Технологическая карта урока русского языка,3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шароватова Ольга Владимировна

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: " Состав слова. Закрепление знаний и умений".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русского языка  по теме «Состав слова». Закрепление знаний и умений.

Класс: 3  класс

Программа: Школа России.

Предмет: русский язык

Тема: Состав слова. Закрепление знаний и умений

  Цель:  1) формирование умения разбирать на основе алгоритма слова по составу;

2) повторение понятий “окончание”, “основа” слова, “корень”, “приставка”, “суффикс”;

3) тренинг по определению частей слова.

.  

Методическая информация

Тип урока

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах.

Индивидуальная

Цели урока

Обобщить знания уч-ся о частях слова (морфемах)

Задачи урока

  • Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
  • Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу
  • Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
  • Воспитывать любовь к русскому языку

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 3 класс , ч. 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

ПК,  проектор, презентация, раздаточный материал

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта второго поколения.

Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.  .

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный

Цель: внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности 

Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Тихо все за парты сели,

На учителя все посмотрели.

Эмоционально настраиваются на урок

2.Актуализация знаний

Цель: актуализация изученного;

мотивация к пробному учебному действию;

фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

1. Запись числа

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа. Спрашивает учащихся о том, над какой темой они работают уже несколько уроков, что нового узнали по данной теме?

Дает установку: сегодня вы дополните свои знания по теме «Состав слова» и откроете  еще одну тайну русского  языка.  

Комментированная запись числа

На доске записаны слова: : день    друг     правда. Определите , какую букву мы будем писать на минутке чистописания.(Противоположное слово по значению к существительному день – слово ночь, поэтому написана буква н. противоположное по смыслу к существительному друг –слово враг, отсюда буква в. Антоним к существительному правда- ложь, значит, надо написать вместо вопроса букву л. Её и будем мы писать на минутке чистописания.)

Лла  Ллб  Ллв…

3. Актуализация знаний по теме «Состав слова»

Познавательная мотивация

Обобщение усвоенного материала

Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях

4. Словарная работа

Называет учитель слова с непроверяемыми гласными:  земляника, дорога, малина,  мороз, урожай, осина, молоко

Планируют деятельность на уроке.

Включаются в работу по чистописанию.

Определяют главный критерий – красивое письмо (такое же, как на образце).

Прописывают буквосочетания, соблюдая правила красивого письма.  Проверяют себя по образцу на доске, оценивают красивое письмо. Ставят отметку  простым карандашом на полях тетради.

Прописывают слова, разбирают слова по составу. Проверяют себя по образцу на слайде, оценивают. Отметку ставят на полях тетради.

Учащиеся подбирают однокоренные прилагательные и пишут словосочетания, например:  земляничное варенье, дорожные знаки, малиновый джем,  морозный  вечер,  урожайный год,  осиновая роща, молочный магазин.

5. Определение темы урока.

Цель:

Подготовка мышления и осознания внутренней потребности к построению учебных действий

6. Упражнения в определении способов образования слов

Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова

Из далёкой страны Грамматики пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока.

  1. 1 Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
  2. 2  И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
  3. 3 А я без окончания проживу, удалите его от меня!
  4. 4 А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
  5. 5 Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

- Корень, суффикс, окончание, приставка – это …?

Кто может сказать , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Что надо сделать, чтобы найти части слова?

Давайте теперь по цепочке разберём в словосочетаниях  прилагательное по составу.

Ребята, слово состав  имеет несколько лексических значений. Попробуйте назвать значения этого слова.

Мы на уроке русского языка.  Состав чего нас будет интересовать? (только состав слова)

- Значит какая тема урока? А какая цель у нас?

-На уроке мы с вами повторим все что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.

- О каких частях слова мы говорим?(о корне, суффиксе, приставке, окончании)

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

А что такое основа слова?

Применение знаний. Разбор слов по составу

А теперь попробуем применить эти знания на практике.

На доске написаны цепочки слов. Прочитайте. Исключите  из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова, разберите по составу.( Один ученик работает  у доски остальные в тетрадях)

А теперь, работаем по карточкам  на столе у вас лежат карточки со словами разберите их по составу.

«Разбор слова по составу» (работа по карточкам)

 ( Какие слова у вас вызвали затруднения)

Мы устали не на шутку

Нужно сделать физминутку.

Формулируют тему урока

Ответы на вопрос

(Учиться находить и правильно выделять части слова)

Предположения учеников

Работа со словарём

Ответы детей

1 приставка.

2 суффикс.

3 основа

4 корень.

5 окончание

Постановка цели урока

(Определять, как образованы слова, изучать законы образования слов)

(Части слова, из них состоят слова

( О составе слова) Слайд

( Надо разобрать его по составу)

лекарственный, поезда, состав команды и др

.

Коллективная проверка

Ответы на вопросы

Ученики подбирают и записывают слова разных частей речи по схемам.

О корне, суффиксе, приставке, окончании

Рыбка, дубок, горка, норка;

тракторист, пианист, танкист, печник;

полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;

хвостище, глазоньки, усище, когтище.

Проверка

( работа по карточкам)

Подводный, устный, золотое, записка, выход, книга, походный, ночная, быстрый, нагрузка, разбег, вода, подлёдный, длинная, храбрый, наклейка, перелет, окно.

7. Физминутка

Цель: снятие утомления на уроке

  1. Физминутка.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём.

  1. Самостоятельная работа по учебнику в парах.  Упр. 145,150

Учащиеся выполняют Упр. 145, Упр. 150.

  1. Творческое (проблемные задания).

На доске записан текст Слайд 3. (Придумайте заголовок к тексту и напишите конец текста) В подчёркнутых словах  подберите однокоренные слова , выделите корень)

Ребята у всех рассказ получился очень интересный, вы все очень хорошо сегодня потрудились.

Мы ночевали у лесника. Он угостил нас грибами и проводил к сеновалу.  Под крышей сарая лепилось гнездо. Пять прожорливых птенцов просили еды (проверка)

Дети называют заголовок и зачитывают конец рассказа.

 8 Итог урока.

Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке? -Все ли было понятно?

-Может кто–то испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

На доске нарисовано дерево. Детям раздаются нарисованные листочки двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают листочки на дерево: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Ученики  оценивают себя.

9. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда

- Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?

hello_html_mae3d80.png

Дети рисуют себя на нужной ступеньке.

10.Домашнее задание.

Цель: объяснить выполнения домашнего задания

Слайд 4

Выборочное д/З

- Ребята, я хочу предложить на выбор три задания для домашней работы:

1. Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

2. Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

3. Разберите слова по составу: понёс, перелётные, переезд, погрузили, снежинка, лесники, разговор.

- Спасибо за урок.

Учащиеся на выбор выбирают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...