урок Русского языка,1 класс.
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс)

Смоленская Екатерина Валерьевна

Тема: Русский алфавит, или Азбука. Закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 1 классе по программе «Школа России» 

Класс: 1, 7-8лет

Тема: Русский алфавит, или Азбука. Закрепление.

Цель урока. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Задачи урока.

1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-понимание причины успеха в учебной деятельности.

 - мотивация учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные:

-учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

-слушать и понимать речь других;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Предметные

- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Необходимое оборудование:

Для учителя: средства ИКТ (презентация), интерактивная доска, карточки-схемы.

Для обучающегося: тетрадь, учебник, ноутбуки, карточки для работы в парах.

Ход урока

Этапы урока, целевые ориентиры

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

Личностные

Метапредметные

Мотивация к учебной деятельности.

1) создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Вот звенит для вас звонок

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Настроились на урок. Сегодня на уроке на уроке гости, поздоровайтесь. Тихо сели.

Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будут вашими помощниками?

Так же вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.  

Урок русского языка.

Откройте тетради , запишите число, классная работа.

Учитель, учебник, знания.

Работа в тетрадях.

Л – учебно-познавательная мотивация

 Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

1) способствовать прочному запоминанию алфавита;

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) организовать затруднение в деятельности.

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

Что написано на доске? 

На какие две группы можно разделить буквы? 

Назовите согласные. 

Как вы думаете, какая согласная здесь лишняя? 

Назовите гласные .

Что можно сказать о букве И?

Что можно сказать о букве А?

На минутке чистописания напишем букву, которая оказалась лишней среди согласных.

Определите закономерность и продолжите ряд: Л ла Л ли Л ла

Образуйте от данных букв слово.

Каково значение слова алфавит?

 Где вы об этом узнали?

- Кто может рассказать весь алфавит? Кто попробует с буквы К? кто с буквы Ц?

Молодцы! А зачем человеку нужен алфавит?

Что значит расставить в алфавитном порядке?

Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке. Выполните, пожалуйста, задание.

Расположите слова в алфавитном порядке(даны картинки): собака, ворона, лисица, пальто.

Вы с заданием справились. Какие знания вам пригодились?

Повторить алгоритм.

 Работа в парах.

На столах карточки со словами, расположите, пронумеруйте слова  в алфавитном порядке(карандаш, пенал, класс, молоко).

Буквы.

 

Гласные и согласные.

Л Ф Т

Л - у неё нет пары, она непарная.

А И

Согласные произносятся с ней мягко

 Согласные произносятся твёрдо

Алфавит

Повторить определение

В учебнике

Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного.

Ведет ученица

У доски работают  два ученика

Умение отличать букву от звука

Правильно называть буквы русского алфавита.

Усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей.

Умение использовать алфавит на практике.

П- находить ответы на вопросы, используя информацию полученную ранее.

К- слушать и понимать речь других.

К – договариваться и приходить к общему решению.

Выявление причины затруднения, поиск выхода из затруднения.

1) выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);

2) открыть новый способ действия;

3) зафиксировать новый способ действий во внешней речи.

Вы смогли выполнить задание?

Почему разные ответы получились?

Что вызвало затруднение?

Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?

Какие знания вы применили?

Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?

Значит, чему будем учиться на уроке?

Ваши предположения? 

К единому мнению не пришли.

Где мы можем увидеть эти слова в алфавитном порядке? (с.137)

Найдите слова на букву «К»

Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (карандаш, класс, корова)?

Итак, к какому выводу мы пришли?

Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? 

С.55, упр.7  (комментированное письмо)

Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.

Расположить слова по алфавиту.

 По первой букве определить место слова.

 Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой?

Располагать слова, начинающиеся с одинаковой буквой.

В словаре на с.137.

Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!

Р – формулирование проблемы, затруднения.

Р – умение оценивать сложившуюся ситуацию.

Р – определять цель деятельности с помощью учителя.

П – преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Обобщение затруднений во внешней речи.

1) воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.

Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?

Расположение слов по алфавиту.

Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве.

П – находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на уроке.

 Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний.

1) проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях с опорой на эталон;

2) систематизировать знания об алфавите.

Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации? У меня для вас есть очень интересное задание.

Задание для 1 группы. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы

Задание для 2 группы. Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы

Задание для 3 группы. Догадайтесь, в каком порядке стоят в библиотеке эти книги. (Михалков, Барто, Маршак, Бианки, Чарушин, Бородицкая, Чёрный)

Задание для 4 группы. Расположить названия птиц в алфавитном порядке (сорока, ворона, воробей, скворец, грач).

Задание для 5 группы. Расположить названия зверей в алфавитном порядке (собака, лисица, лев, заяц, слон).

Проверка. Ребята переворачивают карточки, с обратной стороны карточек записаны буквы. Если задание выполнено правильно, буквы располагаются в алфавитном порядке

Умение использовать алфавит на практике.

Л – понимание причин успеха в деятельности.

К- слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

П- дать оценку своим действиям, оценивать результат.

Рефлексия деятельности.

1) зафиксировать в речи открытый способ действий;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну нашего языка. Какую?

У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.

Располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.

Л  – оценка результатов собственной деятельности

Р   – оценка результатов собственной деятельности и класса

Литература

Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  Москва, Просвещение, 2013 г

Поурочные разработки к учебнику «Русский язык» 1 класс Л.М. Канакина, Т.Е. В.Г. Горецкий, М.: «Просвещение», 2012г.

Урок русского языка получился емким, функциональным, насыщенным; модель урока – оптимальной и мобильной. Урок построен по технологии проблемного обучения, где в процессе совместной деятельности учителя и обучающихся происходит открытие новых знаний и способа решения учебной задачи.  В течении  всего урока обучающиеся являются субъектами учебной деятельности: ставят учебную задачу, планируют свою деятельность. На протяжении всего урока идёт целенаправленная работа по формированию всех видов универсальных учебных действий. Используется фронтальная работа, работа в парах, в группах. Структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Был использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы. Изложение новых знаний  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим  определить цель, к которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. На этапе закрепления знаний использовалась дифференцированная работа в группах.

На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.

Применение проблемного  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.  

  





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...