урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ляпина Нина Егоровна

Урок русского языка , 4 класс, УМК "Школа России". Тема "Имя прилагательное как часть речи".Урок спланирован с учётом организации работы в группе и оценивания результатов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Класс:4

УМК: «Школа России», учебник В.П. Канакина

Цели урока: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; работа в группе; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление последовательности и плана действий.

        

Оборудование:

•        Компьютер.

•        Мультимедийный проектор.

•        Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.

•        Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.

•        Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

-Найдите среди букв слова, запишите их в тетрадь.(индивидуальная работа по карточкам)

Плснегыъюрйчледяной вфъгморозитбэоъи

снег, ледяной, морозит)

-Какой темой объединены эти слова? (зима)

-Объясните орфограммы в каждом слове.

-Укажите части речи.

2. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

-Так о какой части речи пойдёт сегодня речь на уроке? (об имени прилагательном)

-Откройте учебник на с. 4, прочтите тему урока.

- Сформулируйте задачи урока, исходя из темы:

Вспомним:

какую…..

что….

как…

Работа по теме урока.

- Вспомните, что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

-На какие вопросы отвечает? (какой? Чей?)

- Прочтите ещё раз записанные слова, выпишите имя существительное и допишите к нему несколько имён прилагательных, подходящих по смыслу.

Снег пушистый, мягкий, липкий, искрящийся, сверкающий, холодный

С. 4 упр. 1

Прочтите отрывок из стихотворения А. Фета.

Вопросы к упражнению

Чудная (удивительная по красоте)

-Как вы думаете одинаковое ли значение имеют прилагательные «чудная и чудная?

-Прочтите правило на с. 4.

Эпитеты- это яркое образное определение, которое помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Картина…

Равнина…

Луна…

Небеса..

Снег…

Сани..

Бег…

-Спишите четверостишия, подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

(проверить, подчеркнули ли слово «родна»)

Прочитать правило на с. 5

_ Запишите предложение: Зимний воздух чист и свеж.

- Как называют птиц, которые остаются зимовать, а не улетают в тёплые края (зимующие)

- Одну из этих птиц попробуйте узнать по описанию.( с. 5 упр. 2)- сорока.

-Слова какой части речи помогли чётко представить птицу? (имена прилагательные)

-Значит какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

(помогают  точно описать предмет, назвать его признаки.)

Запишите последнее предложение о сороке, заменив прилагательные в полной форме прилагательными в краткой форме.(Сорока нарядна, ловка, подвижна).

-Разберите по членам предложения.

Работа в группах.

-А теперь поработаем в группах.

-На столах лежат листочки с инструкцией, прочтите её.

1. Отгадайте загадку.

2.Найдите изображения этих животных на обратной стороне доски, возьмите  картинку в цвете и просто раскраску.

3. Раскрасьте животных, но не красками, а словами, глядя на изображение 

( опишите внешний вид животного и его качества), запишите слова на фигурке- раскраске.

3.Запишите какой частью речи являются эти слова.

4.Опишите животного, используя краткие прилагательные.

5.Представьте работу классу.

- подчеркните ключевые слова в каждом задании.

- У каждой команды есть возможность получить  8баллов.

Разберем критерии:

1.Загадка отгадана самостоятельно- 2 б

С помощью учителя- 1 б

  1. Верно выбраны фигурки животных-1 б
  2. Описан внешний вид животного и его качества-

Описан только внешний вид (или только качества)- 1 б

4.Верно указана часть речи у слов- 1 б.

5. Верно записаны все краткие прилагательные- 2 б

Допущены1-2 ошибки- 1 балл

Отгадайте загадки.

1 группа:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год

Шуба серая - для лета,

Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)

2 группа:

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

3 группа:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто ж это?... (Лиса.)

4 группа:

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

5 группа:

Весёлой стайкой налетают-

Сыпь больше крошек, не жалей,

А зазевался-улетает

С горбушкой в клюве ...

(Воробей)

6 группа:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

-Представьте результаты работы классу.

Все остальные группы оценивают работу (на доске таблица)

- Откройте с. 6 упр. 5  Прочитайте.

-О каком времени года говорится, почему так решили?

Сколько предложений в четверостишии?

-Чем интересно последнее предложение?

- С чем сравнивает автор зимний наряд ели, снег? ( с мехом горностая)

-Кто такой горностай? (зверёк с белым мехом)

-Выпишите прилагательные, разберите по составу (снеговая, ночная, лесная)

Вывод: Имена прилагательные могут образовываться с помощью суффиксов.

Рефлексия.

- Вернёмся к задачам урока:

-С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

-Что они обозначают?

-Как образуются?

- Оцените свою работу на уроке с помощью веера( показывают цифры)

1. Не понял.

2. Понял все.

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Д/з с. 6 упр. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...