« Имя существительное» (закрепление изученного)
материал по русскому языку

Козорезова Ольга Николаевна

обобщение и систематизация знаний по  теме «Имя существительное»,   закрепление правил написания им. сущ.;

развитие познавательных и творческих способностей,  орфографической зоркости, обогащение словарного запаса; воспитание   интереса к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._im.sushch.docx41.47 КБ
Файл prezentatsiya_imya_sushch.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме « Имя существительное» (закрепление изученного)

         

Учитель:    Козорезова Ольга Николаевна

Класс: 4-4

Тип урока: урок обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Цели: обобщение и систематизация знаний по  теме «Имя существительное»,   закрепление правил написания им. сущ.;

развитие познавательных и творческих способностей,  орфографической зоркости, обогащение словарного запаса;

 воспитание   интереса к изучаемому предмету.

 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать навык правильного и красивого письма;
  • формировать  понятие о типах склонения  имён существительных;  
  • повторять правила правописания слов.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
  • развивать устную и письменную речь учащихся.
  • анализировать и классифицировать, слушать товарищей.
  • положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления
  • внимание и память учащихся
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

  Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • воспитание культуры общения со сверстниками;
  • содействие формированию этических норм поведения на уроке;
  • воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;

Планируемые  УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать,  контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных;  развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные:  выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи:  литературное чтение

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Формы обучения:  исследование, деятельностный способ обучения.

Ресурсы урока:  ПК для учителя, проектор, презентация к уроку, учебник для 4 класса "Русский язык"

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1.Организационный этап.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

(Слайд №1)

Вступают в диалог с учителем.

 -Проверьте, все ли готово к уроку?

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок каждому пошел впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Самоопределение (Л.)

Мотивация к учебной деятельности (Л.)

2. Минутка чистописания.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 2, 3)

Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. Письмо буквы «и»

9                             10                        11

з                            ?                          й

- Внимание на экран.

- Что вы знаете о звуке «и»?

- Чем является «и» в предложении? (Служебное слово – союз)

- Какие соединения?  (Верхнее, среднее, нижнее)

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

3. Словарная работа.

Организует диалог, обращает детей к исторической справке.

(Слайд № 5, 6)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, подбирают однокоренные слова, составляют предложения, анализируют их.

- Внимание на экран.

- Составь  слова:

р е т а к а

к р а б о л ь

к с м о с о

- Какие слова зашифрованы?

- Почему я включила эти слова в наш урок?

( День  космонавтики. Ю. А. Гагарин. 52 года.)

- К чему призывал Ю. А. Гагарин?

- Запишите словарные слова по теме «Космос»

Словарная работа.

Ракета, корабль, космос, космонавт, планета, орбита, космический.

- Родственные слова разберите по составу.

(Морфемный разбор)

- Составить предложение и разобрать по членам и частям речи.

- Выписать словосочетания, указать связь.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Как можно назвать одним словом?

(Имена существительные)

Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.)

Воспитание моральных норм  поведения (Л.)

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину (Л.)

4. Формирование проблемы, планирование деятельности.

В позиции консультанта, побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

(Слайд № 4)

Ставят цель урока, составляют план.

До Земл… .         От площад… .

По памят… .        На медал… .

- Что общего в этих словах?

- В чем различие?

( Одинаковые окончания, разные падежи и склонения)

- Над какой темой мы будем работать?

- Какая цель нашего урока?

- А почему Земля написано с большой буквы?

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

5. Актуализация знаний.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 7, 8, 9, 10, 11)      

Слайд №12

Воспроизведение имеющихся знаний.

Выбор верного утверждения.

 Имя существительное.

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Сейчас вам надо вспомнить все, что вы знаете об имени существительном.

Работа в группах.

Выбираем верное утверждение:

1. Как изменяются имена существительные?

1. По родам.

2. По числам и падежам.

  • Докажи.

2.На какие вопросы отвечают имена существительные в Родительном падеже?

1. Кому? Чему?         3. Кого? Чего?

2. Кого? Что?             4. О ком? О чем?

  • Докажи.

3. Какие окончания имеют имена существительные в Предложном падеже?

1.  1, 2 склонения.                               2.  1, 2 склонения.

- е                                                          - и

     3 склонение                                           3 склонение

- и                                                            - е

  • Докажи.

4. С какими предлогами употребляется Дательный падеж?

1. К, по.  

2. О, об, в, во, при, на.

  • Докажи.

Это интересно.

- Сколько падежей в русском языке?

- Посмотрите, а у меня есть еще какой-то падеж.

- Интересно, как он называется?

(Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу. Помните на уроках окружающего мира мы говорили об этом.

 - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.

- Что вы нашли в Интернете о падежах?

Анализ объекта (П.)

Умение строить речевое высказывание (П.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

Умение структурировать знания (П.)

Сличение результата с заданным эталоном (Р.)

Умение сотрудничать со сверстниками (К.)

Поиск необходимой информации из справочников, энциклопедий и Интернета (П.)

6. Этап выявления места и причины затруднения.

 В позиции консультанта.

(Слайд № 13)

Работа с тестами. Дифференцированная работа.

Самостоятельная работа.

1 группа – слабые дети.

В каком ряду все существительные стоят в дательном падеже?

1) О цапле, без лести, до дороги.

2) К дочери, по газете, к роще.

3) На месте, из-за потери, без печали.

4) Около кровати, при ветре, для встречи.

2 группа – средние дети.

В каком ряду все существительные имеют окончание –е ?

1) К яблон…, от отмел…, на сирен… .

2) По ел…, для кукушк…, к солом… .

3) На пригорк…, при ветр…, в тайн… .

4)О жизн…, навстречу сказк…, около рощ… .

 

3 группа – сильные дети.

В каком ряду все существительные стоят в винительном  падеже?

1) Началась весна. Ребята ищут грибы.

2) Облако плывет. Дедушка сеет горох.

3) Девочка готовит ужин. Пес утащил сапог.

4) Мы красим стол. Я пилю бревно.

Способ решения новой задачи (П.)

Умение выражать собственные мысли (К.)

Самопроверка, самооценка (Р)

Нарисуйте лесенку успеха.

На какую ступень вы себя поставите.

7. Этап построения проекта выхода из затруднения.

 

(Слайд № 14)                                                                                                                                                

Памятка.

Вывод.

-Сформулируйте правило, как определить падеж имен существительных.

Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж.

- Сформулируйте правило, как правильно написать безударное окончание существительного?

Памятка.

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

1.Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Целеполагание (Р.)

Прогнозирование (Р.)

Самопроверка, самооценка (Р)

8.Физкультминутка.

Чтение стихотворения.

(Слайд №15)

Выполнение движений.

Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.)

-

9. Этап первичного закрепления с проговариванием.

Выборочный диктант.

Подводит к выводу.

( Слайд №16)

Дети применяют полученные знания.

- Какой падеж мы не закрепили?

- Выписать существительные в творительном падеже.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо все теперь понять

В падеже Творительном.

Я творю карандашом,

На листе своем большом,

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Самоопределение (Л.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

(Слайд №17)

Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу.

Работа с учебником.

Указать падеж в глагольных словосочетаниях.

1. №220.

Морфологический разбор:

(построить) ракету.

2. №221.

- Сколько предложений в этом тексте?

Морфологический разбор:

взревела.

- Найдите предложение о небе.

Голубое небо оказалось под нами.

Смыслообразование (Л.)

Планирование своего действия (Р.)

Самооценка (Л.)

Применение полученных знаний в новых условиях (П.)

Применение полученных знаний на практике.

11. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

(Слайд №18)

Объяснение значения устойчивого выражения.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Что такое фразеологизм?

«На седьмом небе»

- Что обозначает это выражение?

(Побывать в космосе)

Итог урока.

- Какую часть речи мы закрепили на уроке?

- Где вы будете применять полученные знания?

- Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!

Рефлексия.

Подведите итог и оцените себя. Заполните листы самооценки.

Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.

XV. Домашнее задание:

Стр.81, №222.

 

Регулятивные УУД.

Выявление основного в своей деятельности.

Личностные УУД.

Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия)

Анализ индивидуальной деятельности

на уроке русского языка по теме "Имя существительное"

Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

не всегда

Все  падежи

 

 

 

Вопросы, предлоги, окончания

 

 

 

Я умею

 Отличать Р.п., Д.п., П.п.

 

 

 

Писать окончания без ошибок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Имя существительное» (закрепление)

Слайд 2

9 10 11 з ? й

Слайд 4

До Земл… . По памят… . От площад… . На медал… .

Слайд 5

Составь слова: Р Е Т А К А К Р А Б О Л Ь К С О М С О

Слайд 6

Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!

Слайд 7

Имя существительное

Слайд 8

Выбираем верное утверждение:

Слайд 9

Кого? Чего? Кого? Что? Кому? Чему? О ком? О чем? Выбираем верное утверждение:

Слайд 10

1,2 склонение -е 3 склонение -и 1,2 склонение -и 3 склонение -е Выбираем верное утверждение :

Слайд 11

Выбираем верное утверждение: Предлоги: к, по. Предлоги: в, во, на, при,о,об.

Слайд 12

Это интересно падежи т в д р и з п

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

Самостоятельная работа

Слайд 15

Памятка. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо: 1.Определить склонение. 2.Определить падеж. 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Чтобы определить падеж существительного, надо: 1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Слайд 16

Выборочный диктант

Слайд 17

Работа с учебником.

Слайд 18

« На седьмом небе»

Слайд 19

Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме «Имя существительное» Фамилия_________________ Имя__________ Я знаю Да Нет Не совсем Все падежи Вопросы, предлоги, окончания Я умею Отличать Р. п., Д. п., П. п. Писать окончания без ошибок Оцени себя

Слайд 20

Выбери смайлик

Слайд 21

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление изученного о склонении имён существительных

Конспект урока русского языка по теме "Закрепление изученного о склонении имён существительных" 4 класс ОС "Гармония" ФГОС...

Технологическая карта ПНШ 3 класс «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала»

Технологическая карта урока«Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Правописание букв О и Е...

Технологическая карта ПНШ 3 класс «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала

Технологическая карта урока«Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Правописание букв...

Закрепление изученного по теме «Имя существительное».

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».Урок включает:устную работу, игра " Докажи ...

Конспект урока по математике. Закрепление изученного материала. Решение задач изученного вида.

Конспект урока по математике, УМК "Школа России", 3 класс. Тема урока: Закрепеление изученного материала. решение задач изученных видов. Цель урока: совершествовать умения и навыки при решен...