«Звук [Й’], буквы Й, й»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гермоний Дарья Эдуардовна

Тема урока: «Звук [Й’], буквы Й, й.»

Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»

Цель: Познакомить со звуком [ Й’ ] и буквами Й, й.

Задачи:

- образовательная: учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов;;

- воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие;

- развивающая: развивать речь, фонематический слух, мышление.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации -организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД : умение адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным образцом, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы.

Предметные УУД: знать условное обозначения звука [й'], использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов, читать слова по слогам и орфоэпически.

Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия: таблица гласных звуков; таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й’]; конверты с шаблонами печатных букв; одноуровневые и двухуровневые модели слов;

демонстрационная карточка с печатными и прописными буквами Й, й. Мелодия к физкультминутке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl.zvuk_y_bukvy_y_y.docx38.4 КБ
Файл 1k._zvuk_y_bukvy_yy.pptx342.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

На тему: «Звук [Й’], буквы Й, й»

Тема урока: «Звук [Й’], буквы Й, й.»

Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»

Цель: Познакомить со звуком [ Й’ ] и буквами Й, й.

Задачи:

- образовательная: учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов;;

- воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие;

- развивающая: развивать речь, фонематический слух, мышление.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации -организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД : умение адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным образцом, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы.

Предметные УУД: знать условное обозначения звука [й'], использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов, читать слова по слогам и орфоэпически.

Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия: таблица гласных звуков; таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й’]; конверты с шаблонами печатных букв; одноуровневые и двухуровневые модели слов;

демонстрационная карточка с печатными и прописными буквами Й, й. Мелодия к физкультминутке.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационный момент

Приветствие.

- Дети, вам тепло? 

-В классе светло?

-Прозвенел уже звонок?

-Уже закончился урок?

-Только начался урок? 

-Хотите учиться?

-Значит, можете садиться!

- У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость?

- В мире светло от солнца. А человеку светло, если он много знает, с ним интересно.Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками

- Пусть в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня на уроке мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний.

-Сегодня мы отправимся в гости, как уже делали не раз, к новому звуку и букве, которой обозначается этот звук.

- А теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!» (хором)

Готовятся к уроку.

(Да!)
(Да!)

(Да!)

(Нет!)

(Да!)

(Да!)

Ответы детей.

Умение настроить себя на работу.

2. Актуализация знаний.

- Но прежде, чем познакомиться с новым звуком, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем о нашей речи, так как это нам пригодится в работе.

Итак, тема игры «Речь, предложение, слово, звуки».

  1. Когда возникает речь?

  1. Что передают люди с помощью речи?
  2. Какая бывает речь?
  3. Из чего состоит наша речь?
  4. Что вы знаете о предложении?
  • Предложение выражает законченную мысль.
  • В предложении о ком-нибудь или о чём–нибудь говорится.
  • Предложение состоит из слов.
  • В устной речи граница предложения обозначается паузой.
  • В письменной речи граница предложения обозначается точкой, вопросительным знаком или восклицательным знаком).
  • В предложении может быть одно слово, два слова и больше
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы)

- Итак, ребята, вы сказали, что предложение состоит из слов. А из чего состоят слова?

- А как вы определяете, сколько слогов в слове? Например, в слове «малина»

- Ребята, а как вы думаете, какой способ удобнее?

- А чем обозначаются звуки?

(Когда люди общаются друг с другом)

(Мысли, чувства).

(Устная и письменная).

(Из предложений)

(Ответы участников)

(Слова состоят из слогов)

( - Я определяю так: ставлю ладошку к бородке и произношу слово. Сколько раз бородка ударит ладошку – столько и слогов.

- А я не так делаю. Я знаю правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове «малина» три гласных: а, и, а. Значит, три слога).

Коммуникативные:высказывание своего мнения.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

3. Целеполагание.

Откройте учебник и посмотрите на  стр 35

-Постарайтесь определить тему урока, которая задана в верхнем левом углу.

Какую цель поставим перед собой?

-Итак, мы изучим новый звук; узнаем, с помощью какой буквы будем его обозначать; постараемся запомнить эту букву. Такова цель сегодняшнего занятия.

(Новый звук: согласный, звонкий, мягкий.)

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков.

Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

4. Изучение нового материала.

- Какой предмет изображен на первом рисунке?

 -Кто живет в улье?

-Произнесите слово «улей».

-Назови последний звук.

-Посмотрите на рисунок справа, как одним словом назвать много пчёл?

 -Произнесем это слово.

  • -Назовите последний звук в слове «рой».
  • -Прочитайте схемы этих слов, выделяя последние звуки.

-Произнесите несколько раз звук [й].

-При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

-Произнесите звук [й] ещё раз.

-Определите, как проходит воздух при его произнесении?

-Значит, какой это звук: гласный или согласный?

Почему? 

  • Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Й’].

-Как произносится этот звук: твёрдо или мягко? Какой он?

 -ВНИМАНИЕ! Звук [й'] всегда мягкий.

- Дайте характеристику звука

Вывод: Звук [Й’ ] - согласный, звонкий, всегда мягкий.

-Кто знает, как называется буква, с помощью которой обозначим звук [й']?

- На какую букву она похожа?

- Легко ли превратить -й- в -и? Как?

-Как вы думаете, можно ли обойтись без шапочки у буквы й краткое? 
- А если мы ее забудем написать? Что произойдет? 

- Посмотрите на экран. ЗАЙКА- ЗАИКА

Прочитайте слово «зайка», а если мы забудем написать шапочку, то что получиться? «заика»»

ВЫВОД: Если вместо й поставить и, то изменится смысл слова, т.е. его значение. 

Букву Й, зовут «И кратким»

«Й» как «И» в тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

  • - Итак, что вы знаете о звуке [Й]?
  • Какой он по характеру?···

- На схеме он будет обозначаться квадратом с запятой и точкой внутри.

В транскрипции обозначим с помощью квадратных скобок [ Й].

В текстах -печатной буквой «Й».

Итак: Буква «Й» обозначает один согласный звук мягкий, звонкий.

  • - Посмотрите на картинку. Что делает девочка?
  • Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? 

Какое слово записано в схеме?

  1. Назовите звуки этого слова по порядку.

(Палец на верхней строке)

  1. Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы во второй строке.
  2. Прочитайте с ударением. Назовите хором слово.
  3. Сколько звуков в слове? Слогов? 
  4. Дайте характеристику звука [ Й’] . 

-Кто знает, как называется раковина, в которой моют посуду?

-Какое слово записано в нижней схеме?

  1. Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы во второй строке.
  2. Прочитайте с ударением. Назовите хором слово.
  3. Сколько звуков в слове? Слогов? 

  1. Дайте характеристику звука [ Й’] . 

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:

Огородник тот

С длинным носом живёт

Как поклонится,

Так дождь пойдёт

  1. Поставьте пальчик на верхнюю строку схемы слова «лейка». Произнесите слово «лейка», выделяя голосом каждый звук.
  2. Прочтите слово по слогам, ориентируясь на буквы.
  3. Прочитайте с ударением.
  4. Определите количество слогов в слове «лейка»? Докажите ?
  5. Какой по характеру в этом слове звук [ Й ] ?

(улей)

(Пчелы)

(рой)

(Воздух встречает препятствие)

(Согласный)

(Когда произносится …)

(Звонкий)

(Мягкий)

(Согласный, звонкий, мягкий)

На букву «и»

(Согласный, звонкий, мягкий)

(Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)

(Ответы детей).

(мой)

 ( В слове «МОЙ»: 3 буквы, 3 звука, 1 слог, т. к. 1 гласная.) (Согласный, всегда мягкий и звонкий)

(мойка)

(мойка)

( В слове «МОЙКА»: 5 букв, 5 звуков, 2 слога, т. к. 2 гласные.)

(Согласный, всегда мягкий и звонкий)

(Лейка)

(2  слога, т. к.2 гласные.) (Согласный, всегда мягкий и звонкий)

Регулятивное: умение сравнивать с образцом.

5. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Поглядело солнце вправо,

А потом налево.

Лучи свои расправило

И нас теплом согрело.

Выполняют упражнения.

6. Закрепление материала.

  1.  Чтение слогов по заданной схеме:
  • (По цепочке, самостоятельно, хором.)
  1. Чтение слов:
  • Что значит унылый? 
  • Наоборот? 
  • К слову названия признака придумайте слово название предмета.

  1. Чтение текста по предложению:
  • Кому сказали помыть раму? 
  • Как зовут маленькую девочку? 
  • Что у Лары?
  • Как она кричит?
  1. Чтение пар слов:

МАЙ-РАЙ.

  • Чем отличаются слова? ( Рай ,например , земной рай: красивое приятное место)
  • МАЙ-МОЙ,
  • МАЛЫЙ-МИЛЫЙ.
  • АЛЫЙ-МАЛЫЙ.

(Печальный)

 (Веселый)

(вид, мальчик, пора, настроение)

(Марине)

(Лара)

(Рана)

Ой-ой!

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какой звук изучали на уроке?

-Дайте ему характеристику.

-С помощью какой буквы будем обозначать этот звук?

Буква Й довольна вашей работой. А вы?

- Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.

- Похлопайте в ладоши те, кому было легко.

Понравилось вам в гостях у буквы Й?

Вы сегодня хорошо поработали.

Закончите предложения..

Занятие окончено. Спасибо за урок! Мне очень понравилось, как вы работали! До свидания!

Оценивают свою работу.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: рефлексия; смыслообразование


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

Слайд 3

«Речь, предложение, слово, звуки» Когда возникает речь? Что передают люди с помощью речи? Какая бывает речь? Из чего состоит наша речь? Что вы знаете о предложении?

Слайд 4

ВНИМАНИЕ! Звук [ й '] всегда мягкий.

Слайд 5

ЗАЙКА ЗАИКА

Слайд 7

Я смог.. Я запомнил.. Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...