Урок русского языка 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гераськина Екатерина Егоровна

Урок русского языка 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Тема урока
«ПЕРЕНОС СЛОВ»

Цели деятельности учителя: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать умения видеть «опасные» места в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки.

Планируемые результаты (предметные): овладевают речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка; стремятся к приобретению комплекса знаний по предмету; объясняют значения термина (понятия) «буква»; знают и применяют правило переноса слов; рассуждают об особенностях букв: ы, ь, ъ; осваивают каллиграфическое написание этих букв; слушают грамматическую сказку и участвуют в обсуждении ее содержания; формулируют вывод о роли «двух братцев» – ь и ъ в речи; называют звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; пишут большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Запись даты в тетради.

II. Орфоэпическая тренировка.

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; осознают роль языка и речи в жизни людей; учатся формировать границы собственного знания и «незнания»; ориентируются на выполнение  моральных норм.

Регулятивные УУД: контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в орфоэпическом словаре, на основе сверки с контрольной карточкой (с образцом учителя).

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме; учатся работать в паре – обмениваются информацией, обсуждают расстановку ударения, взаимодействуют, сверяют работы друг друга по контрольной карточке, умеют слушать и принимать мнение партнера.

1. Работа по карточкам-заданиям.

Каждый ученик получает карточку со словами, в которых он должен расставить ударение.

I вариант: договóр, заржáветь, каталóг, комбáйнер, километр, квартал, столяр, баловать, ремень, магазин.

II вариант: намéрение, петля, процéнт, шофёр, досуг, маляр, (она) начала, красивее, газопровод, сантиметр.

2. Взаимоконтроль. Учащиеся меняются заданиями с целью взаимопроверки. В случае разногласия сверяются с контрольной карточкой, прикрепленной на закрытой доске.

3. Хоровое произношение слов по вариантам с выделением ударного слога (чтение на доске слов с контрольной карточки, сверка выполненной работы).

III. Работа над каллиграфией.

Личностные УУД: в процессе становления каллиграфического навыка и умения речевого поступка руководствуются принципом адекватного мотивационного отношения к учебной деятельности; используют знания и сформированные учебные действия в конкретных жизненных ситуациях; приобретают личный опыт интегрированного обучения, умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную цель и практическую задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; выполняют инструкцию.

Познавательные УУД: понимают смысл плаката при чтении и воспроизведении на слух, отвечают на вопросы, объясняют значение термина «буква»; делают вывод о роли мягкого и твердого знаков в словах; сравнивают собственные написания с образцом; анализируют слова (односложные, двусложные, трехсложные; по количеству звуков и букв, слогов, подвижное ударение).

Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение; оформляют свои мысли в устной форме; слушают и учитывают мнения партнеров, понимают речь других участников образовательного процесса; дают в устной форме оценку соответствия содержания ответа одноклассника вопросу (заданию) и исполнения его выступления.

1. Работа по рисунку.

– Рассмотрите рисунок в тетради на с. 9.

– Догадайтесь, куда спешит улитка.

– Какие буквы живут в этом домике? ( Буквы ы ъ, ь.)

– Нарисуйте улитку на строчке.

Учитель демонстрирует образец на доске: сначала е-образные рожки, затем туловище и «домик».

– Какие буквы алфавита не могут начинать слова? (Буквы ь, ъ, ы.) 

– Есть ли такие заглавные буквы?

– Буквы ь, ъ, ы имеют одинаковые элементы в написании. Обратите внимание на их соединения с другими буквами.

Ученики проговаривают написание букв и прописывают их по образцу.

2. Грамматическая сказка.

ДВА БРАТЦА

Однажды в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твёрдостью от неё отталкивался. Были они похожи друг на друга, вот только прически у них различались. Первого, который мягко ступал и имел короткую стрижку, звали Мягким знаком. Второго – в кепке с маленькой твёрдой косичкой – Твёрдым знаком. И были эти незнакомцы братьями. Долго бродили они по свету, прежде чем попали в эту удивительную страну, где жили гласные и согласные звуки, умеющие с помощью Волшебного платья превращаться в буквы.

Понравилось братьям в этой стране и решили они в ней остаться. Были они видимыми буквами. Вот только невидимыми звуками стать не смогли, так как не было у них волшебных платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.

С тех пор жителей в волшебной стране стало не 31, а 33.

Хоть и были ъ и ь родными братьями, но характеры имели разные.

Мягкий знак был добрым и ласковым, старался всё смягчить.

Он очень вежлив, Мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове мать и в слове дочь,

И тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

А Твёрдый знак отличался молчаливостью и твёрдостью. Там, где он появлялся, слышалась чёткость.

Часто ссорились два брата, так как каждому хотелось занять самое почётное место в алфавите. Услышала однажды буква А их спор и вмешалась:

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –

Услыша этот спор, сказала А,

– Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

И указала Мягкому и Твёрдому знакам их законные места. И с тех пор они никогда не ссорятся, так как выполняют разные роли.

3. Анализ слов.

– Прочитайте слова в тетради на с. 9.

– Какую роль в словах играют буквы ъ и ь?

– Назовите односложные слова, двусложные, трехсложные слова.

– В каких словах букв и звуков поровну?

– Запишите слова, диктуя их по слогам.

– Подчеркните мягкий и твёрдый знаки.

– Послушайте загадку, отгадайте ее.

Со звуком [с] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

                        (Соль – моль.)

– Назовите слова с ь и ъ. Определите роль мягкого и твёрдого знаков в этих словах.

– Запишите в тетрадь названные слова, подчеркните ь и ъ.

Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова, остальные учащиеся пишут в тетрадях.

Соль, моль, берегись, съем, платье, пальто.

4. Упражнение для самоконтроля.

– Пусть самая красивая буква из трёх (ы, ь, ъ) встретит улитку в домике.

Лучшую из букв ученики вписывают в окошко домика.

Гостей всегда мы рады встретить,

Приветить, чаем напоить

И самым лучшим одарить –

С таким законом надо жить!

– Как вы думаете, будет ли улитка довольна, если у хозяина дома будет такой жизненный закон?

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

IV. Словарная работа.

Личностные УУД: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции; положительно рассуждают о необходимости вырабатывать умения грамотного письма и орфографической зоркости.

Регулятивные УУД: контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, тетради; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, рисунками.

Познавательные УУД: умеют работать с основной учебной, дополнительной литературой и другими источниками информации; устанавливают взаимосвязь между объемом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегрированных сложных умений; приобретают умения по разработке собственного алгоритма решения познавательных задач.

Коммуникативные УУД: умеют работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса, высказывать личное отношение к произведению (тексту, стихотворению), проблеме, объясняя свою позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

1. Самостоятельная работа.

– Выпишите из стихотворения П. Ефимова слова с безударной гласной, которую нельзя проверить, а надо запомнить.

Запись на доске:

На столе у малыша

Три цветных карандаша,

Выбирай себе любой:

Красный, жёлтый, голубой.

Мальчуган нашёл тетрадь,

Стал в ней домик рисовать.

Запись в тетради:

Карандáш, голубóй, жёлтый, тетрáдь, рисовать.

– Какую роль играет мягкий знак в словах тетрадь, рисовать? (Обозначает мягкость согласных.)

– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что?».

– Какие слова отвечают на вопрос «какой»?

– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что делать?».

2. Работа по рисункам в учебнике на с. 18–19.

– Какие слова составили ученики? (Корова, собака, мяч.) 

– Правописание этих слов надо запомнить.

– Послушайте сказку, почему слово собака нужно писать с буквой о.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о», и захотела с ней писаться.

– Ну хорошо, – сказали ей, – будем писать тебя «бока».

– Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака. Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

Так и до сих пор пишут.

По О. Соболевой

3. Работа над сравнением слов.

– Сравните написание слов:

                        ночь                мяч

                        речь                врач

                        дочь                грач

– Чем отличаются слова?

– Запомните эти написания.

V. Актуализация опорных знаний.

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в другую; формулируют ответы на вопросы учителя; выполняют задания для актуализации собственных знаний о слоге и слове; делают выводы по итогам наблюдений.

1. Беседа.

– Какую работу выполняют гласные в словах? (С помощью гласных можно определить количество слогов в слове, гласные образуют слог.)

– Какое правило помогает определить количество слогов в слове? (Есть правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.)

– Что можно составить из слов?

– Сколько слогов может быть в слове? Ответьте стихотворением.

– Как определить, сколько в слове слогов?

– Что можно составить из слов?

2. Игра «Молчанка».

У детей карточки с цифрами 1, 2, 3. Учитель называет слова, а ученики поднимают карточку, где указано, сколько в слове слогов. Учитель может показывать ученикам карточку с записанными на ней словами: обед, что, топор, сапоги, ещё, диван, девочка, мальчик, картон, чемодан, шёл, ягода и др.

VI. Постановка проблемного вопроса.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют учебно-познавательную проблему и цель деятельности на уроке с помощью учителя.

– Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово.) 

– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

– Кто догадался, какую учебно-познавательную и практическую задачу мы поставим перед собой?

– Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.

VII. Открытие новых знаний.

Личностные УУД: осознанно проявляют положительные личностные качества (ответственность, самостоятельность, чувство взаимопомощи и доброжелательности); осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Регулятивные УУД: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения познавательной задачи; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, таблице; руководствуются орфографическими правилами; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: осознанно строят речевые высказывания; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других.

1. Работа на доске под руководством учителя.

– Запишите предложение:

Бродит стадо по лугам.

– Разделите каждое слово на слоги. (Ученики карандашом проводят вертикальные линии: Бро|дит ста|до по лу|гам.)

– Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую (Учитель показывает запись, выполненную заранее: Бро-дит ста-до по лу-гам.)

2. Заучивание правила.

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

3. Проблемный вопрос.

– Можно ли перенести с одной строчки на другую слова: мяч, дочь, сад, дуб?

– Почему нельзя? (В этих словах один слог, поэтому разделить их нельзя.)

– Определите количество слогов в словах: моя, яма, семья.

– Можно ли перенести эти слова с одной строки на другую?

Запомните: одну букву, даже если она составляет слог, нельзя оставлять на строке или переносить.

4. Выполнение упражнения 18, с. 18 (по заданиям учебника).

Дополнительный вопрос:

Как можно перенести слова: бараны, лошади, ослики, коровы? (2 способа: ло-шади, лоша-ди и т. д.)

Бродит стадо по лугам,

Щиплет травку тут и там.

Ты до травки дотянись,

Низко-низко наклонись,

Влево-вправо повернись

И на месте покружись.

Динамическая пауза; игра «Слог, слово»

– Если услышите слог, сделайте хлопок в ладоши; если услышите слово, присядьте к полу.

Слова для игры: лес, от, оса, птица, под, на, школа, по, цена, у.

5. Работа по таблице «Правила переноса слов».

– Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса.

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

Нужно переносить

груп-па

кас-са

пись-мо

отъ-ехал

май-ка

зай-ка

Нельзя переносить

су-ббота

алл-ея

ма-льчик

об-ъехал

ле-йка

ча-йка

– Прочитайте правила переноса слов в учебнике на с. 21.

6. Упражнение в делении слов для переноса.

Ученики выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем, коньки, змея, лейка, масса.

VIII. Закрепление пройденного.

Личностные УУД: осознают границы собственного знания и «незнания»; адекватно позитивно оценивают себя и свои поступки.

Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: ориентируются в тексте учебника; находят ответы на вопросы в тексте, необходимые для выполнения учебных заданий; структурируют собственные знания.

Коммуникативные УУД: формулируют понятные для всех участников образовательного процесса высказывания.

1. Выполнение упражнения 19, с. 19 (по заданию учебника).

Дополнительные вопросы:

– Какие слова во втором и третьем предложениях нельзя перенести? Почему?

– Разделите устно слова третьего предложения для переноса.

2. Познавательно-занимательные задания.

– Послушайте метаграмму (загадку, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово).

– Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?

С   ч   над морем я летаю,

С   г   в машинах я бываю,

С   м  меня ты надеваешь,

С   л   собаку называешь,

айка.)

айка.)

айка.)

айка.)

– Разделите эти слова для переноса.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Регулятивные УУД: осуществляют итоговый контроль по результату; адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: осознанно формулируют вывод о качестве своей деятельности на уроке и уровне своих знаний по теме, идентифицируя себя с понятием «хороший ученик».

– Прочитайте в тетради на зелёной полосе слова и расскажите о правилах переноса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...