«Согласные звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Данный урок помогает наблюдать за образованием звуков окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 1 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», |
Тема урока | «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» |
Целевая установка | Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:
- метапредметных результатов:
- личностных результатов:
|
Оборудование |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Актуализация знаний по теме «Звуки и буквы. Гласные звуки». Презентация по теме урока. Слайд 1. | - Какую большую тему мы продолжаем изучать? - Чем отличаются звуки и буквы? - Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка? - Какие основные задачи стояли перед нами? - Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки. | Фронтально отвечают на вопросы. Работают со шмуцтитулом: вспоминают тему и основные задачи её изучения. Озвучивают признаки гласных звуков. | Познавательные УУД Учатся осуществлять актуализацию изученного материала. Регулятивные УУД Учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них. Коммуникативные УУД Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников. |
Орфографическая минутка. Слайд 2. Показ образца написания после записи слов. | - Мы учились обозначать гласные звуки буквами. Проверим – проведём орфографическую минутку. - Рассмотрите картинки. Как назвать эту группу животных? - Произнесём слова-названия данных животных. - Какое слово-название начинается с гласного звука? - Запишите это слово. Вызвало ли затруднение написание слова? - Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя? - Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы. - С какой безударной гласной запишите слово «коза»? Почему? | Рассматривают картинки на экране (корова, коза, собака, утка, петух). Произносят слова-названия. Самостоятельно записывают слова-названия. Самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране. Доказывают правильность написания слова с проверяемой безударной гласной. | Познавательные УУД Учатся находить и определять орфограммы. Регулятивные УУД Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
Определение темы и образовательной задачи урока. | - Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше? - Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. (На доске открывается тема) - Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного? - Какие задачи будут стоять перед нами? Обратимся к стр.45. - Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки. | Определяют тему урока. Работают со шмуцтитулом: определяют задачи урока. | Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков. Слайд 3. | - Отгадайте загадку: Живёт в норке. Грызёт корки. Короткие ножки. Боится кошки. - Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов. - Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. - Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха? - При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков. - А из чего состоит каждый согласный звук? - Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков. - Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков. | Отгадывают загадку про мышку. Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов. Произносят согласные звуки по порядку звучания в словах. Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков. Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков. Произносят согласные звуки. Наблюдают и делают вывод о том, из чего они состоят. Составляют предложения по картинке. Вспоминают правила записи предложения. Самостоятельно записывают предложение. Самостоятельно подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки, делят слова на слоги. Закрывают в слогах гласные. Наблюдают и выделяют 3-ий признак согласных звуков. | Познавательные УУД Учатся правильно произносить согласные звуки, наблюдать за произнесением согласных звуков, выделять признаки согласных звуков на основе наблюдений. Учатся активно использовать в речи термин «согласный звук». Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за звуками, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. Познавательные УУД Учатся различать буквы, обозначающие согласные звуки. |
Работа над осмыслением содержания научного текста. Результат – заполнение таблицы «Признаки согласных и гласных звуков» | - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75. Рубрика «Мудрая сова». Прочитайте заголовок. - Нашли мы ответ на данный вопрос? - Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков. | Работают с научным текстом из учебника. Выборочное чтение: обобщение знаний о признаках согласных звуков. | Познавательные УУД Учатся понимать информацию, представленную в разных формах (таблица на экране, научный текст в учебнике). Учатся выделять информацию из научного текста в соответствии с заданием. |
Развитие речи. Работа над скороговорками. Слайды 5, 6. | - Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки. - Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке. - О ком скороговорка? - Что делал Сеня, для чего? - Куда Сеня носил сено? - Что такое «сени»? - Где можем узнать значение слова? - Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки? - В каких словах [c][c´][н][н´]? - Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74. Дома выучите скороговорку наизусть. Поучитесь произносить её в разном темпе. - Оказывается, о Сене придумано много скороговорок. Ребята выучили скороговорки про Сеню. Давайте послушаем. | Подготовленный ученик произносит скороговорку в разном темпе: Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. Определяют тему скороговорки. Пытаются объяснить значение слова «сени». Ученик обращается к толковому словарю, читает значение слова «сени». Рассматривают картинку на экране. Произносят согласные звуки, услышанные в скороговорке. Называют слова с услышанными звуками. Подготовленные ученики произносят скороговорки о Сене в разном темпе. Все остальные слушают, наблюдают за образцом чтения скороговорки наизусть. 1. Сеня вёз воз сена. 2. Везёт Сенька Саньку с Соней на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, с санок все в сугроб. 3. Ах, вы, сени, сени, Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 4. Сено Сене Костя косит, В сени Сеня сено носит. | Познавательные УУД Учатся правильно произносить согласные звуки, распознавать согласные звуки в слове, слова с соответствующими звуками. Учатся находить информацию в толковом словаре. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу. |
Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков. Слайд 7. | - Может ли один согласный звук изменить значение слова? - Поработайте в парах. Возьмите из конверта листок со скороговоркой. - Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню. - Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы? - Так может ли один согласный звук изменить значение слова? - Спишите скороговорку. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. - Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.) - Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова. | Высказывают предположения (фронтально). Начинают парную работу. Читают скороговорку из конверта. У Сени и Сани в сетях дом с усами. Находят слово, несоответствующее смыслу скороговорки. Самостоятельно исправляют слово «дом» на слово «сом». У Сени и Сани в сетях сом с усами. Делают вывод о смыслоразличительной роли согласных звуков. Записывают предложение, подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки. Собирают в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. Работа проверяется: одна пара читает группу слов, остальные находят такую же группу у себя. Задают вопросы о значении незнакомых слов. Объясняют значения знакомых слов. Записывают слова любой группы, подчёркивают буквы, которыми слова различаются. | Познавательные УУД Учатся наблюдать за смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, их обозначающих. Коммуникативные УУД Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи. Учатся формулировать собственное высказывание. Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу. Познавательные УУД Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию. Регулятивные УУД Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
Итог урока. Домашнее задание. | - Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных? - Дома обратитесь для закрепления материала к электронному приложению. Послушайте ещё раз главное, что нужно знать о согласных звуках. - Выполните два задания:
| Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку. Называют признаки согласных звуков без опоры на зрительную подсказку. | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"
Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)
Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...
Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"
Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Конспект урока русского языка "Согласные звуки. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?"
Конспект урока русского языка во 2 классе....