урок русского языка по теме: "Синтаксический разбор простого предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Синтаксический разбор простого предложения, на уроке решается ряд задач:

1.      Закрепить порядок синтаксического разбора простого предложения;

2.      Формирование умения производить синтаксический разбор простого предложения;

3.      Формирование умения излагать свои мысли;

4.      Воспитание внимания к слову через конструирование предложения и текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.

Задачи урока:

  1. Закрепить порядок синтаксического разбора простого предложения;
  2. Формирование умения производить синтаксический разбор простого предложения;
  3. Формирование умения излагать свои мысли;
  4. Воспитание внимания к слову через конструирование предложения и текст.

Методы: частично-поисковый, практический.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки со схемами.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку. Пусть на урок вам сопутствует успех! Запишите число, классная работа.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами поиграем в игру «Знаешь ли ты?». Я задаю вопросы, вы отвечаете «да» или «нет» (используются сигнальные карточки: красный цвет (нет), зеленый (да) )

Вопросы:

  1. Предложения по цели высказывания могут быть восклицательными и невосклицательными? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
  2. По интонации восклицательные и невосклицательные? (да)
  3. По наличию грамматических основ бывают распространенные и нераспространенные? (нет) А какие бывают? (простые и сложные)
  4. По наличию второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные? (да)
  5. Дополнение, определение, обстоятельство – это главные члены предложения? (нет) А какие? (второстепенные)
  6. Главные члены предложения составляют основу? (да)
  7. Все вопросы задания на какую тему? ( Предложение) Как устанавливается связь слов в предложении? (при помощи смысловых вопросов) Название члена предложения от чего зависит? (от вопроса)

Дополнение: вопросы косвенного падежа

Определение: Какой? Чей?

Обстоятельство: Где? Куда? Откуда? Когда? Как?

Как называется разбор предложения по членам? (Синтаксический разбор) Как вы думаете чему мы будем учиться на уроке? ( Синтаксическому разбору)

Запишите тему.

  1. Закрепление ранее изученного материала.
  1. Повторим порядок синтаксического разбора простого предложения (Работа по таблице)

Простое предложение

По цели высказывания

По интонации

По наличию грамматической основы

По наличию второстепенных членов

Чем осложнено

  1. Повествовательное
  2. Вопросительное
  3. Побудительное
  1. Восклицательное
  2. Невосклицательное
  1. Простое
  2. Сложное
  1. Распространенное
  2. Нераспространенное
  1. Однородные члены (если есть)
  2. Обращение (если есть)

  1. Синтаксический разбор записанного предложения
    Характеристика предложения: Пришла осень и позолотила листья на деревьях. ( повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)
  2. Задание №3 (работа в парах)

На партах лежат листочки со схемами. Найти предложения к своей схеме.

  1. Обледеневшая березка ожидала прихода весны.
  2. Ветер беспощадно трепал ветви березы.
  3. Снег засыпал поля, леса и жилища людей.
  4. На просторной равнине у дороги стояла белая береза.
  5. Придорожная канава заросла травой с желтыми цветами.

Проверка выполнения задания( фронтальный опрос).

  1. Составить предложение, выполнив ряд действий.
  1. Из предложения «Парашютисты опустились в центре стадиона.» выписать сказуемое.
  2. Из предложения «Вдруг послышались легкие шаги.» взять определение.
  3. Из предложения «На щеках тают снежинки.» взять подлежащее.
  4. Из предложения «Тропинки в саду засыпали листья.» взять дополнение.
  5. Прочитать полученное предложение. Опустились легкие снежинки на тропинки. (Определить изученные орфограммы в словах предложения)
  6. Произвести синтаксический разбор.
  7. Взаимопроверка.
  1. Задание №4

Составить предложения из слов. (Слова в конвертах. Работаем в парах.)

  1. Вражда не делает добра.
  2. Друг познается в беде.
  3. Дружба заботой и подмогой крепка.
  4. Крепкую дружбу и топором не разрубить.
  5. Ласковый роток да чистые руки по всей земле обведут.
  6. Мстят сильно иногда бессильные враги.4
  7. Недоверие убивает дружбу.
  8. Тихая вода берега подмывает.4

Какую тему затрагивают пословицы и поговорки. (Тему дружбы ) Постарайтесь запомнить и руководствоваться ими в жизни.

Проверка (Сверка с образцом). Провести синтаксический разбор указанных предложений.

  1. Задание №5 (Стадия «Рефлексия»)

Работа с текстом (текст у каждого ученика).

  1. Прочитать текст.
  2. Определить основную мысль текста.
  3. Озаглавить по основной мысли (Летний лес).
  4. Выписать слово, где звуков больше, чем букв (боец).
  5. Найти слова, где буква «з» обозначает [с] (берез), буква «в» обозначает [ф] (малиновка).
  6. Подчеркнуть слова с безударной гласной в корне слова, проверить ударение, орфограмму обозначить.
  7. Произвести синтаксический разбор указанного предложения. Выписать словосочетания, указать вид подчиненной связи.

Мухи желтые (согласование)

Висят в воздухе (управление)

В воздухе золотистом (согласование)

Висят неподвижно (примыкание)

Подведение итогов.

  • Чем полезен сегодняшний урок?
  • Понравился ли вам урок? Что, по-вашему, было удачным?

Задание на дом: Составить и записать предложения по схемам.

Текст

Вот и лес. Тень и т.шина. Статные ọсины высоко лепечут над вами, длинные, высокие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Вы 'идете по зеленой дорожке'. Желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе.4

Золотой голосок малиновки звучит невинной радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Запятая в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но"

Данная разработка поможет учителю провести урок в соответствии с ФГОС НОО с применением оценочной деятельности....

Урок русского языка в 4 классе "Разбор по членам предложения" УМК Начальная школа XX Iвека

Урок разработат в соответствии с требованиями ФГОС. Учебник "Русский язык" 4 класс, автор С. В. Иванов, 2013 г...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...

Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе

Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...

Презентация урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Презентация  урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы....