Урок русского языка, 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тихонова Наталья Евгеньевна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Двойная роль букв е, ё, ю, я."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu_ya._2_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Цель. Продолжить работу по теме «Фонетика», выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.

Задачи урока.

  1.  Образовательные.
  • Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких – два.
  • Работу над формированием навыка транскрибирования.
  1. Развивающие.
  • Развивать умение применять теоретические знания по теме «Фонетика» в практике  письменной речи.
  • Работать над развитием речи и логического мышления детей.
  1. Воспитательные.
  • Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
  • Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

Ход урока.

I Организационный момент.

I I Актуализация опорных знаний.

1) Блиц – опрос по теме «Фонетика».

(Работа с теоретическими знаниями по теме «Фонетика»)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Сколько гласных букв? (10)

- Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных? (е, ё, и, ю, я, ь)

- Назовите непарные мягкие согласные. (й, ч, щ)

- Сколько гласных звуков? (6)

2) Повторение изученного. (Работа в группах с использованием орфографического и орфоэпического словарей учебника).

1 вариант.

Записать 4-5 слов, в которых все согласные мягкие (например: мебель, щавель, чаща, чайки, белье).

2 вариант.

Записать 5 слов из орфографического словаря, в которых все согласные твердые (например: суббота, трактор, экскаватор, эскалатор, карандаши).

Взаимопроверка выполненной работы.

I I I Проверка домашнего задания.

1 группа (мотивированные учащиеся).

- Назвать слова, помещенные в орфографическом и орфоэпическом словарях учебника, в которых все согласные мягкие (мебель, щавель).

Привести свои примеры.

2 группа.

Рабочая тетрадь, страница 30, упражнение 55.

1) Назвать слова, в которых мягкость согласного обозначается буквой гласного звука.

2) Назвать слова, в которых мягкость согласного обозначается мягким знаком.

IV Самоопределение к деятельности.

                                                             Звуки

                   Гласные                                       Согласные

В русском языке … гласных букв, а гласных звуков… .

(Таблица а э о у ы

                я е ё ю и)                            [а], [э], [о], [у], [ы]

- Постройте звуковые модели слов: мел, ель.

- Где стоит гласная буква е? (В слове мел после согласного, в слове ель в начале слова).

- Какую роль буква е играет в слове мел? (Обозначает мягкость предшествующего согласного).

- А какие еще гласные буквы указывают на мягкость предшествующих согласных? (ё, и, ю, я)

- Сколько звуков обозначает буква е в слове мел? (Один).

- А в слове ель? (Стоит в начале слова и обозначает 2 звука)

- Произнесите слово ель.

- Какие два звука вы слышите? (й,э)

- Какие еще буквы обозначают два звука с начале слова? (Еще е, ю, я)

- Приведите примеры.

- Почему гласных звуков в русском языке 6, а букв 10?

- Сделайте вывод.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

V Работа по теме урока.

1) Беседа.

Учитель читает грамматическую сказку Т. Александровой «Про йотированные гласные».

- Сделайте вывод, в каких случаях йотированные гласные обозначают два звука.

         2) Дети подтверждают свой вывод, читая сообщение знатока русского языка профессора Самоварова в учебнике на странице 65.

         3) Работа с учебником.

Страница 66, упражнение 92.

- Назовите слова, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука, и объясните, в какой позиции они находятся в слове.

Вывод.

VI Физкультминутка.

Игра «1» или «2».

Дети хлопают в ладоши 1 или 2 раза, в зависимости от того, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в предложенных словах.

 VII Закрепление материала.

1. Работа с таблицей (у каждого ребенка карточка-памятка).

2. Фонетический анализ слов.

- Выписать слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.

I вариант: поют, южный, Люся, льют.

II вариант: юный, Лена, вьюга, заяц.

Взаимопроверка.

VIII  Рефлексия.

Распределительный диктант.

Записать слова в 3 столбика:

1) слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена мягким знаком;

2) слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена буквами е, ё, и, ю, я;

3) слова, в которых нет мягких согласных.

Стальной, село, коньки, метро, полет, ласка, корка, ловлю.

Взаимопроверка. Оценивание работы товарища.

IХ  Подведение итогов урока.

- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?

Выставление оценок за урок, комментирование их.

VIII  Домашнее задание.

Рабочая тетрнадь, страница 30, упражнение 54.

Список литературы.

1. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык, 2 класс, ч.1. М.: Просвещение, 2014.

2. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык, 2 класс, ч.1. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014.

3. Т.Александрова «Про йотированные гласные».

4. А.О.Орг. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2011.

5. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...