Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (подлежащее)". 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ермолина Мария Валерьевна

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (подлежащее)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suschestvitelnoe-podlezhaschee.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 

Учитель: Ахмадеева О.С._______________

Школа: МАОУ «Образовательный центр № 2»

Класс: 3-6

Студентка: Трифонова М.В., 41 гр.

Кабинет: 341

Тема: «Роль имен существительных в предложении (подлежащее)»

Цели деятельности учителя: повторить способы выражения подлежащего, развивать фонетическую и орфографическую зоркость; учить восстанавливать деформированное предложение, отработать алгоритм нахождения подлежащего.

Планируемые результаты

предметные: 

- знать, что такое подлежащее,

- уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

- развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля;

личностные: 

- проявлять высокий уровень учебной мотивации;

- отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Этапы. Методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Словесн.: беседа

1 мин

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь, 
За работу я возьмусь!

- приветствовать учителя

Л.: желание приобретать новые знания, воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

Актуализация знаний.
Мотивационный

Словесн.:

Беседа

Слово учителя

Практич.: работа с презентацией

5 мин

«Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».    (А. Н. Толстой)

- Прочитайте высказывание Алексея Толстого, как вы понимаете эти слова?  (наш язык очень красивый, выразительный, напевный)

-С каким чувством говорит писатель о русском языке? (с гордостью и любовью)

- Речь человека –показатель его ума и образованности, вы согласны со мной? Почему так говорят? (по тому, как человек разговаривает, можно судить о его образованности и воспитании)

-Из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений).  

- Что такое предложение?  (Слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов).

Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации? (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные и невосклицательные)

- Какие члены предложения вы знаете? (главные и второстепенные)

- Без каких слов не может существовать предложение? (грамматическая основа)

- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)

Сейчас я хочу проверить, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу в предложении. 

Текст:

По воскресеньям наша семья гуляет в парке. На прогулку мы всегда берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук.  Птички клюют крошки хлеба)

-  Проверка (учащиеся по одному читают предложение, находят подлежащее и сказуемое)

- высказывать своё мнение, строить предположения

- отвечать на вопросы учителя

П.: воспроизводить по памяти информацию, неоходимую для решения

учебной задачи.

Л.: желание приобретать новые знания.

К.: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли;

- оформлять диалогическое высказывание.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: игра/приём
 Прием «Верите ли вы, что…»

Словесн.: беседа

35 мин

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1) К главным членам предложения относится только сказуемое.

2) Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

3) Второстепенные члены предложения – это основа любого предложения.

4) Подлежащее стоит в именительном падеже.

5) Подлежащее обозначает действие.

6) Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

- Объясните, почему 1, 3 и 5 утверждения неправильные?

 Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь. «Главные члены предложения. Подлежащее».

- Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

Отработаем алгоритм нахождения подлежащего.

- работать со стихотворением

- слушать учителя

- называть тему и цели урока

К.: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.

П.: строить объяснения в устной форме.

К.:

уметь формулировать собственно мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Решение частных задач.

Словесн.: беседа

Практич.: работа с презентацией

Практич.: работа с текстом

Словесн.: беседа

3 мин

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

(Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в

предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?, подчёркивается одной чертой)

Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Стрекоза села на жёлтый одуванчик.

Определите, какой частью речи выражены все слова в предложении. (сущ, глаг, предл., сущ.)

  О ком в нём говорится? (О стрекозе)
Почему вы решили, что речь идёт именно о стрекозе, а не об одуванчике? Ведь одуванчик — это тоже существительное?

-Прочитайте предложение без первого слова?

-Прочитайте предложение без второго слова?

-Прочитайте предложение без третьего слова?

-Без каких слов нельзя обойтись?

-Какую роль они будут играть в предложении?

-Ребята, так о чём говорится в этом предложении? (О стрекозе)

- Задайте вопрос к слову стрекоза . (КТО? стрекоза)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? Ваши предположения ? (Подлежащее).

- Что говорится о стрекозе? (села).

- Задайте вопрос :   стрекоза …(ЧТО СДЕЛАЛА? села)

- Как называется второй главный член предложения, отвечающий на вопрос

ЧТО СДЕЛАЛА? ( Сказуемое).

- Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое?

  Прочтём грамматическую основу предложения: Стрекоза  села.

  Вывод: 

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них     заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.

- отвечать на вопросы учителя

- разбирать предложение

- слушать учителя

- читать текст

- отвечать на вопросы учителя

- слушать учителя

П.: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Р.: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Динамическая пауза

1 мин

Видеофрагмент

Повторять движения

Первичное закрепление.

Практич6 работа в учебнике

Практич.: работа с алгоритмом

Практич.: работа с презентацией

5 мин

Разделить текст на предложения. Выделить главные члены предложения.

На крутом берегу ласточки свили гнёзда. ходил по берегу кот Василий. захотел он из гнёзд птичек или яиц достать. стал он ползти к гнёздам. ласточки всей стаей начали его клевать. кот сорвался и упал в воду. долго он потом зализывал ранку на лапке.

Определите главные члены предложения в тексте. Выделите подлежащее и сказуемое.

Выведем алгоритм нахождения грамматической основы в предложении.

1. Прочитай предложение.

2.Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

3.О ком или о чём говорится в предложении?

4.Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.

5.Подчеркни одной чертой.

6.Какой частью речи выражено?

7.Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

8.Какой частью речи выражено?

9.Подчеркни двумя чертами.

10.Прочитай грамматическую основу.  

- работать по учебнику

- работать с упражнением

- отвечать на вопросы учителя

- составлять алгоритм

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

К.: взаиможействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

Самостоятельная работа.

Практич.: работа с тестом

5 мин

Перед вами лежат листочки с тестом. Подпишите их и выполните задания.

Фамилия, имя учащегося ______________________________

1. Какие предложения бывают по цели высказывания?

1) повествовательные

2) невосклицательные

2. Какие члены предложения  не являются главными?

1)подлежащее и сказуемое

2)члены предложения, поясняющие подлежащее

3. Нераспространенное предложение состоит из:

1) подлежащего  и сказуемого

2) подлежащего и второстепенных членов

4. Словосочетание- это:

1)  два слова, связанные по смыслу

2)  подлежащее и сказуемое

5. В каком предложении нет ни одной ошибки?

1)  налетел сильный ветер.

2)  С деревьев полетели листья

3)  Листья закружились в воздухе.

6. Укажи главные члены предложения.

Кругом пестреет лес зеленый.

1) Лес пестреет

2) Пестреет кругом

7. Составь из данных слов предложения.

1) есть, театр, в Москве, удивительный

2) на сцене, медведи, и, слоны, выступают

8. Прочитай текст. Сколько в нем предложений?

Поднялась за рекой темная туча загромыхал гром пронесся по макушкам деревьев вихрь закачались деревья закружились над поляной листья упали первые капли дождя

1)6 предложений

2) 7 предложений

Прочитай пословицу. Объясни ее смысл.

Нет друга – ищ_, а наш_л – б_р_ги.

Вставь пропущенные буквы, обозначая условия выбора. Определи падеж существительных, выдели окончания.

- самостоятельно выполнять задание

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Практич.: письменная рефлексия

2 мин

- Подведём итог урока.

-В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ______

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что…

Всем огромное спасибо за урок!    

- слушать учителя

-записывать домашнее задание

- отвечать на вопросы

- оценивать свою работу на уроке

К.: уметь четко высказывать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)»...

Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

Конспект урока : «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс

Цели деятельности учителя: Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного  числа.Планируемые результаты:Предметные:Знать  особенности склонения имен существ...

Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс

Цели деятельности учителя: Закрепление  правила написания безударных окончаний существительныхПланируемые результаты:Предметные:- Знать  особенности написание безударных окончаний имен сущес...