урок русского языка 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Тема:" Какие слова пишутся с заглавной буквы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx439.74 КБ

Предварительный просмотр:

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных; развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся; формировать навыки сотрудничества;

Задачи:

Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных. Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся. Формирование навыков сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству. Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению

Откройте свои тетради, запишите число. Классная работа.

7 ноября.

Классная работа.

II. Самоопределение к учебной деятельности (Актуализация знаний)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Предметные: писать словарные слова. Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель; умение сознательно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: оценка деятельности

1. Орфографическая минутка

hello_html_m4db52a29.png

2. Словарная работа.( слайды)

- Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх,

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

- Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим:  О, С, Х, Э

-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?

3. Самоопределение к деятельности (Формулируют тему и цель урока).

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)

Открываем учебник стр     Прочитаем тему урока.  Наши предположения оказались верными?

В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

II 1. Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик. 

- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой) 

- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

 Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?

От значения слова в предложении.

Физминутка.

1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Бобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня).
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.
Формулируют вывод
: имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!

III. Работа по теме урока (Актуализация и пробное учебное действие) Работа по карточкам с дифференцированными заданиями

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Познавательные: наблюдение, анализ, синтез; умение выделять нужную информацию. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка деятельности. Коммуникативные: умение адекватно оценивать границы своего знания и незнания. Личностные: умение слушать и слышать. Предметные: записывать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии, первое слово в предложении.

2. Самостоятельная работа

-А сейчас мы будем работать в группах (4 группы) (карточки) письменно

-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.

-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.

  • Слушать друг друга;
  • Уметь уступать;
  • Уметь договариваться.

1гр. Под нашим окном расцвела _____(Роза, роза). Я и моя подруга_________(Роза, роза) учимся в первом классе.

2гр. Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия). В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

3 гр. В высоте парил__________(Орёл, орёл). Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

4гр. В огороде росла зеленая __________ (Петрушка, петрушка). В клетке сидел попугай ___________ (Петрушка, петрушка)

ПРОВЕРКА (КАЖДАЯ ГРУППА ПО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

А какое полное имя у имени Серёжа? -А когда он выростет, его будут  называть не только по имени, но и по …..

-А кто сможет назвать свое отчество? 

 -А с какой буквы пишутся отчества? Добавить в схему ОТЧЕСТВО

III. Закрепление

-Отгадайте  героя из произведения Эдуарда Успенского..

В Простоквашино живёт.

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. 

- Кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, помочь исправьте ошибки в его заметке. 

V. Проверочная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: усвоение способа действия при выполнении упражнения, самопроверка по эталону. Предметные: правильно записывать названия планет, располагать их в алфавитном порядке. Коммуникативные: сотрудничество в парах при выполнении работы Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности Познавательные: умение добывать информацию при работе с учебником.

 (карточки двух вариантов)

                                   Зачеркни  лишнюю  букву.

      В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь  ошибки.

        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Проверка. (Взаимопроверка)

Теперь давайте проверим. Поменяйтесь друг с другом карточками.

-Оцените себя смайликами, а я после проверки оценю вас отметкой.

Какие фамилии встретились в заметке? (Матроскин, Печкин)

- С какой буквы написали фамилии?

Дополнить схему: ФАМИЛИИ. С заглавной буквы пишутся города РЕКИ, МОРЯ, ОКЕАНЫ, ГОРЫ, ПЛАНЕТЫ…

-Как можно назвать это, одним словом? (Одним словом можно сказать, что это географические названия.)

-А почему слово ДЯДЯ написано с большой буквы? ( первое слово в предложении)

Упр. 132 (с. 87). (Выявление места и причины затруднения) устно

Цель: организация анализа возникшей ситуации, выбор способа и средств реализации цели Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Предметные: правильно записывать имена собственные. Регулятивные: самооценка деятельности. Личностные: чувство гордости за свой город.

hello_html_442c8e69.pnghello_html_676db232.png

Чем необычна запись? (Нет пробелов.)

Именно так писали первые рукописи. Бумага была очень дорогая, и в целях экономии пробелы между словами не делали.

(Учащиеся расшифровывают предложения:)

1 -и ряд - первое,

2-й ряд — второе,

3-й ряд — третье.

Прочитайте, что у вас получилось.

Какие слова записали с большой буквы? (Вася Муравьев, Марта, Лева Скворцов.)

VI. Рефлексия (карточка) письменно

Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности.

3. Рефлексия. (Интерактивная доска)-

Оцените свою работу на уроке. Выберите след нужного цвета

Зелёный - я справился со всеми заданиями без ошибок.

Жёлтый – я справился, но допускал ошибки.

Красный – нужна помощь.

VII. Подведение итогов урока

Какие слова пишем с большой буквы?

Какие еще слова будете писать с большой буквы? (Названия стран, газет, гор, морей...)

VIII. Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Познавательные: умение добывать информацию при работе с разными  источниками.

Информирует о домашнем задании. ( Задание дифференцировано) Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой газеты (не менее 10 слов).

Упр. с.87 у. 133.

hello_html_de2656c.pnghello_html_m48e58874.png

Оценка деятельности на уроке

Оценка деятельности на уроке. Оценочный лист

задания

Всё отлично получилось

hello_html_201ef3e8.gif

Всё получилось хорошо, но требовалась помощь

hello_html_5da14374.gif

Испытывал затруднения, но следующий раз всё получится

hello_html_m61851f81.gif

Задание 1

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных; развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся; формировать навыки сотрудничества;

Задачи:

Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных. Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся. Формирование навыков сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Откройте свои тетради, запишите число. Классная работа.

25 октября.

Классная работа.

II. Самоопределение к учебной деятельности (Актуализация знаний)

1. Орфографическая минутка

hello_html_m4db52a29.png

2. Словарная работа.( слайды)

- Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх,

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

- Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим:  О, С, Х, Э

-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?

3. Самоопределение к деятельности (Формулируют тему и цель урока).

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)

Открываем учебник стр     Прочитаем тему урока.  Наши предположения оказались верными?

В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

II 1. Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик. 

- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой) 

- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

 Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?

От значения слова в предложении.

Физминутка.

  1. Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Бобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня).
    - Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.

  2. Формулируют вывод
    : имена, фамилии, клички, города
    Все с заглавной буквы пишутся всегда!

III. Работа по теме урока (Актуализация и пробное учебное действие) Работа по карточкам с дифференцированными заданиями

2. Самостоятельная работа

-А сейчас мы будем работать в группах (4 группы) (карточки) письменно

-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.

-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.

  • Слушать друг друга;
  • Уметь уступать;
  • Уметь договариваться.

1гр. Под нашим окном расцвела _____(Роза, роза). Я и моя подруга_________(Роза, роза) учимся в первом классе.

2гр. Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия). В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

3 гр. В высоте парил__________(Орёл, орёл). Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

4гр. В огороде росла зеленая __________ (Петрушка, петрушка). В клетке сидел попугай ___________ (Петрушка, петрушка)

ПРОВЕРКА (КАЖДАЯ ГРУППА ПО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

А какое полное имя у имени Серёжа? -А когда он выростет, его будут  называть не только по имени, но и по …..

-А кто сможет назвать свое отчество? 

 -А с какой буквы пишутся отчества? Добавить в схему ОТЧЕСТВО

III. Закрепление

-Отгадайте  героя из произведения Эдуарда Успенского..

В Простоквашино живёт.

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. 

- Кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, помочь исправьте ошибки в его заметке. 

V. Проверочная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 (карточки двух вариантов)

                                   Зачеркни  лишнюю  букву.

      В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь  ошибки.

        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Проверка. (Взаимопроверка)

Теперь давайте проверим. Поменяйтесь друг с другом карточками.

-Оцените себя смайликами, а я после проверки оценю вас отметкой.

Какие фамилии встретились в заметке? (Матроскин, Печкин)

- С какой буквы написали фамилии?

Дополнить схему: ФАМИЛИИ. С заглавной буквы пишутся города РЕКИ, МОРЯ, ОКЕАНЫ, ГОРЫ, ПЛАНЕТЫ…

-Как можно назвать это, одним словом? (Одним словом можно сказать, что это географические названия.)

-А почему слово ДЯДЯ написано с большой буквы? ( первое слово в предложении)

Упр. 132 (с. 87). (Выявление места и причины затруднения) устно

hello_html_442c8e69.pnghello_html_676db232.png

Чем необычна запись? (Нет пробелов.)

Именно так писали первые рукописи. Бумага была очень дорогая, и в целях экономии пробелы между словами не делали.

(Учащиеся расшифровывают предложения:)

1 -и ряд - первое,

2-й ряд — второе,

3-й ряд — третье.

Прочитайте, что у вас получилось.

Какие слова записали с большой буквы? (Вася Муравьев, Марта, Лева Скворцов.)

VI. Рефлексия письменно

3. Рефлексия. (Интерактивная доска)-

Оцените свою работу на уроке. Выберите кружок нужного цвета

Зелёный - я справился со всеми заданиями без ошибок.

Жёлтый – я справился, но допускал ошибки.

Красный – нужна помощь.

VII. Подведение итогов урока

Какие слова пишем с большой буквы?

Какие еще слова будете писать с большой буквы? (Названия стран, газет, гор, морей...)

VIII. Информация о домашнем задании

Информирует о домашнем задании. ( Задание дифференцировано) Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой газеты (не менее 10 слов).

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...