Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шенцева Вера Викторовна

Правописание предлогов и приставок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_sayt.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Правописание приставки и предлога.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

Образовательные:

  1. ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
  2. формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
  3. формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Развивающие:

  1. развитие логического мышления;
  2. развитие зрительного внимания;
  3. развитие умения ориентироваться в пространстве;
  4. развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  1. учить взаимопомощи в трудных ситуациях,
  2. воспитывать дисциплинированность, аккуратность, активность.

Оборудование:
обучающая презентация;
индивидуальная рабочая тетрадь;
раздаточный индивидуальный материал.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

 регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

  познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с   помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
  • формировать и формулировать  понятия.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Ход урока.

II. Организационный  момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- И пусть  наш урок пройдет под девизом:

Не говори: « Не умею»,

А говори: «Научусь!»

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.

II. Минутка чистописания. 

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Открываем тетради.  Пишем число, классная работа.

У: Ребята, начнём с минутки чистописания. Обратите внимание  на доску. Пропишите данные буквы и сочетание букв правильно, красиво..

От  по    за   с под

III. Постановка темы и целей урока.

1. Подготовительное упражнение

У: Чем являются данные буквы и сочетания букв, если рассматривать их в слове?

Д: Приставками.

У: Ребята, а что  называется приставкой?

Д: Приставка- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка со словами пишется слитно.

У:  Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня ЛЁТ и запишите эти слова.  

Д: Отлет, полет, залет, слет, подлет.    (проверка)

У:  Посмотрите ещё раз на эти сочетания букв. Могут ли они  превратиться в отдельные слова?

Д: Могут, если их употребить как предлоги.

У: Придумайте слова с данными предлогами.     (устно)

У: Что мы должны вспомнить, прежде чем написать слова с предлогами?

Д: Предлоги со словами пишутся раздельно.

Д: От дома , по улице, за деревом, с другом, под партой.

 (проверка)

                                     

 

У: Посмотрите на свои записи. Какой вывод мы можем сделать?

Д : Одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.

2. Постановка темы и целей урока.

У:  Попробуем определить тему урока. О чем мы будем говорить на уроке?

Д: О приставках и  предлогах.

У:  Верно. Мы вспомним, что знаем о приставке и предлоге.

У:  Почему такие разные понятия мы должны рассмотреть на одном уроке?

Д: Потому что можем допускать ошибки на письме.

У: Что же мы не знаем? Чему мы должны научиться?

Д: Как отличить приставку от предлога?   

IV. Повторение необходимых знаний для дальнейшей работы.

У: 1. Давайте для начала сравним эти понятия. Сейчас вы разделитесь на группы. У каждой группы есть свой конверт. Вы должны собрать определение из слов, находящихся в конверте. Чья группа сделает быстрее, поднимает руки.  

 (Дети делятся на  группы)


1 группа  – собирает сведения о предлоге
2 группа  – собирает сведения о приставке
-  Слова на карточках:
часть, часть, слова, речи, служит, служат, для связи слов в предложении, для образования новых слов,
-  Группы составляют свои сведения.

У: Все ребята справились с работой. Давайте  расшифруем то, что у вас было в конвертах.  О чём идёт речь в ваших заданиях?

(Коллективная проверка донесений)

2. Составление таблицы для сравнения    

ПРЕДЛОГ

ПРИСТАВКА

 часть речи

 служит для связи слов в предложении

 пишется отдельно

 часть слова

 служит для образования новых слов

 пишется слитно

3. Анализ полученных результатов.
У:  Очень много отличий. Ошибиться нет причин? Или есть?

Д: Есть.
У:  В чем же трудность?

Д: Они похожи по написанию и отличать будет сложно.

V. Составление алгоритма действий.

У: Чтобы у нас с вами не было трудностей при написании приставки и предлога, давайте выполним данное задание  

1. Определить, где приставка, а где предлог?

(в)летел  (в)окно,                 (на)брёл  (на)избушку,

(за)шло (за)тучу,               (с)прыгнул  (с)качели

У: Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?

1 шаг.
Д:
 Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи (определить глагол или другая часть речи)      

2 шаг.
У:
  Как проверить существительные?
Д:
 Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя.        

Индивидуальная работа  по карточкам

Запишите  двустишие, раскрывая скобки.  Докажите, в каком слове на – приставка, а в каком – предлог.

Сугробы снега вьюги (на)мели,

И грузовик, как баржа, (на)мели.

(Взаимопроверка)

VI. Физкультминутка.

У:  А сейчас отдохнём. (Упражнение для глаз.)

VII. Закрепление алгоритма действий.

1. Самостоятельная работа

У: В продолжение нашей работы я предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание.

Мальчик  (с)прыгнул  (с)велосипеда, (по)бежал (по)дорожке, (до)бежал (до)дома.

(Проверка)

VII. Итог урока.

У: Чему мы научились на уроке?

Д: Отличать приставку от предлога.
У: Что общего между приставкой и предлогом?

Д: Они одинаково произносятся.
У: Чем отличаются приставка от предлога?

Д: Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно. Приставка-часть слова, предлог-часть речи.
У: У какой части речи не бывает предлогов?

Д: У глаголов.

Д\з: Составьте несколько предложений на тему «Зима», используя данные сочетания букв и буквы.

Выставление оценок

У: Я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...