Главные вкладки

    Тема урока:" Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка".
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

      Татьяна Петровна Заруцкая

    Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:

    Весна! Весна! Как воздух чист.
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.
    Весна! Весна! Как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам
    Летают облака.
    Под солнце самое взвился
    И в яркой вышине
    Незримый жаворонок поет
    Заздравный гимн весне.

    Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) 
    – Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_v_3_klasse.docx26.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.

    • Показать учащимся богатство русского языка.
    • Закреплять знания по изученным темам.
    • Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.
    • Воспитывать любовь к русскому языку.

    Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, презентация

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

    – Дети, вам тепло? (Да!)
    – В классе светло? 
    (Да!)
    – Прозвенел уже звонок? 
    (Да!)
    – Уже закончился урок?
     (Нет!)
    – Только начался урок? 
    (Да!)
    – Хотите учиться? 
    (Да!)
    – Значит можно всем садиться!

    II. Постановка задачи.

    Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:

    Весна! Весна! Как воздух чист.
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.
    Весна! Весна! Как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам
    Летают облака.
    Под солнце самое взвился
    И в яркой вышине
    Незримый жаворонок поет
    Заздравный гимн весне.

    Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) 
    – Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова 
    весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

    III. Объяснение нового материала

    Лексика.

    – Что такое весна? (Весна – время года, следующее за зимой.)
    – Если мы не знаем значение слова, где можно найти? 
    (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна"весна жизни" ("молодость жизни").

    Орфография – наука о правильном письме.

    ВЕСНА

    – Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
    – Запишите еще два слова с этой орфограммой. 
    – Запишите в тетради текст, исправив ошибки:

    Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок)

    Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах.

    Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.

    Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.

    [ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]

    – Сколько слогов?
    – На какой слог падает ударение?
    – Сколько букв, звуков?
    – Сколько гласных звуков; согласных звуков?
    – Как можно перенести слово?
    – Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.

    Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их образования.

    Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.

    весны
    весенний
    весело
    весовщик
    веснянка
    веснушка.

    Морфемный разбор слова: http://festival.1september.ru/articles/210466/img1.gifПридумай слово с таким же составом.

    Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.

    – Какой частью речи является слово весна(Существительное)
    – Что вы знаете о существительном?

    *Тест по теме: “Имя существительное.”

    1. Имя существительное обозначает:

    а) признак предмета;
    б) действие;
    в) 
    предмет.

    В

    2. Имя существительное отвечает на вопрос:

    а) Что делает?
    б) Какой? Какое?
    е) 
    Кто? Что?

    Е

    3. Имена существительные бывают:

    а) м.р., ж.р.;
    б) ж.р., с.р.;
    с) 
    м.р., ж.р., с.р.

    С

    4. Имена существительные изменяются:

    а) по родам;
    н) 
    по числам и падежам.

    Н

    5. Имя существительное в предложении:

    а) подлежащее и второстепенный член
    б) сказуемое.

    А

    Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.

    Выберите морфологические признаки этого существительного :

    одушевленное – 1;
    неодушевленное – 2;
    собственное – 3;
    нарицательное – 4;
    ед. число – 5; 2 4 5 7

    мн. число – 6;
    ж. род –7;
    с. род – 8;
    м. род – 9.

    Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.

    Составить словосочетание:

    I вариант.
    (прил. + сущ.)

    II вариант.
    (гл. + сущ.)

    ранняя весна
    чудесная весна 
    дружная весна
    голубая весна

    люблю весну
    говорю о весне

    Разбор предложения у доски.

    http://festival.1september.ru/articles/210466/img2.gif

    – Придумайте сами предложение о весне.

    Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст.

    ПОДСНЕЖНИК

    Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.

    Звучит музыка.

    Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?

    III. Домашнее задание.

    Cоставляем сборник “Сказки весны”: сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.

    IV. Итог урока.

    – Что нового вы узнали на уроке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка

    успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...

    Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Русский язык 2 класс, "Школа России".

    Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Работы содержат оценочные листы. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

    Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

    Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ учебно-методического комплекта "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманн...

    Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

    Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики". Р...

    Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

    Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

    Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

    ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...