урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Свистушкина Ирина Евгеньевна

конспект урока русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

            КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

                               ПРОВЕДЁННОГО В 3 КЛАССЕ

           

Учитель:  Свистушкина Ирина Евгеньевна

Тема: «Части слова. Развитие умения находить в слове окончание».

Тип урока: РУ – урок развития умений.

Цель: развивать умение находить в слове окончание.

Задачи: 1) формировать представления учащихся о форме слова и

              однокоренных словах;

              2) учить определять в слове окончание;

              3) развивать связную и грамотную речь учащихся речь учащихся;

              4) учить детей работать в парах;

              5) формировать правильную самооценку учащихся.

                                           Ход урока.

I. Организационный момент.  

         

    Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

II. Работа в тетрадях по чистописанию. Минутка красивого письма.

 - Сегодня мы с вами начнём урок с игры « Путаница».

 - Кто знает, что это за игра? (Ответы детей).

 - Сегодняшний наш гость Винни-Пух всё перепутал. И нам нужно помочь ему распутать эту путаницу и попытаться сказать, чему мы будем учиться на уроке.

       (Показ картинки с Винни-Пухом).

- Откройте тетради по чистописанию и посмотрите задание на странице 21.

- Что же здесь спуталось? (Заглавные буквы У и Т).

- Давайте их распутаем. Какой общий элемент у этих букв? ( Наклонная линия с закруглением слева внизу).

-Посмотрите на доску, я вам покажу, как правильно надо писать. (Пишу образец на доске).

- А теперь проверим посадку! Положите правильно тетрадь.

- Напишите этот узор 3 раза.

III. Работа со словами из словаря (в тетрадях по чистописанию).

- А теперь прочитайте про себя строчки из стихотворения С.Есенина.

- Прочитаем их хором.

       Улыбнулись сонные берёзки,

       Растрепали шёлковые косы.

                                                       

- Найдите в этом отрывке слова из словаря  (берёзки, шёлковые).

- Запишите эти 2 слова в тетрадь.

- Скажите, а что называют окончанием?  ( Окончание – это изменяемая часть слова).

- Как найти в слове окончание?  ( Нужно изменить слово, поставить его в разные формы).

- Обозначьте окончания в этих словах.

- Проверим. – Какое окончание в слове берёзки? – В слове шёлковые?

- Закройте тетради.

IV. Знакомство с новым словом из словаря.

- Сегодня мы пополним наш словарь ещё одним словом.

- Отгадайте загадку:

             Длинное ухо, комочек пуха.

             Прыгает ловко, грызёт морковку.  (Заяц).

- А где же у нас сегодня на уроке спрятался заяц?  (Обращаю внимание на картинку на доске: заяц, запутанный в паутине).

- Посмотрите, он запутался в паутине, помогите ему распутаться.  (Выходит ученик и указкой обводит контур зайца).

          ( Я обвожу рисунок маркером).

- А теперь мы должны запомнить, как правильно пишется слово заяц.

Оказывается, заяц любит не только морковку, но и яблоки. Поэтому, чтобы вам легче было запомнить это слово, я вместо буквы к слову прикрепила яблоко.

          ( Показ таблички: ЗА    Ц ).

- Какая гласная спрятана?    ( Я) 

- А теперь вспомните, какие слова называются однокоренными.  (Cлова, у которых одинаковый корень и общий смысл = имеют близкое лексическое значение.)

- Подберите однокоренные слова к слову заяц.  (Устные ответы).

- Молодцы, а я хочу вам предложить записать в тетрадь слова, расположенные на доске: зайчик, зайчиха, заюшка, заячья.

Запишите их.

- Слово ЗАЯЦ такое же трусливое как и сам заяц. Как заяц пытается запутать свои следы, так и слово сейчас хочет запутать вас и меняет свой облик, поэтому корни в написании отличаются друг от друга.

- А  теперь подумайте и скажите, чем отличаются по значению слова ЗАЯЦ и ЗАЙЧИК?  (Заяц – взрослое, большое животное, а зайчик – маленький или слово употреблено в уменьшительно – ласкательном значении).

- Запишите в столбик эти слова.

- Образуйте от этих слов форму мн.числа. Запишите рядом.

                                                         

- Обозначьте окончания.  ( Заяц – зайцы,     зайчик – зайчики ). 

- Что заметили?  ( В словах заяц и зайчик – нулевое окончание; в слове зайцы окончание Ы, а в слове зайчики – И).

- Ребята, а какое окончание называют нулевым?  (Окончание, которое не выражается звуками называется нулевым.)

V. Самостоятельная работа.

- Итак, существительные изменяются по числам.

А как ещё изменяются существительные?  ( По вопросам).

-  Теперь, ребята, возьмите конверт и достаньте карточку жёлтого цвета.

Задание: поставьте слово заяц в нужную форму, записывая правильно окончания в словах. Окончания выделите.

                             КАРТОЧКА № 1.

       

                          нет ( кого?) зайц___

                          иду ( к кому?) к зайц___

                          беседую ( с кем?) с зайц___

                          думаю ( о ком?) о зайц___

- Обменяйтесь карточками с соседом.

- Достаньте карточку зелёного цвета. Эта карточка – помощница. На ней записаны правильные ответы. Проверьте работы своих товарищей.

                              КАРТОЧКА № 2.

                           нет ( кого?) зайца 

                           иду ( к кому?) к зайцу

                           беседую ( с кем?) с зайцем 

                           думаю ( о ком?) о зайце

- Что заметили?  (Меняется окончание). 

- Как называется изменяемая часть слова?  ( Окончание). 

- Для чего служит окончание?  ( Для связи слов в предложении). 

- Ребята, я сегодня утром получила странную телеграмму. В ней написано: «Убить двух зайцев». Подскажите, что это значит?  (Т.е. делать два дела одновременно).

- А догадались ли вы чему мы сегодня будем учиться?  (Сегодня мы будем продолжать начатую вчера тему и будем учиться находить окончания в словах, изменять форму слова и связывать слова в предложениях).

                                                         

VI. Физкультминутка.

- А пока немножко отдохнём. И потом продолжим работать.

VII. Работа с текстом по учебнику.

- Но вот подул сильный ветер, и опять всё перепуталось. Винни-Пух очень расстроился. Надо ему помочь.

- Откройте учебники, найдите упр.182.

1) Работа над текстом « Солнечные зайчики».

- Прочитайте предложения. Это текст?  ( Нет. Нарушен порядок слов в предложениях.)

- Соберите «рассыпанные» предложения. Получится текст? Почему? Докажите. ( Предложения связаны по смыслу, записаны по порядку, есть тема).

                                    Солнечные зайчики.

            С утра солнечные зайчики играли в траве. Днём они побежали к пруду. Зайчики плавали в пруду до самого вечера. Они всегда успеют обсохнуть на солнце!

- Как вы думаете, почему солнечные блики люди назвали зайчиками?

2) Работа над текстом « Про озеро».

-Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст?  (Установить правильный порядок слов в предложениях, вставить окончания.)

- Определите, об одном или о нескольких озёрах идёт речь, и в зависимости от этого выберите окончания.  ( Возможны 2 варианта: в лесу жило озеро и жили озёра.)

- Прочитайте дальше. Какое слово во 2-ом предложении подскажет нам, о скольких озёрах идёт речь?  ( Местоимение с НИМ употреблено в единственном числе).

- Какой вариант выбираем?  ( Про озеро).

- Какие окончания допишем?  ( Жило озеро).

- В каком предложении возможны варианты окончаний?  ( Во 2-ом: жили сердитые  медведи и зубастые  волки или жил__ сердитый  медведь__ и зубастый волк__).

 - Спишите второй текст и выполните все задания после упражнения.

                                       

                                                         

                           Про озеро.

        В дремучем лесу жило озеро.

        Рядом с ним жили сердитые медведи и зубастые волки. Но озеро никого не боялось, потому что было большое и глубокое.

VII. Работа со словами – синонимами (если позволит время).

- Прочитайте слова в синей рамочке.

                    дремучий

                    глухой

                    густой

                    частый

- Можно ли назвать эти слова однокоренными?  (Нет).

- Почему?  ( Разный корень). 

- Являются ли слова формами одного и того же слова?  (Нет, разные корни). 

- Что общего у этих слов?  (Лексическое значение).

- Как называют такие слова?  ( Синонимы).

- В какой последовательности записаны действия?  ( От сильного к слабому).

        ( На доске записаны синонимы):

           дремучая                      пора

           глухая                           чаща

           густые                          постукивание

           частое                          заросли

- Чем отличаются эти слова от тех, что записаны в учебнике?

                                                                                           ( Окончаниями).

- Соедините с помощью стрелочек слова в словосочетания. (1чел.- на доске).

                    дремучая      чаща

                    глухая           пора

                    густые          заросли

                    частое           постукивание         

-  Прочитайте полученные словосочетания.

- Запишите их.

- Что помогло установить эту связь?  ( Окончания). 

- Обозначьте окончания в словах.

- Проверим.

VIII. Итог урока.

- А теперь я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

На обратной стороне жёлтой карточки есть квадрат. Закрасьте его соответствующим цветом:

        Если вы считаете, что со всеми заданиями на уроке вы справились, и вам было хорошо, то закрасьте его зелёным цветом.

                                                         

        Если в вашей работе есть недочёты, то – жёлтым. 

        А если вам сегодня было не очень комфортно, и работу вы выполнили с ошибками, то – красным цветом.  

- Наконец – то мы распутали всю паутину!

- А теперь ответьте на вопросы:

1) Что такое окончание?

2) Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?  ( Нет).

3) Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?  ( Да).

4) Как найти в слове окончание?  ( Изменить форму слова).

5) Какое окончание называется нулевым?  ( Которое не выражается звуками).

         Оценивание детей.

- У кого оценка совпала с моей?

- Спасибо за урок.

                                                           

             

               Карточка № 1

         нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

           

              Карточка № 1

        нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

             

             Карточка № 1

         нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

             Карточка № 1

        нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

             Карточка № 1

         нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

              Карточка № 1

         нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

           

             Карточка № 1

         нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

              Карточка № 1

        нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

             Карточка № 1

        нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

            Карточка № 1

        нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

 

             Карточка № 1

         нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

             Карточка № 1

        нет (кого?) брат__

        иду (к кому?) к брат__

        беседую (с кем?) с брат__

        думаю ( о ком?) о брат__

 

             

               Карточка № 1

         нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

           

              Карточка № 1

        нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

             

             Карточка № 1

         нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

             Карточка № 1

        нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

             Карточка № 1

         нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

              Карточка № 1

         нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

           

             Карточка № 1

         нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

              Карточка № 1

        нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

             Карточка № 1

        нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

            Карточка № 1

        нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

 

             Карточка № 1

         нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

             Карточка № 1

        нет (кого?) зайц__

        иду (к кому?) к зайц__

        беседую (с кем?) с зайц__

        думаю ( о ком?) о зайц__

 

             

               Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

           

              Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

   

             

                Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

             Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

 

             Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

              Карточка № 1

         нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

           

             Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

              Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

             Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

            Карточка № 1

        нет (кого?) зайца

        иду (к кому?) к зайцу

        беседую (с кем?) с зайцем

        думаю ( о ком?) о зайце

ЗАЙЧИК

ЗАЙЧИХА

ЗАЮШКА

ЗАЯЧЬЯ

З  А  Я  Ц

           

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

         

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

           

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

 

          Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

         

          Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

         

          Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

           Карточка № 2

    нет (кого?) лис

    иду (к кому?) к лис

    беседую (с кем?) с лис

    думаю (о ком?) о лис

                                Оформление доски.

                                Картинка

                            с Винни-Пухом

   картинка                                              дремучая       пора

   с зайцем         _______                         глухая            чаща      

                                                                   густые           постукивание

                                                                   частое            заросли

 ЗАЯЦ

зайчик

зайчиха

заюшка

заячья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...