Главные вкладки

    конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Рихтер Елена Андреевна

    Урок - исследование по русскому языку.

    Эпиграф урока «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».     А. Дистервег. "   помогает обучающимся   включиться  в учебную деятельность на личностно значимом  уровне. Ребятам предстоит  самим добыть знания,  исследовать объекты русского языка.                                                               

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок-исследование по русскому языку

    Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

    Цель урока

    Задачи урока

    Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами.

    Предметные результаты:

    1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

    2. Определять имена существительные в предложном падеже.

    Метапредметные результаты:

    Личностные результаты:

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

    - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Регулятивные результаты:

    - самостоятельно определять учебную задачу

    - планировать свою деятельность по решению учебной задачи

    - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

    Познавательные результаты:

    - ученики понимают, что такое предложный  падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;

    - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

    - осознают ценности своего языка.

    Коммуникативные результаты:

    - уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию

    - применять правила делового сотрудничества

    - участвовать в продуктивном  диалоге.

    Предполагаемый результат

    Знать

    Уметь

      Особенности предложного падежа, окончания и предлоги  имён существительных в предложном падеже. 

    1. Распознавать предложный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

    2. Правильно писать окончания существительных в предложном падеже.

    ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формирование

    УУД

    I этап: организационный

    Мотивация к учебной деятельности

    включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

    1. Приветствие.
    2. Проверка готовности к уроку.

    – Прочитайте эпиграф к  уроку. Как понимаете его смысл?

     – В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?

    «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».                                                                                                       А. Дистервег.

    – Мы будем сегодня сами добывать знания, мы будем исследовать объекты русского языка.

    – На уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.

    Проверяют готовность к уроку.

    Дети высказывают свои предположения.

    Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем.

    Личностные УУД

    - мотивация учения

    II этап:

    чистописание

    - А начнём урок с минуты красивого письма.

    Наши окна кистью белой
    Дед Мороз разрисовал.
    Снегом полюшко одел он,
    Снегом садик закидал.

    – О ком времени года говорится в стихотворении?

    – Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

    - Отгадали. Какая это буква?

    - Правильно, это буква З.  Обведём её в воздухе, обратим внимание на соединение полуовалов и их размер.

    - Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.

    Зз

    О зиме, о  зимовье, о зимнем, о морозе.

    – Какое слово можно назвать «лишним»?

    – Почему?

    -Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочные слова.

    Дети отгадывают загадку

    Дети определяют букву (Зз)

    Проверка подчёркнутых слов у доски.

    Познавательные УУД

    1. Производить анализ, синтез, обобщения.

    III этап: словарная работа

    На мультимедийной доске слова:

    По х..зяйству, к д…кабрю, через мес…ц, до …нваря, с, про ф…вр…ль, из с…р…бра, о м…роз..

    – Какие слова записаны на доске? 
    – Какую работу с ними можно выполнить?
    – По каким признакам можно сгруппировать слова?

    -Сколько падежей в русском языке? Перечислите их по порядку с вопросами.

    – С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?

    – Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные буквы.

    Р.п.                                   Д.п.                                В.п.  

    до …нваря                    к д…кабрю                 через мес…ц

    из с…р…бра                по х..зяйству           про ф…враль

                                                                 

    – Как вы определяли падежи имен существительных?

    (Проверка на доске)

    Дети читают слова

    – Из словаря

    Дети предлагают сгруппировать по орфограммам, по падежам
    Р.п, Д.п., В.п.

    Дети записывают слова

    По вопросам

    Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других.

    Познавательные УУД.

    строить логическую цепь размышлений. 

    IV этап: постановка цели и задач урока

    Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока.

    – А какое слово мы не смогли записать в столбики?

    – Почему?

    – Итак, кто назовёт тему нашего урока?

    Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного.

    – Что нам надо знать о падеже?

    – Значит, какие задачи мы поставим перед собой?

    О морозе

    Еще не изучали П.п.

    – Узнать о П.п..

    – Вопросы, предлоги, окончания.

    – Какие предлоги у П.п., какие окончания надо писать у существительных в П.п.

    Дети высказывают свои предположения.

    Регулятивные УУД: 

    -  Высказывать предположения на основе наблюдений.

    -  Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

    - Планировать деятельность 

    V этап: работа по теме урока в группах

    организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

    выявление  затруднения в деятельности каждого обучающего

    ся.

    1. – Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в П.п. Для этого нам надо: а) разделиться на группы; б) обозначить работу каждой группы; в) поработать с таблицей.

    Объект исследования

    Результат

    1 исслед.

     Падежные и смысловые вопросы П.п.

    2 исслед.

    Окончания имен существительных в П.п.

    3 исслед.

    Предлоги имен существительных в П.п.

    4 исслед.

    Роль в предложении имен существительных в П.п

    1. Работа в группах

    1 группа проведет 1 исследование,

    2 группа – 2 исследование,

    3 группа – 3 исследование,

    4 группа – 4 исследование,

     

    Задание для 1-й группы:

    – Определите падежные и смысловые вопросы существительных в П.п.:

     На улиц…, дома,

           в общественном мест…, 
    Будь вежлив со старшими,

                            помни о чест… . 
    В театр…, в трамва… ,

                   в читальн… , в кино 
    Веди себя скромно,

                прилично, умно. 

    Задание для 2-й группы:

    – Определите склонение   существительных в предложном падеже, выделите окончания и заполните таблицу:

    На морозе,  в долине, о капризе,   в доме, на поляне,  на солнышке,   о квартире,   в печи, в тишине, о ночи, на сирени. 

    Задание для 3-й группы:

    – Выпишите  предлоги у существительных в предложном падеже.

    Дети поют песню о Родине. Зябнет липа за окошком. На стебелёк осоки села стрекоза. Без терпенья нет ученья. В небе раздалась песня жаворонка. При солнышке тепло, при матери добро.

    - Когда пишется предлог «о», а когда «об»?

            

    Задание для 4-й группы:

    – Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в П.п.:

    Снег – на крыше, на крылечке.
    Солнце в небе голубом.
    В нашем доме топят печки,
    В небо дым идет столбом.

    1. Заполнение таблицы.

    Объект исследования

    Результат

    1 исслед.

     Падежные и смысловые вопросы П.п.

    О ком, о чём, где

    2 исслед.

    Окончания имен существительных в П.п.

    1скл. 

    2скл.

    3 скл.

     - е

    - е        

        - и

    3 исслед.

    Предлоги имен существительных в П.п.

    О, об, в, на, при

    4 исслед.

    Роль в предложении имен существительных в П.п

    Второстепенный член предложения

    – Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:

    -Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.121

       

    Рассматривают таблицу

    Работают в группах

    1 группа

    О ком? О чём? Где?

    2 группа

    Заполняет таблицу

    1скл. 

    2скл.

    3 скл.

     - е

    - е        

        - и

                 

    3 группа

    О, об, в, на, при

    Предлог «о» пишется перед словами, начинающимися на согласные и йотированные буквы, предлог «об» пишется перед словами, начинающимися на гласную букву.

    4 группа

    второстепенный член предложения

    Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

    Коммуникатив

    ные УУД.

    - Формирование умения вступать в диалог.

    Регулятивные УУД: 

    - Искать пути решения проблемы.

    - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    - Оценивание своей работы и работы других.

    Познавательные УУД.

    - Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану.

    - Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

    - Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

    Коммуникатив

    ные УУД

     строить связное монологическое высказывание;

     слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    – соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

    VI этап: первичное усвоение новых знаний

     

    - Работа по учебнику стр. 122 упр. 230 (устно)

    Читают.

    Устно выполняют упр. 230, определяют склонение, падеж, окончание существительных П.п.

    Регулятивные УУД.

    Постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. 

    VII этап: работа с учебником

    Включение нового знания в систему знаний;

    повторение  и закрепление ранее изученного.

     Прочитайте отрывок из сказки. Запишите его буквами, доказывая орфограммы и окончания существительных. Найдите имена существительные в предложном падеже. Выделите окончания.

     [низнайка праснулс'а в н'изнакомам м'эст'и || он л'ижал на крават'и и утапал ф п'ир'ин'э || ф комнату вашла с'ин'игласка ф  халат'и  и шапач'к'и ||4 ]

    – Какие существительные в Пп. встретились в тексте упражнения?

    – Какие окончания у этих существительных?

    – От чего зависят окончания существительных?

    - Выполнить синтаксический разбор третьего предложения.

    Дети читают текст упражнения и называют существительные в П.п., окончания, предлоги.

    – От склонения

    Познавательные УУД.

    - Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

    - Сравнивать и обобщать, делать выводы.

    VIII этап:

    Итог урока

     Осознание обучающими-ся своей учебной деятельности

    - Пора подвести итоги нашей работы.

    Что вы нового и интересного узнали на уроке?

    За что бы вам хотелось себя похвалить?

    – Вспомните девиз нашего урока.

    «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».                                                                                                       А. Дистервег.

    – Какую тайну мы сегодня разгадали? Какое сделали открытие?

    Дети отвечают на вопросы.

    Регулятивные УУД.

    - Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    IX этап:

    рефлексия;

    Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

    – Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

              внимательно слушал

              активно работал

              рассуждал

              правильно отвечал

              проявлял старание

              красиво писал

              усвоил тему урока

    не смогу определить существительное в предложном падеже

    не запомнил предлоги предложного  падежа

    Учащиеся заполняют карточки, показывают учителю и объясняют, почему они поставили  знак «+» рядом с тем или иным выражением.

    Регулятивные УУД.

    - Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    IX этап:

    задание на дом

    Домашнее задание.

    (Стр. 121, упражнение 228, выписать из стихотворения существительные в предложном падеже, указать склонение, выделить падежные окончания)

    Дети записывают задание на дом.

    Интернет ссылки

    1. https://open-lesson.net/3483/

    1. https://multiurok.ru/loc/files/konspiekt-uroka-pravopisaniie-padiezhnykh-okonchan.html

    1. http://chemistry-edu.ru/index.php/component/k2/item/82-epigraph


    Приложение

    1 группа

    Определите падежные и смысловые вопросы существительных в П.п.:

     На улице, дома,

           в общественном месте, 
    Будь вежлив со старшими,

                            помни о чести . 
    В театре, в трамвае ,

                   в читальне , в кино 
    Веди себя скромно,

                прилично, умно. 

    _______________________________________________________

      2-й группа

    Определите склонение   существительных в предложном падеже, выделите окончания и заполните таблицу:

     

    На морозе,  в долине, о капризе,   в доме, на поляне,  на солнышке,   о квартире,   в печи, в тишине, о ночи, на сирени. 

    1скл. 

    2скл.

    3 скл.

     

           

       

      3-я группа:

    – Выпишите  предлоги у существительных в предложном падеже.

    Дети поют песню о Родине. Зябнет липа за окошком. На стебелёк осоки села стрекоза. Без терпенья нет ученья. В небе раздалась песня жаворонка. При солнышке тепло, при матери добро.

    _____________________________________________________________________________

      4-я группа:

    Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в П.п.:

    Снег – на крыше, на крылечке.
    Солнце в небе голубом.
    В нашем доме топят печки,
    В небо дым идет столбом.

    ______________________________________________________


    Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

    внимательно слушал

     активно работал

     рассуждал

     правильно отвечал

     проявлял старание

     красиво писал

    усвоил тему урока

    не смогу определить существительное в предложном падеже

    не запомнил предлоги предложного  падежа

    Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

    внимательно слушал

     активно работал

     рассуждал

     правильно отвечал

     проявлял старание

     красиво писал

    усвоил тему урока

    не смогу определить существительное в предложном падеже

    не запомнил предлоги предложного  падежа

    Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

    внимательно слушал

     активно работал

     рассуждал

     правильно отвечал

     проявлял старание

     красиво писал

    усвоил тему урока

    не смогу определить существительное в предложном падеже

    не запомнил предлоги предложного  падежа

    Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

    внимательно слушал

     активно работал

     рассуждал

     правильно отвечал

     проявлял старание

     красиво писал

    усвоил тему урока

    не смогу определить существительное в предложном падеже

    не запомнил предлоги предложного  падежа


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». А . Дистервег .

    Слайд 2

    О зиме, о зимовье, о зимнем, о морозе.

    Слайд 3

    По х.. зяйству , к д… кабрю , через мес …ц, до … нваря , про ф… вр …ль , из с…р…бра, о м…роз..

    Слайд 4

    Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

    Слайд 5

    Объект исследования Результат 1 исслед . Падежные и смысловые вопросы П.п . 2 исслед . Окончания имен существительных в П.п . 3 исслед . Предлоги имен существительных в П.п . 4 исслед. Роль в предложении имен существительных в П.п … ком? …чём? Где? 1скл. 2 скл . 3 скл -Е - Е -И О, об, в, на, при Второстепенный член предложения

    Слайд 6

    [ низнайка праснулс'а в н'изнакомам м'эст'и || он л'ижал на крават'и и утапал ф п'ир'ин'э || ф комнату вашла с'ин'игласка ф халат'и и шапач'к'и || 4 ]

    Слайд 7

    «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». А . Дистервег .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

    Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

    Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".

     Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.  Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...

    Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"

    Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...

    Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

    Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....