Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кирова Лилия Владимировна

Тема: : Связь имени прилагательного с именем существительным. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otpravit_2.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Связь имени прилагательного с именем существительным.

Цели :

- продолжить знакомство учащихся со смысловым значением имён прилагательных ,учить    правильно ставить к ним вопросы;                                                                                                                         - углублять представления учащихся о роли имён прилагательных в речи людей;                                                -показать зависимость имени прилагательного от имени существительного; формировать    навык согласования сущ.+ прилаг.                                                                                                                                                     -развивать орфографическую зоркость у детей , наблюдательность , умение анализировать и делать выводы;                                                                                                                                                                   - развивать связную речь;                                                                                                                                                                -воспитывать чуткое отношение к животным; заботу о своём здоровье.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- проверка организации рабочего места.

Снова прозвенел звонок,
Новый начался урок.

Сидеть за партой

Будем стройно, 
И вести себя достойно.
Чаще руку поднимать,
На вопросы отвечать.

- Ребята, посмотрите друг на друга. Поделитесь улыбкой с товарищем, нашими гостями. Желаю вам плодотворной работы и успехов в открытии новых знаний.

- Тихо сели девочки, ещё тише мальчики.

Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.

 Согреем пальчики  (Взяли карандаш в руки прокрутите его несколько раз ,разогрейте пальчики  )                                                                                                                                                Опустите кисти рук и потрясите  ими

Запись числа и классной работы.

Актуализация знаний.

А какой сегодня день? (Первое марта , первый день весны)

 чистописание ая ,   ое , ие , ые , яя , ее , ий , ый

весна, весенний, весенняя, весеннее, (слова на доске)

- Прочитайте слова,

- найдите лишнее слово.(докажите)

-поставьте вопрос, назовите части речи.

- какая орфограмма в корне слова. (безударная гласная)  , как проверить?

-Какие еще видите орфограммы?                                                                                                       -запишите только прилагательные  (один раз) обратите внимание на «опасные места»

Сообщение темы и цели урока.

-Отгадайте загадку:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи  может о себе так сказать?  (Ответы детей: прилагательное)

-Какую роль играет  имя прилагательное в нашей речи?  (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)

- Почему имя прилагательное имеет такое название?   (предположения детей)

- Я думаю в течении урока мы дадим ответ на этот вопрос.

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное и связь имени прилагательного с именем существительным.)

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так  называется, с какой частью речи связано.

Словарная работа

Весна прекрасное время года: просыпается, расцветает природа , пригревает солнце, бегут звонкие ручьи. Поэты, писатели, композиторы, художники любовались весною. Ей посвятили стихи, музыку, писали картины. ( звучит музыка Ф. Шопена «Весенний вальс» на фоне звучания музыки ученики рассматривают слайды репродукций картин художника-пейзажиста А. К. Саврасова «Повеяло весною», «Оттепель», «Весенний день» «Грачи прилетели».

Дети рассматривают картины, делают вывод.

Какое время года?

Что мы видим на этой картинах?

Внимательно посмотрите на картины и попробуйте увидеть словарные слова.

Назовите их  (мороз  дорога  деревня  береза  ветер) Какой частью речи выражены все эти слова ?

От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительными.

Записываем в строчку через запятую.

- Работа над словарными словами комментирование «цепочкой»

(дорожный  знак, берёзовая роща, деревенский пейзаж, ветреная погода , морозная зима)

Физкультминутка

( проводит ученик) если надо.

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Работа в паре. 

- Как нужно работать в паре? (ДРУЖНО)

Карточка №1 (Слайд),прочитайте задание. Посоветуйтесь. Работаем в тетради.

*март_________________ весенняя

* почва ______________ пушистое

*облако_______________ чёрные

*грачи ________________ влажная

*погода _______________ тёплый

Задание. Прочитайте слова .

По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей:  по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

 Спишите существительные.  От существительного поставьте вопрос к подходящему по смыслу  прилагательному . Запишите словосочетания в тетрадь.

- Проверка.   (Ответы:  теплый март, влажная почва, пушистое облако, черные грачи ,весенняя погода)

- Почему именно так вы соединили пары?   (Ответы:  подходит по смыслу;  имя существительное в мужском роде и единственном числе, значит и имя прилагательное в мужском роде и в единственном числе; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему?  (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?  (Ответ:  с именем существительным)

Записать словосочетания с вопросом и определить род, число существительного и прилагательного. (Может быть в записанных словосочетаниях определить род и число прилагательного)

Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? (Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)

(Слово Прилагательное имеет латинские корни и происходит от глагола adicio, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет, какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.)

В парах вы работали дружно. Молодцы.

Работа с учебником

С.64 Правило

Творческая работа в группах.

Задание на Карточке №2 .Восстановите текст. Подберите подходящие по смыслу прилагательные. Ставьте вопрос.

Пришла (_____________________) весна.

Светит (______________________) солнце.

Во дворе зашумели(__________________) ручьи.

На поляне появились (_________________) подснежники.

Все рады (___________________) весне.

(Слова для справок: долгожданная, ранняя, яркое, звонкие, голубые, тёплой)

Проверка: отчёт учащихся группы. (Группы читает по одному предложению)

- Какой же вывод мы можем сделать?

-Мы составили текст, подобрав имена прилагательные, которые связаны с именем существительным. Прилагательное зависит от существительного и делает нашу речь яркой, точной, выразительной.

Физминутка(по необходимости)

Игра( Перенести на конец урока. Если останется время или как бонус за хорошую работу)

С наступлением весны людям их очень не хватает .

Вас спасут от всех болезней ,

Нет вкусней их и полезней.

Они лучшие продукты,

Это ….Овощи и фрукты

В корзине : огурец, лук, помидор, баклажан, кабачок .петрушка .

Задание: Опишите предметы по плану.

Алгоритм (На карточке на доске): Помидор (какой?) –красный, круглый, большой - маленький, кислый - сладкий

1.Цвет.

2.Форма.

3.Размер.

4.Вкус.

Проверка.

( ученик берёт предмет и описывает его по плану.)

Вывод: Какая часть речи помогает нам описать предмет?

 Получает карточку  со словами-прилагательными и картинками

Задание: Прочитай прилагательные, по описанию предмета определите, кто радуется весне.

- пушистая, ловкая, рыжая – это ________

- косолапый, неуклюжий, бурый – это_________

- колючий, серенький, подвижный- это__________

Проверка. Отчёт группы. Один ученик читает прилагательные, другой показывает картинку

Вывод. От какой части речи зависят прилагательные? Прилагательные нужны в нашей речи. Они помогают описать предмет и всегда зависят от существительного.

-Наблюдение продолжаем.

На слайде:  рисунок – Весенний пейзаж, не полное предложение.

Солнце согревает землю лучиками.

- Дополните предложение.   (Ответы:  Ласковое  солнце согревает землю яркими лучиками.

Как вы думаете,  изменился ли смысл предложения?  (Ответы:  Да.  Я думаю изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)

 Запишите это предложение и сделайте полный его разбор.    (Один ученик работает  у доски.   Подчёркивает основу предложения,  указывает части речи над каждым словом,  выписывает все словосочетания из этого предложения)

В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.

- Как вы определили род и число имени прилагательного?   (Ответы:  по имени существительному, с которым оно связано.

7. Рефлексия

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?   (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной. Они прилагаются к существительному)

На слайде не законченные предложения, закончите их

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Теперь я могу…
  6.  Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...