Олимпиадные материалы по русскому языку для 4класса
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Даутова Алсу Камиловна

Дополнительный материал учащимся 4 класса для подготовки к олимпаидам по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания

  1. Определи, какие слова записаны при помощи транскрипции [палк’и], [сп’ица], [парок]. Запиши их.
  2. Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение. Запиши их.

Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.

Терпеть, быть, казак, атаман.

Смотреть, конь, дарёный, зубы.

Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.

  1. Запиши слово, в котором  корень тот же, что и в слове «безумный»,  суффикс взяли из слова «голова»,  приставку – из слова «разведчик», окончание – из слова «сирень».
  2. Составь словесный портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным.

Лицо - …, лоб - …, нос - …, волосы - …, взгляд - …, улыбка - … .

  1. Известны лишь две последние буквы слова «-ло». Определи, к какой части речи можно отнести это слово. Обоснуй свой ответ.
  2. Прочитай.

Мыслим, душевный, обижает, зацементирует, закопает, наломает, заспешит, замелькает.

Какое слово лишнее? Почему? Запиши это слово, обосновывая причину исключения.

Какое слово лишнее из оставшихся? Почему?

Исключай из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось два слова. Причину исключения лишних слов обоснуй.

  1. Подбери к прилагательным антонимы:

Близкий человек -  _____________________

Близкий берег - _____________________

Мягкий свет - ______________________

Мягкий характер - _____________________

  1. Прочитай.

Ищет вчерашний день, а он уже прошёл.

Не мучай муху: и ей больно.

Петух скажет курице, а она – всей улице.

Корень учения горек, да плод его сладок.

И собака помнит, кто её кормит.

Ему разжуй, да в рот положи.

Сгруппируй пословицы и поговорки в зависимости от рода имеющихся в них местоимений. В каждой группе напиши пословицы и поговорки, ориентируясь на падеж местоимений. Они должны следовать в порядке склонения. Запиши группы пословиц и поговорок.

  1. Прочитай предложения. Укажи порядок их следования, ориентируясь на таблицу.

а) Солнце склоня.тся к западу, броса.т свои радостные лучи на поляну и тихими отблесками дрож.т на ароматной хвое кедра.

б) Далеко за горизонтом отсвечива.т вершины гор.

в) Ветер то броса.тся к небу, то стремглав пада.т в овраги и чуть затиха.т.

г) У малины крапива в подружках ход.т.

№ предложения

Количество глаголов

I спряжение

II спряжение

1.

3

-

2.

1

-

3.

2

1

4.

-

1

  1.  Замени данные фразеологические обороты словами-синонимами.

а) Семи пядей во лбу - …

б) Совать нос - …

в) Как снег на голову - …

г) Кот наплакал - …

  1. В данном ряду найди и выпиши пары слов, состоящие из одинаковых звуков.

          Люк, сукно, ток, атлас, тишь, шей, куль, салат, шрам, код, конус, шить, марш, ешь.

  1. Выпиши предложение, в котором отсутствует глагол.

Наступил март. Дни стали тёплые и светлые. Сугробы осели и стали рыхлые. Они серого и чёрного цвета.

  1. Продолжи ряд однокоренных слов, учитывая разное значение корня.

-кос-

Косить (траву)_________________________________

Косичка, ______________________________________

Перекос, ______________________________________

  1. Впиши буквы в кружочки так, чтобы по большой окружности получилось шестибуквенное слово, а по четырём малым – трёхбуквенные.



Предварительный просмотр:

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса

  1. Поменяйте в словах  буквы местами, чтобы получились названия животных

Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос

_____________________________________________________________

Подчеркни название самого крупного животного.

  1. К каждому из слов добавь по два прилагательных – одно в прямом значении, другое – в переносном.

Руки -________________________________________________________

Язык -________________________________________________________

Голова - ______________________________________________________

  1. К каждому из слов мужского рода добавь две буквы, чтобы получилось слово женского рода. Буквы можно вставлять в любом месте.

Пар - _________________________,   план - ________________________,

Сорт __________________________, ров - ________________________

  1. Подбери к словам приставки (старайся, чтобы приставки не повторялись).

_______крыть,      __________мерить, __________быть,     _____  двигать, ____бежал,

______летел,  ____________гонять,  ___________водить, ___езжающий.

  1. Запиши одним словом - несклоняемым именем  существительным, данные определения:

Верхняя часть одежды, которую чаще всего носят осенью или весной  - ____________________________,

Животное Австралии ___________________________,

Напиток, который чаще всего пьют по утрам взрослые - ____________.

  1. Исправь ошибки в стихотворении:

Вы гленуло солнышко,

Блещет налугу.

Я навстречю солнышку

Па трове бигу.

  1. Некоторые устойчивые выражения содержат животных. Например, «бежать как крыса с тонущего корабля» Вот  пять животных:  раки, ворона, петух, слон, собака.


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

 2016-2017 учебный год

Школьный этап. Русский язык. 4 класс.

Рекомендуемое время выполнения заданий  – 60  минут

Максимальное количество баллов – 36

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Балл

Оценивание заданий в баллах

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Балл

3

7

7

6

5

5

3

36

1.  Замени  парные звонкие     согласные звуки   на глухие в словах :  груба, дубить, обрызгать. Запиши  полученные слова.

__________________________________________________________________________                                        

          2.Прочитай внимательно стихотворение

Белые рисунки
На черном асфальте таким мелом белым
Рисую картинку я штрихом несмелым.
Вот аист парит высоко в облаках,
Вот лилии нежно белеют в прудах.
В лугах, словно капли кефира, пролились,
Ромашки невестами скромно склонились.
Но что-то напутала я: ведь зимой
Картинка бывает лишь белой такой!
И вновь я рисую: летит с неба пух,
Он снегом укроет всю землю вокруг.
Старанья мои снеговик завершил, -
Тепло и ему: шубу ватой набил.

          Найди   третий гласный звук в слове «белеют»   и сосчитай, сколько раз он встречается в стихотворении           ________________
Выпиши  слова, где встречается этот  звук

3.   Разгадай ребусы.  Напиши ответы. Найди лишнее слово и запиши ег

!Ребус-6-7 4.  Замени словосочетания пословицами.

              *Учись всю жизнь __________________________________________

             * Беречь время _______________________________________________  

              *Не торопись, всё делай аккуратно_________________________________

           5.  Чем особенна фраза «А роза упала на лапу Азора»? Приведи примеры  таких слов или словосочетаний.

 6. А сейчас тебе просто надо найти нужное слово:

        - На Руси того, кого называли этим словом, побаивались или презирали.  Он не играет в одну очень спортивную  мужскую игру_______________________________________

       - Её можно толочь, прятать в неё концы и водить по ней вилами.______________________________________

      - Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Новая одежда только что с неё… Что это?_____________________________

     - Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой, но есть любители, готовые его испортить одной ложкой. О чём идёт речь?_______________________________________

    - Благодаря этим монахам русский народ с 863 года имеет возможность передавать информацию в письменном виде. Кто эти люди?   7. Запиши слово после каждого толкования:         

1.Краткий стихотворный (а иногда и прозаический) рассказ, содержащий мораль. Часто его главными героями являются животные
2. Предание, возникшее в глубокой древности, в котором с помощью художественной фантазии  объяснялись явления природы, происхождение мира и человека ________________________
3. Жанр русского фольклора; песнь, которая рассказывает о подвигах богатырей и
отражает жизнь древней  Руси____________________



Предварительный просмотр:

Готовимся к олимпиаде (1)

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
Рвать на себе волосы - _________________
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
______________________________________________
______________________________________________

Готовимся к олимпиаде (2)

4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
Так поди же попляши!   
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… _____________________________________
Ученье – свет… ___________________________________________
Кто хочет много знать… ____________________________________
Корень ученья горек… ______________________________________


Готовимся к олимпиаде (3)

1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________
2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________

Готовимся к олимпиаде (4)

5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
________________ уплетает.

6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. ____________________________________
Разведчики взяли языка. ___________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
Прикуси язычок! ___________________________________________
Язык под чесночным соусом. ________________________________

Готовимся к олимпиаде (5)

1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
2рь ____________________
с3 _____________________
ви3на __________________
1очество________________
Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
_____________________________________________________________

2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________

Готовимся к олимпиаде (6)

3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________
5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________

Готовимся к олимпиаде (7)

1. Какие слова так произносятся?
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________
2. Составь слово, если в нем             
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. __________
3. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Готовимся к олимпиаде (8)

7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
мороз -_____________________________________________________________________

8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса

9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
_____________________________________________________________________________

10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

11. Поставьте слова в множественное число:
Человек - Лист (бумаги) -
Лист (дерева) -
Зуб (волка) - Зуб (пилы) -

Готовимся к олимпиаде (9)

1. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё

2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________

5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________

Готовимся к олимпиаде (10)

6. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.

8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л

Готовимся к олимпиаде (11)

1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

2."Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

3. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -
КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -

4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
Прим...рять друзей зал...зать раны
Разв...вается флаг отв...рить дверь
Зап...вать в хоре ув...дать издали


Готовимся к олимпиаде (12)

1.Подбери синонимы:
страж -.............. грядущее - ..................
кладезь - ................ вопиять - ...................
врата - ................ зерцало - ...................

2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая ............. острый......
чёрный................ золотая...........
колючий ................ ночная............

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка,__________________________

4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __



Предварительный просмотр:

1. Найди лишнее слово, подчеркни и докажи.

Что, конечно, точно, скучно.

Очки, мосты, ножницы, салазки.

Тюль, моль, соль, ель.

Сад, мёд, жираф, лапка;

Зашёл, приехал, завтрак, поход;

Ранние, растение, резкие;

Быстро, что, плохо.

2. Составь слова используя буквы слова:

1) Заповедник 2) Приток

3. Подбери слова близкие по значению:

Печалиться - _______________________________

Заболел - __________________________________

Трепещет - _________________________________

Громадный - ________________________________

Занимательный - _____________________________

Мощный - _________________________________

4. Подбери слова противоположные по значению:

Смелость - _______________________________

Неряшливый - _____________________________

Говорить - _________________________________

Удлинить - ________________________________

Печалить -__________________________________

5. Замени одним словом, именем существительным:

Храбрый человек - _____________________________

Ленивый человек - _____________________________

Добрый человек - ______________________________

Умный человек - _______________________________

Весёлый человек - ______________________________

Богатый человек-_______________________________

Сильный человек -________________________________

6. Расшифруй транскрипцию и запиши, соблюдая правила орфографии:

[лазур` н`иб`эснай`а см`ий`оца/ нач`ной амытай`а гразой/ и м`эжду гор рас`иста в`й`оца дал`ина св`этлай` паласой|//]

7. При помощи и суффиксов и приставок образуйте существительные от данных слов:

Лес, дорога, город, ухо, сон, смех, говорить, сказать, вода, смотреть, дышать, писать, петь, воевать.

8. Вставь пропущенные буквы и разбери слова по составу:

Фло...кий, де...кий, ленингра...кий, при...зёрный, г...л...систый, с...доватый, п:дпол, вял...сть, н...стольный;

9. Поставь ударение в словах:

Лыжня, хвоя, статуя, столяр, пихта, гражданство, жаворонок, алфавит, шофёр, красивее, квартал, свекла, кулинария, творог.

10. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй из них новое слово:

Пластинка, картина, павлин______________________________

Сапоги, парашют, фантазия_______________________________

Косари, заморозки, лётчик________________________________

11. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?

Задрожать, зашуметь, забежать, полететь, поползти.

12. Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие:

Билет, пенал, мебель, щурёнок, чистюля, шишечка, пекарь, Стенька, Семён, цапля, мячик, лень.

13. Допиши к данным словам однокоренные прилагательные мужского рода и глаголы:

Зелень-___________________________________

Дело -____________________________________

Ласка-____________________________________

Праздник -_____________________________________________

14. Соедините между собой фразеологизмы-синонимы, то есть фразеологизмы, имеющие одинаковое значение:

Бить баклуши

Дойти до белого каления

Водить за нос

Поперёк горла встал

Рвать и метать

Сломя голову

Что есть духу

Вешать лапшу на уши

В печёнках сидит

Кот наплакал

Ни слуху ни духу

Как белка в колесе крутиться

С гулькин нос

Засучив рукава

В поте лица

Ни ответа ни привета

На части рваться

Без оглядки

15. Составьте предложения со словами пасть, уж и три, так, чтобы эти слова были разными частями речи.

16. Придумайте предложения с каждым из синонимов - интересный, забавный, занимательный.

17. Отгадайте слово:

В нём первый звук как последний в слове зверь, 2 звук в слове пятно

звучит вторым, 3 звук дважды повторяется в слове вокруг, а 4 звук - безударный в слове свекла.

Подберите к этому слову 5 однокоренных.

18. Разберите слова по составу и найдите лишнее слово:

Вечерок, бугорок, порок, язычок.

19. Составьте из данных букв слова и исключите лишнее слово

НИАВД - СЕОТК - СЛОТ -

20. Вставьте слово, которое служило бы окончание первого слова и началом второго:

МЕ ( . . . ) ОЛАД

21. Произношение, каких слов не совпадает с написанием?

Бак, слон, грустно, пять, весь, день, мягкий, заря, шубка, клён.

22. Замените словосочетания фразеологизмами со словом вода

Неразлучные друзья - ___________________________________

Делать бесполезную работу -_____________________________

Бесследно пропасть, исчезнуть -___________________________

Разоблачить, уличить кого-то - ____________________________

23. Выпиши слова в которых есть звук [ й ]

И вскользь мне бросила змея:

"У каждого судьба своя!"

Но я-то знал, что так нельзя -

Жить, извиваясь и скользя. ____________________________

24. Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными:

Прибор, техническое устройство__________________________

Большое желание покушать_______________________________

Острое вирусное заболевание______________________________

Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями_______________________

Дорога с твёрдым покрытием___________________________

Укротитель хищных животных_________________________

25. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня:

Тепло - ___________________________

Сказать - __________________________

Соль - _____________________________

Сила - _____________________________

Держать - __________________________

26. Выпиши сначала слова, состоящие из одного звука, затем - из двух звуков, и т.д.:

Соль, я, у, её, он, съедаю, детский, елью, вестник

27. Запишите, как называют людей, которые живут:

В Москве____________________, на острове_____________________

В Томске______________________,на Волге____________________

На хуторе________________________, в Санкт-Петербурге__________________

В Костроме__________________, в селе________________________

В Новосибирске _____________________, в Швеции________________________

28. Допиши слова в предложениях:

На поверхности моря появил:.. мёртв... зыбь.

В класс повесили красив: тюль.

Уже готов: горяч: кофе.

Ребята поймали свободн: такси.

Мама купила мягк: шампунь.

На пальме сидел:. весёл:.шимпанзе.

29. Выдели в словах приставки, если они есть:

Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться.

30. Составь словосочетания со словом острый в разных значениях.

31. Какой частью речи является слово больной?

Вот вам лекарство, больной____________________________

Неужели я такой больной?____________________________

32. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.

Сено

Провод

Банк

Овод

Хор

Вал

Газ

Рот

33. Выпиши существительные, которые всегда стоят только в единственном числе.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, черника, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.



Предварительный просмотр:

1. Запиши буквы, обозначающие один гласный звук.

_____________________________________________

2. С каких букв не начинаются имена и фамилии людей?

______________________________________________

3. Подумай, какие буквы пропущены в таблице.

Б

 

Г

 

Ж

 

 

Ф

 

Т

 

С

4. Подчеркни слова, которые пишутся с большой буквы.

Людмила, Ворона, Волга, Иванов, Машина, Город, Одуванчик, Котёнок, Москва, Дружок.

5. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.

Ель, берёза, осина.

Сын, папа, друг.

Алфавит, чистописание, азбука.

Окно, стол, диван.

6. Допиши слово - название животного.

Трусливый как ________________.

Как с ________________ вода.

Хитрый как ___________________.

Нем как _______________.

7. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?

Документ подписан директором. __________

8. В названиях прочитанных сказок Незнайка, как обычно, сделал ошибки. Запиши правильные названия.

Гладкий утёнок________________

Шар-птица____________________

Гусли-лебеди__________________

Красная Тапочка________________

9. Незнайка записал на доске предложениес ошибками. Запиши предложение верно.

Шил-был у папужки зеренький гослик.

___________________________________

10.Угадай слова.

смор1на

___________________________________

ША

ТА

___________________________________

11. Составь различные слова из букв слова ГОЛОВОЛОМКА.

____________________________________

12. Вставь, где надо, пропущенные буквы в слова.

Ч:чело, ж:вотное, девоч:ка, ч...йник, мал:чик, веч:ный.

13. Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.

Я - корь, май - ка, субб - ота, ма - ши - на, крыл - ьцо, А - ня.

14. Из данных слов составь известную пословицу и запиши её.

Труд, портит, человек, кормит, лень, а.

__________________________________________

Олимпиада по русскому языку (2 класс)

1. Напиши, какие звуки являются общими для слов: городской вокзал.

___________________________________________

2. Установи соответствие и соедини стрелкой.

Кот наплакал

От горшка два вершка

Бить баклуши

На краю света

очень далеко

бездельничать

маленький

мало

3. Определи количество слогов в словах.

Предложение - _______, единица - ______, мандарин - ______, русский - ______.

4. Запиши как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

Бок - _______________________________

5. Разгадай шараду.

Из трех букв я состою,

В новый год квартиры украшаю,

А добавить букву "м" -

Плавать кораблям мешаю.

6. В названиях прочитанных сказок Незнайка, как обычно, сделал ошибки. Запиши подлинные названия сказок и книжек, изменив в них лишь по одной букве.

Коробок - _____________________

Кепка - _______________________

Двери в яме - _______________________

Киса и журавль - ____________________

7. Расставь над словами цифры в порядке усиления значения значения данных слов.

Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.

8. Вставь нужные предлоги.

Летать ____________ крышей, полезный ______________здоровья,

рассказ ______________ собаку, смеяться ____________ клоуном.

9. Запишит слова, противоположные по смыслу.

Зима - _____________________, тихо - ___________________________,

конец - ____________________, глубокий - ________________________.

10. Отгадай слово по его определению.

Частый, грибной, слепой, проливной - _____________________________.

Колючая, душистая, чайная, белая - ________________________________.

Вчерашняя, шуршащая, свежая, ежедневная - _________________________.

11. Определи количество предложений в тексте. Расставь знаки препинания.

Вот и зиме пришел конец как-то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дожь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю. ____________

12. Переставь буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.

Уникчеб, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.

Олимпиада по русскому языку (3 класс)

1. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Конь, язык, подъем, армия.

2. Установи соответствие и соедини стрелками противоположные по смыслу фразеологические выражения.

одержать победу

обратить внимание

приносить пользу

выбиться из сил

взять себя в руки

выйти из себя

набраться сил

оставить без внимания

потерпеть поражение

наносить вред

3. Выдели в словах приставку за-.

Загиб, запрятал, заморский, замок, зайчонок, забег.

4. Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово.

Пос:девший с годами - _____________________________________.

Прил:скать кошку - ________________________________________.

Пол:скать бельё - __________________________________________.

Пос:деть на диване -________________________________________.

5. Установи соответствие и соедини стрелкой варианты переноса слов.

Матроскин

Слеза

Дождь

Смородина

Грустный

Утренник

  • 1 вариант переноса слов
  • 2 варианта переноса слов
  • 3 варианта переноса слов

6. Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос - Носорог объелся сена.

Осина - ________________________________________________

7. Какие ошибки допустил нерадивый ученик в следующих устойчивых словосочетаниях?

Гора луковая _______________________________________

Медвежья заслуга ___________________________________

8. Запиши как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

Кочка - ___________________________________________________

9. Допиши по 5 имен прилагательных, подходящих по смыслу.

Море - безбрежное, серебристое, __________________________________

Музыка - легкая, зажигательная, ___________________________________

10. Расставь знаки препинания так, чтобы смысл предложений оказался верным.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

11. Расставьте знаки ударения в каждом слове.

Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.

12. Напиши 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.

Олимпиада по русскому языку (4 класс)

1. В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием.

Домов, столов, коров, ковров.

Ножей, батарей, шей, ушей.

2. Напиши названия пяти дней, расположенных по порядку, чтобы в их названиях не встретилась буква И.

3. Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 2021131. Напиши название этого города. Как зовут его жителей?__________________________________________

4. Слово "терра" по латыни означает "земля". Придумай и запиши слова, происходящие от данного корня "терра".

В старину слово коло значило "колесо, круг". Подберите слова, произошедшие от этого корня "коло".

5. Запиши данные слова:

[б'ил'ио], [пр'ил'эсный], [б'истыжый], [й'эш], [cм'ийо'ца].

6. Вставь в пословицы вместо пропусков имена числительные.

На _______________ якорях корабль легче держится.

В сентябре __________ ягода, да и та горькая рябина.

_____________ собаки дерутся - _____________ не суйся.

Запиши пословицу, в которой есть имя числительное.

7. Подчеркни неуместное употребление слов в предложениях. Ниже укажи свой вариант.

Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими.

Мальчик увидел что-то вкусное и облизался до ушей.

Этот день был самый лучший, самый воспоминательный день моих летних каникул.

8. Запиши форму родительного падежа следующих слов:

сапоги - ______________________

апельсины - ___________________

двадцать - __________________________

просьбы - __________________________

9. К каждому слову подбери слово такого же состава:

сошьёт - __________________________

несъедобный - _____________________

мошкара - _________________________

10. Составь предложение из данных слов, употребив их в нужной форме. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Грибки, склониться, деревья, низко, спрятать, молодой, ветки, и.

_____________________________________________

11. Придумай и запиши по три существительных с суффиксом -ец по следующим значениям:

а) уменьшительно-ласкательное: братец, ____________________________________

б) название лица по действию: борец,_______________________________________

в) название лица по признаку: мудрец, ______________________________________

12. Впиши сложные слова:

http://festival.1september.ru/articles/602664/img1.gif

  1. Специалист по разведению сада.
  2. Паровой колесный двигатель.
  3. Канал для выхода дыма из печи.
  4. Русская народная игра-пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Стихийное, бесплановое движение.
  7. Огнестрельное оружие.

13. Укажи родовые различия следующих слов.

гвоздика (цветок) - гвоздика (пряность)

глава (________________________) - глава (_________________________)

свинка (________________________) - свинка (_________________________)

союз (________________________) - союз (_________________________)

14. Замени устаревшие слова общеупотребительными:

очи - ________________________

нощь - _______________________

глас - ________________________

ведать - ______________________

15. Замени фразеологизм глаголом-синонимом:

бить баклуши - ______________________

намылить шею - _____________________

прикусить язык - ______________________

взять себя в руки - _____________________

16. Знаешь ли ты?

На каком языке врачи выписывают рецепты? ______________________________________

Какой падеж в русском языке называет? __________________________________________

В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании? ___________________

Какой падежный вопрос без устали задает курица?__________________________________

Какую букву надо заменить в существительном пенал, чтобы оно стало глаголом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"

Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....

тест по русскому языку для 4класса

Итоговый тест в конце 4класса.Учащиеся проверяют себя....

Тест по русскому языку для 4класса

для итоговой аттестации уч-ся 4класса...

Открытый урок по русскому языку в 4классе

Урок по теме "Cравниваем личные окончания глаголов" УМК "Перспективная начальная школа"...

Олимпиадные задания по русскому языку 4класс

Олимпиада для учащихся 4класса по русскому языку...

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Олимпиадные задания по русскому языку 4класс

Документ содержит задания для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку  для младших школьников....