

(Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина).

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища.

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Выпишите вторую букву каждого слова, если вы написали слова без ошибок, то из букв получится понятие, с которым мы сегодня познакомимся.

- Какое слово у вас получилось? (аннотация)

- Исходя из этого определите тему урока.

- Запишите название темы в тетрадь.

-Попробуйте сформулировать цели урока. (познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять   её самостоятельно).

Записывать словарные слова в тетрадь, проводить взаимопроверку, выводить новое понятие «аннотация».

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: устный опрос.

Практич.: работа со словарём.

Практич.: работа в парах.

Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: чтение и анализ аннотации.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: устная работа с заданием.

Практич.: физминутка.

Практич.: работа в группах.

Практич.: оценка выступлений других групп.

≈25

- Представьте себе, что вы пришли в библиотеку, перед вами много интересных книг.

- Каждая книга ищет своего читателя, а вы ищете книгу.

- Как вы обычно выбираете книгу?

– На что обращаете внимание?

- Правильно, вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация.

- Я думаю, что вы хотели бы узнать, что это такое.

-  Предположите, что означает слово «аннотация».

- Что вам поможет более точно узнать, что означает это слово? (толковый словарь).

- Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

- Прочитайте определение, которое вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги, произведения, учебника)

- Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

- Проверьте с вашим соседом по парте, есть ли аннотации в ваших учебниках по литературному чтению и окружающему миру?

- Как вы догадались, что это аннотация?

- Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести.

- Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая вам интересна.

- Послушайте аннотацию на знакомое вам произведение.

- Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?

(Этот рассказ о маленьком мальчике по имени Геня. Он рос без отца с матерью и бабушкой. Возможно, именно по этой, а, может, и по другой причине его дразнили ребята во дворе. Мама с бабушкой очень переживали за мальчика и искали разные способы установить между ним и другими ребятами мир. Однако этот способ нашелся сам собой. Им оказался талант мальчика складывать игрушки из бумаги)

- Вы догадались, к какому рассказу написана эта аннотация? («Бумажная победа»)

- Кто автор этого произведения? (Л.Улицкая)

- Докажите, что это аннотация (кратко описывается произведение)

- Ребята, а вы помните какие-нибудь произведения Виктора Драгунского?

- Какие?

- Сейчас на доске появится аннотация к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы» («В книгу вошли весёлые рассказы для детей»)

- Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?»

- Почему вы так считаете?

- Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей?

- Докажите.

- Ребята, это был пример очень короткой аннотации.

- Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?

-Узнаем, правы ли мы были.  

- Давайте воспользуемся советами Летучей Мыши (можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник, назвать имена главных героев и указать, что они школьники).

- Ребята, а теперь дополните короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского.

- Пользуйтесь советами Летучей Мыши (в книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)

- Ребята, а теперь проведём физминутку.

- Теперь поработаем в группах.

- Ваша задача составить аннотацию на произведение и разыграть сценку «В библиотеке».

- Один из вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать интересный рассказ. Библиотекарь должен рассказать о произведении, т.е. дать аннотацию.

- В помощь вам несколько предложений, который могут входить в вашу аннотацию:

1.Писатель… рассказывает о …

2.Удивительные события происходят в книге…

3.Если вы прочтёте…, вы обязательно полюбите главного героя.

4.Ты хочешь узнать о…? Тогда прочитай…

- Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.

- Я выбрала то произведение, которое вам всем знакомо, так как совсем недавно вы его изучали на уроках литературного чтения.

- Нужно составить аннотацию к рассказу Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы».

- После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей из других групп.

- Вспомните, как правильно оценить выступления (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)

- Молодцы, ребята!

Отвечать на вопросы.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в словаре определение слова «аннотация».

Находить аннотацию к учебникам.

Слушать аннотацию к произведению, анализировать аннотацию.

Отвечать на вопросы.

Читать и анализировать аннотацию к сборнику «Денискины рассказы».

Строить речевые высказывания, предполагать правильное написание аннотации.

Дополнять аннотацию к сборнику «Денискины рассказы».

Проводить физминутку.

Работать в группах, разыгрывать сценку «В библиотеке», составлять аннотацию произведения «Как провожают пароходы».

Оценивать выступления других групп.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

Практич.: тестовая работа.

≈5

- С каким понятием мы сегодня познакомились?

- С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему.

- Ваша задача, отметить в тесте буквы правильных ответов и записать их на листочек.

                                        ТЕСТ

1.Аннотация – это …

у) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.

2.Какие сведения может содержать аннотация?

р) сведения об авторе;

т) иллюстрации к произведению;

а) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

!) тема книги.

- Назовите буквы правильных ответов (УРА!)

- Ура, ребята! Вы окрыли для себя новое знание и теперь вы будете с лёгкостью выбирать интересные для вас книги и произведения.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, решать тест, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А Н Н О Т А Ц И Я

Слайд 3

Аннотация - ?

Слайд 4

Этот рассказ о маленьком мальчике по имени Геня. Он рос без отца с матерью и бабушкой. Возможно, именно по этой, а, может, и по другой причине его дразнили ребята во дворе. Мама с бабушкой очень переживали за мальчика и искали разные способы установить между ним и другими ребятами мир. Однако этот способ нашелся сам собой. Им оказался талант мальчика складывать игрушки из бумаги.

Слайд 5

« В книгу вошли весёлые рассказы для детей».

Слайд 6

Можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник, назвать имена главных героев и указать, что они школьники.

Слайд 7

1. Писатель… рассказывает о … 2. Удивительные события происходят в рассказе… 3. Если вы прочтёте…, вы обязательно полюбите главного героя. 4. Ты хочешь узнать о…? Тогда прочитай…

Слайд 8

ТЕСТ 1. Аннотация – это … у) краткий пересказ содержания; б) подробное изложение текста. 2. Какие сведения может содержать аннотация? р) сведения об авторе; т) иллюстрации к произведению; а) краткое содержание; г) перечень всех героев произведения; !) тема книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Род имён существительных" 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация на тему: "Род имён существительных" 3 класс. ПНШ...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Сочинение. Золотая осень" 4 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Сочинение. Золотая осень"  4 класс...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Закрепление изученных букв" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Закрепление изученных букв" 1  класс...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...