«Согласные звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Иргит Владлена Владимировна

Данный урок помогает наблюдать за образованием звуков окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

1 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык»,

Тема урока

«Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки»

Целевая установка

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • наблюдать за образованием согласных звуков;
  • правильно произносить согласные звуки;  
  • учить различать в слове согласные звуки по их признакам;
  • определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
  • наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;
  •  формировать орфографическую зоркость;
  •  ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;

- метапредметных результатов:

  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  • развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  •  воспитывать доброжелательность, терпимость;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 1 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • Электронное приложение к учебнику.
  • Таблица «Признаки гласных и согласных звуков».
  • Скороговорки про Сеню.
  • Картинки: домашние животные (для орфографической минутки), «мышка и сыр», «сени», иллюстрации к скороговоркам.
  • Конверты для парной работы: 1. Скороговорка. 2. Слова для классификации.
  • Толковый словарь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний по теме «Звуки и буквы. Гласные звуки».

Презентация по теме урока.

Слайд 1.

- Какую большую тему мы продолжаем изучать?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка?

- Какие  основные задачи стояли перед нами?

- Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.

Фронтально отвечают на вопросы.

Работают со шмуцтитулом: вспоминают тему и основные задачи её изучения.

Озвучивают признаки гласных звуков.

Познавательные УУД

Учатся осуществлять актуализацию изученного материала.

Регулятивные УУД

Учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные УУД

Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.

Орфографическая минутка.

Слайд 2.

Показ образца написания после записи слов.

- Мы учились обозначать гласные звуки буквами. Проверим – проведём орфографическую минутку.

- Рассмотрите картинки. Как назвать эту группу животных?

- Произнесём слова-названия данных животных.

- Какое слово-название начинается с гласного звука?

- Запишите это слово. Вызвало ли затруднение написание слова?

- Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя?

- Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы.

- С какой безударной гласной запишите слово «коза»? Почему?

Рассматривают картинки на экране (корова, коза, собака, утка, петух). Произносят слова-названия.

Самостоятельно записывают слова-названия.

Самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране.

Доказывают правильность написания слова с проверяемой безударной гласной.

Познавательные УУД

Учатся находить и определять орфограммы.

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

Определение темы и образовательной задачи урока.

- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?

- Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. (На доске открывается тема)

- Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного?

- Какие задачи будут стоять перед нами? Обратимся к стр.45.

- Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки.

Определяют тему урока.

Работают со шмуцтитулом: определяют задачи урока.

Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков.

Слайд 3.

- Отгадайте загадку:

Живёт в норке.

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

- Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов.

- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах.

- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?

- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков.

- А из чего состоит каждый согласный звук?

- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.

- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать?

- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

- Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?

- Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных  звуков.

Отгадывают загадку про мышку.

Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов.

Произносят согласные звуки по порядку звучания в словах.

 Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.

Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков.

Произносят согласные звуки. Наблюдают и делают вывод о том, из чего они состоят.

Составляют предложения по картинке.

Вспоминают правила записи предложения. Самостоятельно записывают предложение.

Самостоятельно подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки, делят слова на слоги.

Закрывают в слогах гласные. Наблюдают и выделяют 3-ий признак согласных звуков.

Познавательные УУД

Учатся правильно произносить согласные звуки, наблюдать за произнесением согласных звуков, выделять признаки согласных звуков на основе наблюдений.

Учатся активно использовать в речи термин «согласный звук».

Регулятивные УУД

Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за звуками, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Познавательные УУД

Учатся различать буквы, обозначающие согласные звуки.

Работа над осмыслением содержания научного текста.

Результат – заполнение таблицы «Признаки согласных и гласных звуков»

- Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75. Рубрика «Мудрая сова». Прочитайте заголовок.

- Нашли мы ответ на данный вопрос?

- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

Работают с научным текстом из учебника. Выборочное чтение: обобщение знаний о признаках согласных звуков.

Познавательные УУД

Учатся понимать информацию, представленную в разных формах (таблица на экране, научный текст в учебнике).

Учатся выделять информацию из научного текста в соответствии с заданием.

Развитие речи. Работа над скороговорками.

Слайды 5, 6.

- Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.

- Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.

- О ком скороговорка?

- Что делал Сеня, для чего?

- Куда Сеня носил сено?  

 - Что такое «сени»?

- Где можем узнать значение слова?

- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?

- В каких словах [c][c´][н][н´]?

- Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74. Дома выучите скороговорку наизусть. Поучитесь произносить её в разном темпе.

- Оказывается, о Сене придумано много скороговорок. Ребята выучили скороговорки про Сеню. Давайте послушаем.

Подготовленный ученик произносит скороговорку в разном темпе:

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Определяют тему скороговорки.

Пытаются объяснить значение слова «сени».

Ученик обращается к толковому словарю, читает значение слова «сени».

Рассматривают картинку на экране.

Произносят согласные звуки, услышанные в скороговорке. Называют слова с услышанными звуками.

Подготовленные ученики произносят скороговорки  о Сене в разном темпе. Все остальные слушают, наблюдают за образцом чтения скороговорки наизусть.

1. Сеня вёз воз сена.

2. Везёт Сенька Саньку  с Соней на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок,

Соньку в лоб, с санок все в сугроб.

3. Ах, вы, сени, сени,

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

4. Сено Сене Костя косит,

    В сени Сеня сено носит.

Познавательные УУД

Учатся правильно произносить согласные звуки, распознавать согласные звуки в слове, слова с соответствующими звуками.

Учатся находить информацию в толковом словаре.

Коммуникативные УУД

Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Регулятивные УУД                      

Учатся принимать учебную задачу.

Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков.

Слайд 7.

- Может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Поработайте в парах. Возьмите из конверта листок со скороговоркой.

- Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню.

- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?

- Так может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Спишите скороговорку. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.

- Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.)

- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова.

Высказывают предположения (фронтально).

Начинают парную работу.

Читают скороговорку из конверта.

 У Сени и Сани в сетях дом с усами.

Находят слово, несоответствующее смыслу скороговорки. Самостоятельно исправляют слово «дом» на слово «сом».

 У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Делают вывод о смыслоразличительной роли согласных звуков.

Записывают предложение, подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки.

Собирают в паре группы слов,  которые отличаются одним согласным звуком.

Работа проверяется: одна пара читает группу слов, остальные находят такую же группу у себя.

Задают вопросы о значении незнакомых слов.

Объясняют значения знакомых слов.

Записывают слова любой группы, подчёркивают буквы, которыми слова различаются.

Познавательные УУД

Учатся наблюдать за смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, их обозначающих.

Коммуникативные УУД

Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.

Учатся формулировать собственное высказывание.

Личностные УУД

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Познавательные УУД

Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию.

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Итог урока. Домашнее задание.

- Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных?

- Дома обратитесь для закрепления материала к электронному приложению. Послушайте ещё раз главное, что нужно знать о согласных звуках.

- Выполните два задания:

  • Помогите послушать первые звуки в словах и правильно приклеить карточки со словами к нужным картинкам.
  • Помогите лягушонку посчитать согласные звуки в словах, расставить слова в порядке увеличения согласных звуков  и перебраться лягушонку на другой берег.

Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.

Называют признаки согласных звуков без опоры на зрительную подсказку.

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...