Главные вкладки

    Конспект к уроку русского языка "Дательный падеж имени существительного"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Цыганова Ирина Викторовна
    Тема: «Дательный падеж имён существительных».
    Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. 
     Планируемые результаты:
    предметные: 
    1. распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы;
    2. обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;
    3. объяснять написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи;
    4. оценивать результаты своей деятельности.
    личностные: 
    1. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 
    2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 20.02.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 3 «Ж»

    Кабинет: 209

    Тема: «Дательный падеж имён существительных».

    Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. 

     Планируемые результаты:

    • предметные:
    1. распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы;
    2. обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;
    3. объяснять написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи;
    4. оценивать результаты своей деятельности.
    • личностные:
    1. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
    2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: презентация,  учебник «Школы России» Русский язык 3 класс 2 часть,карточки заготовки.

    Этапы урока

    Методы и приёмы

    Хронометраж

    Содержание урока

    Формируемые

    УУД

     Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Метод – словесный

    1 мин.

    -Здравствуйте, ребята! Садитесь!

    Сегодня я хочу,вам пожелать,хорошо работать на уроке,помогать друг другу и стараться не делать ошибок.

    Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

    Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

    II.  Актуализация знаний

    Словесный: ответы на вопросы

    5 мин.

    -Сядьте ровно,спинки прямые,ноги стоят правильно, тетрадь положите в наклон. Кто готов работать,руку на локоток. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

    – Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

    до берега

    для мамы

    из бумаги

    с горки

    без товарища

    -  Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы и т.д.)

    -Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) 

    -Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого?

    -А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10) 

    -  Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)

    Проверять готовность к уроку,правильность посадки за партой.

    Находить признак по которому объединены слова.

    Коммуникативные:              умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

    Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    Познавательные:

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и сверстниками.

    III. Мотивационный этап

    Метод – словесный

    Прием – подводящий диалог.

    5 мин.

    -Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Определите падеж имён существительных.

    Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

    - Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в дательном падеже)

    Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

    Познавательные: 

    строить логическую цепь рассуждений.

    IV. Постановка учебной задачи

    Практический:

    вопросы первичного восприятия.

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практический: письменное граммат.упр.

    7 мин.

    - Сформулируйте тему урока и запишите в тетради. (Дательный падеж)

    -Какие задачи мы поставим перед собой?

    Задачи:

    1)Узнать какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.

    2)Научиться находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.

    - Запишите под диктовку словосочетания.

    Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

    Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных.

    (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

    - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

    - Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

     - Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

    - Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

    - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

    - Что обозначает словосочетание «обрадовался  солнцу»?

    -  Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

    Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок

    -умение ставить учебную задачу.

    Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Физминутк

    1-2 мин

    Показывает движения.

    Личностные: установка на ЗОЖ.

    V. Решение учебной задачи

    Практический:ответы на вопросы;

    Письменные упражнения.

    7 мин.

    -  Выполним упражнение 73 на странице 46.

    -  Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

    Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

    - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

    - Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

    - Эту работу вы будете выполнять самостоятельно.

    Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

    - Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

    - Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

    - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

    Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

    В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.)

    Личностные:

    -смыслообразование.

    Регулятивные:

    - развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.

    Познавательные:

    научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; выполнять задания.

    Регулятивные:контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

    VI. Первичное закрепление

    Практический:

    работа по карточкам,

    письменное упр.

    5 мин

    Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание. Подпишите имя и фамилию.

     (Каждый ребенок получает карточку по его  способности и уровню усвоения знания,для более слабых учащихся карточка №2,для сильных №1)

    Карточка №1                                                               

            Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

    От  дуба,  по  тропинке, на  ёлке,  до  дороги,  по  небу,

    из  дома, вокруг  леса,  над  полем,  к  бабушке,  у  окна.

    Карточка №2                                                               

    Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

    (От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке,  (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (над чем?) над полем,(к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.                                                                              

    - Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

    - В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже – на ёлке, в творительном падеже – над полем)

    - Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

    Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    VII. Вторичное закрепление

    5

    мин

    -Прочитайте упражнение №85.

    -Какие слова пропущены?

    -Слова для справок даны после текста.

    -Подставьте слова в текст,кто хочет прочитать?

    - Спишите,выделите орфограммы,определите падеж имён существительных с предлогами.

    План проверки. Чтение по цепочке.

    1)Прочитай предложение.

    2)Назови и объясни орфограммы.

    3)Назови слово,которое ты вставил.

    4)Назови его падеж.

    Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    VIII. Итог урока

    Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

    Рефлексия

    Домашнее задание

    4 мин

    - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

    - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

    Запишите домашнее задание. Упр. 84.

    Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.

    Познавательные:

    делать обобщения, выводы.

    Коммуникативные:

     умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"

    Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....

    Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. Урок на тему: "Падеж имен существительных"

    Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. «Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)Тема урока: Падеж имен существительныхЦели: 1. Обучающие (дидактические...

    Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

    Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

    Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам."

    Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века"...

    Урок русского языка "Распознавание имен существительных в дательном, винительном, творительном падежах"

    развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные  в дательном, творительном и винитель...