Урок русского языка с использованием УЧИ.РУ и БИБЛИОТЕКИ МЭШ. Синонимы и антонимы (3 класс).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сидорова Светлана Ивановна

Сценарий урока по русскому языку в 3 классе на тему "Синонимы и антонимы" с использованием интерактивных карточек образовательного портала на базе интерактивной платформы для обучения детей "Учи.ру" https://uchi.ru/teachers/lk/main и сервиса Учи.ру "Библиотека МЭШ" https://uchebnik.mos.ru/catalogue.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название урока и класс:

Синонимы и антонимы, 3 класс

Цели:

Формировать умения распознавать синонимы и антонимы; способствовать развитию умения распознавать в речи антонимы, синонимы; работать со словарями синонимов и антонимов. 

Планируемые результаты:

Учащиеся будут знать, что такое синонимы; научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; смогут называть синонимы к различным словам; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов; смогут правильно употреблять синонимы и антонимы в речи.

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Ссылка на карточки Учи.ру

I. Организационный момент

2

Приветствует детей, проверяет из готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

II. Актуализация знаний

4

(Работа в парах.)

- Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднение, можно воспользоваться толковым словарём.

1) Соловей, игла, трава, сырник. (Игла - многозначное слово, остальные однозначные.)

2) Корень, язык, зима, группа. (Зима - однозначное слово, остальные многозначные.)

- Какие слова называются однозначными?

- Какие слова называются многозначными?

- Повторим однозначные и многозначные слова, решая карточки на Учи.ру.

https://uchi.ru/teachers/groups/6450027/subjects/2/course_programs/3/lessons/10171

III. Самоопределение к деятельности

4

- Прочитайте пары слов.

Белый - чёрный, храбрый - отважный, веселье - радость, мир - война.

- Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Белый - чёрный, мир - война (слова, противоположные по значению); 2) храбрый - отважный, веселье - радость (слова, близкие по значению).)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

- Сформулируйте тему урока.

IV. Введение понятия

5

Работа с заданиями от Учи.ру на интерактивной доске.

(Коллективная работа.)

- Давайте вспомним и повторим, что такое синонимы (1 вариант) и антонимы (2 вариант), решая карточки на Учи.ру.

https://uchi.ru/teachers/groups/6450027/subjects/2/course_programs/2/lessons/7071

https://uchi.ru/teachers/groups/6450027/subjects/2/course_programs/2/lessons/7072

V. Работа по теме урока

14

1. Работа по учебнику.

Упр.68 (с.42)

- Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике на с.154 и с.155.

(Проверка. Учащиеся по "цепочке" читают слова и называют орфограммы.)

- К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга - метель, мороз - холод, хорошо - прекрасно.)

- Что такое синонимы? (Синонимы - это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.)

- Что такое антонимы? (Слова, противоположные по смыслу.)

- Назовите "вежливые" слова. Когда их употребляют?

- Прочитайте предложения с "вежливыми" словами, которые вы составили.

Упр.69 (с.42)

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр.70 (с.43)

- Прочитайте стихотворение.

- Как вы понимаете значение выделенного слова? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.)

- Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их.

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по "цепочке" читают слова и называют орфограммы.)

- Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода.

2. Работа со словом из словаря.

- Найдите слово погода в орфографическом словаре на с.150-151.

- Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом погода, запишите.

- Запомните написание этого слова.

-Теперь давайте возьмём в руки планшеты и каждый самостоятельно выполнит задания. (Самостоятельная работа.)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/67501

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/68035

VI. Физкультминутка

3

- Сейчас мы немного отдохнём, я зачитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:… (Низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:… (Близко).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты:… (Смельчак).

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай:… (Конец).

- Как называются слова, которые мы называли? (Антонимы.)

- Я называю две пары имён прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете.

Трудный – лёгкий(А)- приседают

Широкий – узкий (А) - приседают

Ненасытный – жадный (С) - подпрыгивают

Косой – кривой (С) - подпрыгивают

Грязный – чистый (А) - приседают

Дивный – чудесный (С)- подпрыгивают

Аккуратный – неряшливый (А) - приседают

Богатый – состоятельный (С) - подпрыгивают

Богатый – бедный (А) – приседают

VII. Закрепление изученного материала

8

Работа по учебнику.

Упр.71 (с.43)

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр.72 (с.44)

- Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

- Как вы думаете, почему автор так назвал свой текст?

- Какие чувства вызывает этот текст?

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по "цепочке" называют слова с орфограммами и объясняют написание.)

- Назовите антонимы.

- Какие слова называют антонимами?

Упр.73 (с.44)

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по "цепочке" читают предложения и объясняют свой выбор синонимов.)

VIII. Рефлексия

3

(Работа в парах.)

- Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц.

  • Маленькое дело лучше … безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья.)
  • Не спеши языком, … делом. (Не спеши языком, торопись делом.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

1

– Что такое синонимы?

– Что такое антонимы?

– Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

X. Домашнее задание

1

Учебник: упр.74 (с.44), выполнить 3 карточки (Антонимы) - 1 вариант  и 4 карточки (Синонимы) - 2 вариант на Учи.ру.

https://uchi.ru/teachers/groups/6450027/subjects/2/course_programs/3/lessons/10174 https://uchi.ru/teachers/groups/6450027/subjects/2/course_programs/3/lessons/10173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс

Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...

Урок русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов. 3 класс. Виды предложений по цели высказывания.

На уроке используются электронные образовательные ресурсы. Имеются ссылки. Школа России....

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...