«Звук [й], буквы Й, й »
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Трушкова Лариса Николаевна

Урок объяснения нового материала составлен для учащегося 1 класса индивидуального обучения (вариант программы 4.1. ФГОС НОО ОВЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук   [й],  буквы    Й, й ».

Тип урока: урок объяснений новых знаний.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной

информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через индивидуальную форму организации познавательной деятельности. 

                                              Задачи

Образовательные:

• познакомить с  звуком [й'], его артикуляцией  и буквами, обозначающими его    в печатном и рельефно-точечном шрифте Брайля;

 учить выполнять звуко - буквенный анализ слов с этой буквой;

• совершенствовать навыки плавного слогового чтения.

Коррекционно - развивающие:

•  развивать и корригировать  фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление на основе выполнения дидактических упражнений и игр.

•  развивать и корригировать  речь    обучающегося с опорой на имеющиеся у него опыт и знания, обогащать словарный запас;

• развивать осязание и мелкую моторику пальцев и кистей рук через выполнение пальчиковой гимнастики, на основе изучения рельефного рисунка, восприятия рельефно-точечного шрифта Брайля.

Воспитательные:

•  воспитывать интерес к чтению, активность в познании учебного предмета и окружающего мира ;

•  воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения,

формировать навыки социального поведения в общественном транспорте.

Умения:

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках.                                                                                                                           Предметные: рассказывать о новых звуках и букве, обозначающей их на письме, выделять новые звуки из слов.                                                     Метапредметные:                                                                                                                     Познавательные: группировать и классифицировать все изученные буквы  по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни.      Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии  с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.                                                                                          Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с учителем  при помощи речевых средств.                                                                                                         Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый         Форма проведения урока: индивидуальная.                                                  Оборудование: планшетный компьютер, увеличитель текста «Видео –оптик»,  азбука- шеститочие, азбука- колодка,  грифель. раздаточный материал.                                                                                                                         Ресурс: УМК «Школа России»  В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Русская Азбука», М.: Просвещение, 2009г.; «Русская азбука М.:«МИМО РЕПРО», 2013г.                                                                                                                            

                                                    Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап.  

У.- Здравствуй, Сережа!

                                   Проверь - ка, дружок,

                                   Готов ты к тому, чтоб  начать наш урок?

                                   Всё - ли на месте? Всё в полном порядке!  

                                   Отлично, нам многое надо узнать,

                                   Все то, что узнаем, усвоить на пять.                                

                                   

2.Актуализация знаний обучающегося о транспорте.

  • Логическое упражнение «Виды транспорта».                  

 У. - Итак, мы продолжим свое увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Но сначала послушай отрывок из стихотворения:

                                  Ехали медведи на велосипеде,
                                 А за ними кот задом наперед,
                                 А за ним комарики на воздушном шарике.
                                 А за ними раки на хромой собаке,
                                 Волки – на кобыле, львы – в автомобиле.
                                 Едут и смеются, пряники жуют.

 У.- Из какого стихотворения этот отрывок, кто его автор?

 О.-  « Тараканище»  Корнея Ивановича Чуковского.

 У.- Правильно. Какие виды транспорта в нем упоминаются?

 О.- Велосипед, воздушный шар, автомобиль, трамвай.

 У.- Какой вид транспорта « лишний»?

 О.- Воздушный шар.

 У.-Транспорт, на котором я предлагаю отправиться  в путешествие, не совсем для нас привычен. Что же это за транспорт - угадай загадку?                                           

                                      Дом на рельсах тут как тут

                                      Всех умчит он в пять минут

                                     Ты садись и не зевай,

                                      Отправляется …….( трамвай)

   (выкладывается картинка трамвая, отмечаются отличительные особенности данного вида транспорта)         

  У.- А у нас в городе есть трамваи? А где есть?

  О.- В больших городах, например, в Москве.

  • Фонетическое упражнение «Шумы города».

    У.- Сережа, послушай звукозапись «Шумы города  - трамвай». Подумай, можно ли определить приближающийся  трамвай по звуку, не видя его?

    О.-  Да, по сигналу, стуку о рельсы.

3.

  • Выделение звука [й’] из слова:

    У.- Произнеси слово трамвай, выделяя интонационно последний звук. Назови этот звук.

    О.-  Звук [й’].

    У.-  Где мы с ним уже встречались?

    О.-  Когда  изучали гласные е, ё, я.

    У.- Эти  буквы мы называем «хитрыми» - они  в особых случаях обозначают два звука, один из которых [й’]. Напомни эти особые случаи.

    О.-  Когда  эти буквы пишутся в начале слова и после гласного.

    У.-  Совершенно верно.

 4. Актуализация первичного опыта на этапе введения новой учебной информации.

  • Артикуляция звука [й’]:

    У.-   Произнесем звук [й’]. Понаблюдаем за губами, зубами, язычком.

    О.-   При произношении звука [й] мы как будто улыбаемся.  Между

зубами образуется небольшая щель.  Язычок касается нёба.    

    У.-   О чем, это говорит?

    О.-   Значит, звук [й] – согласный, так как воздух во рту встречает

преграду.

     У.-  Произнеси звук [й] ещё раз. Определи, как проходит воздух через горлышко при его произнесении. Сделай необходимые выводы.

     О.-  При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит он звонкий.

    У.-  Как образуется этот звук: твёрдо или мягко?

     О.-  Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.

     У.-   Охарактеризуй  коротко звук [й].

     О.-   Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.

     У.-   Молодец.

4. Актуализация полученных знаний и умений.

      У.-   Итак, мы с тобой подошли к трамваю и  входим в него. Как надо  правильно войти? 
      О. -  Не толкаться, пропустить девочек и взрослых вперед.
     
У. -  Правильно. Что должен приобрести каждый пассажир?
     
О.-   Билет.
      У. -  Чтобы  приобрести билет ты должен выполнить несколько заданий. 

                                         

  • Игра «Узнай звук»:

       У.-  Сережа, если в трамвае мест нет, а ты сидишь, уступишь ли ты свое место вошедшему взрослому?

        О.- Да.

        У.- Я рада, что ты помнишь о правилах проезда в общественном транспорте, а теперь давай проверим, насколько ты внимателен. В наш трамвай входят новые пассажиры. Я их перечисляю, а ты  встаешь и уступаешь свое место только тому в названии, которого слышишь звук [й], садишься на свое место, если его там нет.

Слова: лиса, лайка, слон, соловей, волк, змей, бегемот, воробей, чайка, крот.

       У. -Молодец,  ты правильно определил слова, в которых слышится звук [й].

  • Игра «Угадай-ка»

       У.-  Сережа, а теперь определи место звука [й] в слове. Если в начале слова - хлопаешь один раз, в середине - два раза, в конце - три.

Слова: сильный, хоккей, йод, шайба, линейка.

           У.-  Молодец! И со вторым заданием ты справился отлично!  Получи билет. На билете записано, как обозначается звук [й] на письме.

5.Актуализация обогащаемого опыта на этапе усвоения нового  

материала.

  • Знакомство с печатным изображением буквы Й,й.

         У.-  Звук [й] на письме обозначается буквой Й й (и краткое). Сережа, какую букву тебе напоминает Й.

         О.-  Букву И.

         У.-   Букву й зовут – «и кратким».

                 Й как И в твоей тетрадке.

                 Чтобы Й не путать с И

                 Сверху галочку пиши.

                                      В. Степанов

          У.-Сережа, я составила для тебя слово, прочитай его- трамвай. Проанализируй его. (выполнение слого- буквенного анализа)

          О.- 2 слога, ударение падает на 2 слог.

                т [т] –  согл.,  глух., тверд.

                      р [р] –  согл., звонк., тверд.

                а [а] –  гласн., безуд.

                м[м] –  согл., звонк..тверд.

                в [в] –  согл, звонк, тверд.

                а [а] –   гласн, ударн

                й [й'] –  согл., звонк.мягк.

                7 б. 7 зв.

  • Чтение слов с буквой й из учебника «Азбука» для слабовидящих.

У.-  Обрати внимание, что слов в русском языке, которые начинаются на букву й не так и много. Какие слова мы прочитали?

О.- Йод, йог, йогурт.

У.- Что обозначает каждое слово?

У.- йод - лекарство;  йог-человек, занимающийся йогой;  йогурт-кисломолочный продукт.

                               

           У.- Закрой глаза и прикрой их ладонями рук, сложенными крест-накрест. Не дави на глазные яблоки. Подержи глаза закрытыми. Подумай о чем-нибудь хорошем, приятном, что вызывает у тебя радость и приятные ощущения. Открой глаза.

     

  • Знакомство с рельефно - точечным обозначением  буквы й.

        У.- Молодец, а теперь возьми, пожалуйста,   грифель и азбуку-шеститочие и обозначь на ней точками букву й. Записываем: (1 2 3 4 6).

Переверни шеститочие и прочитай, какими точками обозначается буква й по системе Брайля.

         О.- (1 2 3 4 6).

         У.- Какую точку мы не используем при обозначении буквы й.

         О.- (5).

6. Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления знаний, умений и навыков.

  • Письмо буквы й в азбуке – колодке.

         У.- Запиши 2 раза подряд букву й, пропусти клетку, запиши название последнего месяца весны (май). Переверни, прочитай.

  • Работа с «Русской азбукой»

У.- Найди первую строчку, прочитай букву й.

У.- Найди рисунок трамвая (покажи вагон, окна, дуги, колеса).

         У.- Наш трамвай продолжает свое движение. Выполняя пальчиковую гимнастику,  давай перечислим, какие виды транспорта нам встречаются на дороге.

 Будем пальчики сгибать –

 Будем транспорт называть:

 Автомобиль, велосипед,

 «Газель», троллейбус,

 И мопед.

 Пять пальцев мы в кулак

 зажали,

 Пять видов транспорта

 назвали.

                Сжимает и разжимает              

       пальчики.

       Поочерёдно разжимает

       пальчики,   начиная с мизинца.

                Сжимает и разжимает              

                пальчики.

        У.- В названии  какого еще  вида транспорта ты услышал звук [й]?

  Где?

        О.-  Троллейбус, в середине.

        У.-  Что общего у трамвая и троллейбуса?  Чем они отличаются?

        О.-  Оба передвигаются с помощью электричества, отличаются тем, что

трамвай передвигается по рельсам.

6.      Оценочно-рефлексивный.

        У.- Наше путешествие подходит к концу, и мы подъезжаем к конечной остановке. Прежде, чем мы покинем трамвай, вспомни:

             - С каким звуком сегодня познакомились?

             - Дай ему характеристику.

             -  Какой буквой на письме обозначается?

             - Какими точками обозначается буква й по Брайлю.

          У.- Спасибо за урок, сегодня нашему путешествию помогал светофор.

Как ты думаешь, в чем заключалась его помощь?

           О.-Он регулировал движение.

           У.- Молодец! Регулируя движение, светофор помогает соблюдать дорожные правила как водителям, так и пешеходам. Выбери, пожалуйста, смайлик из светофора:            

Зелёный смайлик, если тебе всё понятно было на уроке.
Жёлтый смайлик, если в чем-то сомневаешься, что – то не понял.
Красный смайлик, если ты ничего не понял и путешествие  не понравилось. 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...