Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шучалина Любовь Виленовна

Разработка урока по теме "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" для 3 класса, разработчик урока - учитель начальных классов Шучалина Любовь Виленовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 3 класс19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс.

Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Тема : правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цель : создать условия для формирования грамотного написания родовых окончаний имен прилагательных.

  1. Организация класса.

- Я получила сегодня смс-сообщение: прогноз погоды на 16 марта: ветер западный, с переходом на юго-западный, порывистый. Облачно. Температура от – 2 до – 5 градусов. Солнце не обещали. Надеюсь, что у нас на уроке будет солнечно.

II. Мотивационно – целевой блок.

а) На доске карточки

существительное     глагол     наречие     прилагательное  

пустая карточка

Что объединяет эти карточки? (это части речи)

Какую карточку оставим, а остальные уберем? Почему? (оставляем карточку «прилагательное», потому что изучаем тему «Имя прилагательное»)

Что может означать пустая карточка? (окончание)

Какая связь между ними? (у имени прилагательного изменяется окончание)

Какие знания используем на уроке и почему? (имя прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам, вопросам)

Что повторили? Зачем?

б) Мы писали диктант, в котором были допущены ошибки в окончаниях имени прилагательного. Почему? Исходя из этого, какие задачи поставим на уроке?

На экране появляются задачи:

  1. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
  2. Правильно писать окончания имен прилагательных по алгоритму.
  3. Использовать имена прилагательные в устной и письменной речи.

Чем будем пользоваться на уроке? (алгоритмом)

Соберите его   ?        Р

Р правильно определить род имени существительного

? поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Почему? (окончание в вопросе всегда ударное)

__написать окончание по вопросу

Для чего необходим алгоритм? Кому необходим?

в) Собираем кластер (карточки выложены в хаотичном порядке)

м.р.    ж.р.    ср.р.

какой?    какая?   какое?

ой   ый   ий   ая   яя   ое   ее

Что объединяет алгоритм и кластер? (алгоритм – это порядок, кластер – это схема)

г) Задание «Верно ли?»

Объясняю задание: если вы считаете, что написано верно – ставьте «плюс», неверно – «минус».

Запись на доске:

  1. Апрельское утро
  2. Свежей воздух
  3. Весенняя пора
  4. Звонкоя капель
  5. Глубокии лужи

Что вызвало затруднение? Почему?

Сверяем с эталоном:

1

2

3

4

5

+

-

+

-

?

Какой вывод сделаем? (чтобы написать верное окончание имени прилагательного – надо правильно определить род имени существительного)

Что закрепляли? Для чего?

III. Исполнительский блок.

а) групповая работа

Вы получили задания на листах по группам. Прочитайте текст, вставьте пропущенные окончания, пользуясь алгоритмом и кластером.

                           Жаворонок.

На солнце тёмн…      лес зардел,

В долине пар белеет тонк…,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонк… .

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молод…,

Я здесь пою приход весны.

                                              В. Жуковский.

                                           Черёмуха.

                                Черёмуха душист…

                                С весною расцвела

                                И ветки золотистые,

                                Что кудри завила.

                                 Кругом роса медвян…

                                 Сползает по коре,

                                 Под нею зелень прян…

                                 Сияет в серебре.

                                 А рядом , у проталинки,

                                 В траве, между корней,

                                 Бежит , струится , маленьк…

                                 Серебрян…    ручей.

                                                                                С. Есенин.

                             Весенн…     гроза.

                   Люблю грозу в начале мая,

                   Когда весенн…   , перв…     гром,

                  Как бы резвяся и играя,

                  Грохочет в небе голубом.

                  С горы бежит поток проворн…  ,

                  В лесу не молкнет птич…    гам,

                  И гам лесн…     и  шум  нагор…-

                  Всё вторит весело громам.

                                                                             Ф. Тютчев.

б) сверяем с эталоном.

в) физминутка.

На доске обозначение:

м.р. – руки вверх

ж.р. – руки в стороны

ср.р. – руки вниз

душистый  ландыш     подтаявший снег

яркое солнце                звонкое чириканье

теплый ветер               голубое небо

скользкая дорога         свежая прохлада

длинные тени             вареная сосулька

г) Что помогло вам справиться с заданием на листах? (алгоритм, кластер)

Возникали споры? К какому выводу пришли? (имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано. Чтобы написать правильное окончание имени прилагательного, надо определить род имени существительного, поставить вопрос и написать окончание).

д) Работа в парах.

В каком задании по развитию речи подбирали много имен прилагательных? (в сочинении)

Представлена репродукция картины И.И. Левитана «Март».

К какому жанру относится эта картина? (пейзаж)

Задание: подобрать имена прилагательные к именам существительным, выделить окончание.

Чем необходимо пользоваться при выполнении задания? (алгоритмом и кластером)

На карточках записаны слова:

Снег … (плотный, серый, рыхлый, синеватый)

Небо … (голубое, ясное, высокое, чистое, сияющее)

Лошадь … (усталая, рыжая, дремлющая)

При выполнении задания звучала музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март»

Сверяем с эталоном на экране.

IV. Рефлексия.

Какие понятия складываем в «Корзину понятий»?

Если вы на уроке были уверены в своих силах – прикрепите на доске значок «Солнышко».

Если пока сомневаетесь – прикрепляем карточку «Тучка».

На доске из 21 карточки было две  - «Тучка», остальные – «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...