Урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ошмянская Надежда Евгеньевна

УМК "Перспектива" 2 класс урок русского языка по теме "Слова,противоположные по значению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ лицей № 4 им. профессора Е.А.Котенко г. Ейск МО Ейский район

Технологическая карта урока по русскому языку

2 класс УМК « Перспектива»

Тема: Слова, противоположные по значению (антонимы).

Учитель начальных классов

МБОУ лицей № 4 г.Ейска

МО Ейский район

Ошмянская Надежда Евгеньевна

Русский язык. 2 класс.

Урок. Открытие новых знаний.                            

Тема: Слова, противоположные по значению (антонимы).

Цель: познакомить с термином антонимы; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

Личностные:

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  2. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.

Познавательные:

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  2. Работать в паре и группе           

       Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Ресурсы: презентация; учебник «Русский язык» 1 ч. Климановой Л.Ф.,Бабушкиной Т.В.;  тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Организация пространства: фронтальная, в парах, в группах, самостоятельная.

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

 Мотивация к деятельности 

Цель:

Мотивировать учащихся на работу .

Учитель настраивает детей на работу.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

-Улыбнитесь друг другу , пожелайте удачи.

Пальчикова гимнастика Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Самостоятельная работа

Минутка чистописания

ан ам сам санки он ом сон сомик

Л1. Ученики проверяют готовность к уроку.

Здоровьесберегающие технологии

Повторяют написание элементов букв, букв, слогов.

 Актуализация знаний и индивидуальное  затруднение в пробном действии.

1.Самостоятельная работа

1)Орфографическая минутка

- Отгадайте загадки, запишите отгадки

(Слайд № 2) 

1.Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает,

Одним проходу не даёт.

Других он подгоняет.(Ветер)

2. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.(Берёза)

3. Круглые, зелёные на дереве растут,

Лишь бочок краснеет – тут, же их сорвут.

Сладкие и спелые соберут в корзинку,

Все на вид красивые, прямо как с картинки.(Яблоко)

4. Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.(Лопата)

-Какое правило орфографии объединяет слова-отгадки?

2)Словарная работа

Прощай, до свидания, здравствуйте.

-Какое слово лишнее? Как можно назвать остальные слова?

-Каким по значению к данным словам является слово здравствуйте?

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Дети записывают словарные слова, обозначают ударение, указывают букву, которую нужно запомнить.

Самооценка выполнения задания (Слайд № 3).

Дети находят синонимы.

Записывают их в тетради.

Работа по теме.

Цель:Сформировать представление об основных признаках антонимов.

2.Выявление места и причины затруднения. 

-  Учитель читает стихи О.Емельянова(Cлайд № 4)

- Что вы можете сказать про слова грустный и веселый?

Работа в парах:(приложение № 1)

- Найдите такие слова в следующих стихах.

1.Разворчался старый дед:

«Доживёшь вот до ста лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!»

2. Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

3. Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело;

«Ворон – чёрный, голубь – белый!»

4. Вышел в поле храбрый рыцарь,

  может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

5. Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася – добрый, Жора- злой!

6. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.( Слайд № 5)

-Какой вывод можете сделать?

- Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова с противоположным значением.

- У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.

- А почему вы не предлагаете свои ответы?

- Почему вопрос один, а вариантов ответов на него много?

3.Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель ставим? (Узнать, как называются эти слова).

- Какова будет тема урока?

- Наметим наш план действий (проговаривают дети):

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, как называются эти слова.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что и кто вам поможет? (Свой опыт, учебник, словарь , учитель)

4.Реализация построенного проекта.

-Работаем в группах.

-Назовите правила работы в группе.

Группа «Теоретики»

-Работает с учебником,с.33,упр.47 и со «Словарём….»М.Р. Львова.

Задание: найти теоретические основы знаний по теме,составить алгоритм действий.

Группа «Практики»

-Работают с учебником,карточками и подбирают задания для практической работы по теме.(Приложение № 2)

Группа «Контролёры»

-Составляют контрольные вопросы по теме.

- Посмотрите еще раз на эти слова.

- Что здесь необычного?

-Давайте найдём по учебнику, как же называются эти слова.

 

5.Первичное закрепление во внешней речи.(Отчёт групп по результатам их работы)

Группа «Теоретики»

1)Введение понятия: «антонимы». Знакомство со словарем антонимов (Слайд № 7)

2)«Страничка для любознательных»

- От какого слова произошло слово «антоним»?

-Алгоритм действий при выполнении практических заданий.(Слайд № 8)

3)Составили алгоритм определения  антонимов:

1. Ищем пары слов, где отношения имеют противоположное значение.

2.Определяем, имеются ли в предложении противопоставления.

3. Определяем, с помощью каких слов создается противопоставление этих слов.

Группа «Практики»

-Выполняем практические задания по теме, используя алгоритм действий предложенный «Теоретиками»

Работа по учебнику, с.33

1)Упр.46 – по заданиям учебника.

-Давайте сопоставим свои предположения с учебником

-Давайте  составим наш вывод.

-Что вы заметили? (Вывод,который сделали мы такой же, как и в учебнике)

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

У них противоположное значение.

Работают в парах на карточках.

Читают при проверке пары слов.

Самопроверка по шаблону на слайде №5. Самооценка по слайду № 6.

Определяют тему и цели урока.

От слова «анти» - против.

Знакомят с алгоритмом действий перед выполнением практических заданий.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Задание выполняется в тетрадях

Физминутка под музыку                                                                                                                  

 «Зарядка для друзей»

Здоровьесберегающие технологии

Продолжение работы по теме

Цель:-Зафиксировать новое знание в речи.

6. Включение в систему знаний и повторение.

2) Карточка. (Эталон для самопроверки-на слайде № 9)

-Прочитай загадку, выпиши из нее в тетрадь пары слов-антонимов.

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной,

Бывает он и добрый,

Бывает он и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг прогудит.

Притихнет, умчится.

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять …    

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1

Задание выполняется в тетрадях.

Самопроверка по слайду № 9.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Цель:Зафиксировать новое знание.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Группа «Контролёры»

-Какова была цель сегодняшнего урока?

 -Достигли ли цели? Докажите.(Уч-ся могут воспользоваться правилом в учебнике ).

Самостоятельная работа

 -Установите соответствие между словами.

молодость           низ

веселье                лето

север                   грусть

верх                     старость

зима                     юг

(Проверка задания проходит с использованием ЦОР-электронное приложение к учебнику «Русский язык»)

Р2.

Задание выполняется в тетрадях

Оценивать свои достижения.

Самопроверка.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

Итог урока

Группа «Контролёры»

Фронтальная работа (Слайд № 11)

-С каким термином познакомились на уроке?

-Какие слова называют антонимами?

-Какой бы была наша речь,если антонимов не было?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

Ответы детей.

Слова с противоположным значением.

Домашнее задание

Группа «Контролёры»

1 вариант. Найти и списать стихотворение,в котором употреблены антонимы.

2 вариант.Сам-но найти и записать 5 пар слов-антонимов.

Л3, 4; Р2; П3.

Приложение № 1.

1.Разворчался старый дед:

«Доживёшь вот до ста лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!»

2. Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

3. Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело;

«Ворон – чёрный, голубь – белый!»

4. Вышел в поле храбрый рыцарь,

  может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

5. Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася – добрый, Жора- злой!

6. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

Приложение № 2.Карточки для выбора заданий по теме.

1)Бывает он и в холод,                                        

Бывает он и в зной,

Бывает он и добрый,

Бывает он и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг прогудит.

Притихнет, умчится.

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять …    

2)На фоне КРАСНОГО заката
 Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
 И песни звонкие цикада
 В вечерней дымке рассыпает.

 Шиповник РОЗОВЫЙ душистый
 С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
 Кто всех красИвее, пушистей,
 Природой кто искусней скроен?

 ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
 Сиреневый накинул вечер.
 Какой же день он нам пророчит:
 С дождём, оранжево ль беспечный?

 
Приложение № 3

-Установите соответствие между словами.

молодость           низ

веселье                лето

север                   грусть

верх                     старость

зима                     юг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...