Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Саяхутдинова Евгения Викторовна

Тема: Основа слова. Разбор слова по составу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

УМК: Школа России.

Тема: Основа слова. Разбор слова по составу.

Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.

Планируемые результаты:

Предметные:  

- формировать умение выделять основу слова;

- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

Личностные:

- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;        

– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.

Материалы и оборудование:  ПК,  проектор, презентация, , алгоритм действий при разборе слова по составу, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Ход урока

1.  Организационный  момент (психологический настрой)

Учитель:

- Что такое?

- Что случилось?

- Почему звенит звонок?

Ученики:

- Мы готовы!

Стол в порядке.

Начинается урок!

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь!

- Посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.    

Слушайте внимательно.

Объясняйте обстоятельно.

Ответить хотите – не шумите,

А только руку поднимите.

2. Актуализация знаний

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите о чем идет речь в стихотворении?

Слово делится на части,

Ах какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

На конце любого слова

Что – то долго ищет Вова

Изменяемая часть

С другим словом держит связь

Все же он его найдет

Даже в рамочку возьмет

Перед главной частью слова

Строго пишется она

И при помощи той части образуются слова.

После главной части слова

Обозначен уголком он

Его если заменить

Другое слово можно получить.

 - Так о чем же идет речь в стихотворении? (о частях слова: корень, приставка, окончание, суффикс)

- Молодцы, я рада, что вы усвоили материал прошлых уроков.

- Прочитайте фразу, написанную на доске:

Грызть гранит науки.

- Как вы понимаете смысл этой фразы?

- Вперед! Грызть гранит науки!

3. Постановка учебной задачи и цели урока.

  • Чистописание

- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочка по часовой стрелке, 4 – против.

- Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

- Откройте тетради, запишите

Двадцатое ноября.

Классная работа.

( Буквосочетания :ос (в), ва (н),  но (с))

- Посмотрите на буквосочетания.

- Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?

- Посмотрите ещё раз на буквосочетания.  Как  вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания?  (Из  них можно составить слово).

  • Объявление темы и цели урока

- Посмотрите какое же слово получилось?  (Основа)

- Кто может объяснить значение слова основа?

- Где мы можем найти информацию о значении слова?

- Откройте толковый словарь в  учебнике на с. 152 и найдите значение слова основа.

- Мы не нашли ответ в толковом словаре нашего учебника, что можно еще сделать?

- Правильно, информацию можно найти в интернете.

Что для этого нужно сделать?

- Правильно, введите в поисковую строку «значение слова основа» и нажмите «поиск»

- Прочитайте как дается толкование в словаре Ожегова.

Значение слова Основа по Ожегову:

Основа.  Продольные нити ткани, переплетающиеся с утком Spec

Основа.  Вся часть слова до окончания.

Основа. Источник, главное, на чем строится что-нибудь, является сущность чего-нибудь.

Основа. Исходные, главные положения чего-нибудь.

Основа. Опорная часть предмета; остов.

- Как вы думаете, какое значение подходит к нашему уроку?

- Кто из вас уже догадался, какая же тема урока? (Основа слова.)

- Если мы говорим: основа слова, что первое приходит на ум?

- Вторая часть темы? (Разбор слова по составу)

- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

4. Работа по теме урока

  • Словарная работа

Зеленые карточки (работа в парах)

 - Прочитайте  слова: основы, основной, основе, основать, основу, основа, основание, основой.  

Попробуйте разделить эти слова на две группы.

основа                                                               основа

основной                                                          основы

основание                                                        основе

основать                                                           основу

                                                                          основой

Проверка.

- Как делили на группы?

- Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными? (слова разные имеют схожесть значений)

  • Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.

- Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)

- Чем отличаются?

- Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.

- Вторую?

- Выделите окончания в словах.

- В словах какой группы это легче сделать? Почему?

- Сможете  выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.

- Что можете сказать об основах однокоренных слов?

- Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?

- Продолжите высказывания:

В однокоренных словах основы (одинаковы, различны).

В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).

Вывод повторяем несколько раз.

Физкультминутка

Часы

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

  • Работа с учебником

- Откройте учебник на с. 95, прочитайте правило что такое основа слова.

- Как же выделить основу слова?

- Молодцы!

- Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

Алгоритм анализа:

  1. Определяю окончание, для этого изменяю форму слова
  2. Выделяю основу
  3. Выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова
  4. Выделяю приставку
  5.  Выделяю суффикс

- Стр. 96, упражнение 180.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спина – прямая.

Коллективная проверка работы.

- Если кто-то случайно забыл алгоритм, где мы можем найти информацию? (памятка «Как разобрать слово по составу» с. 146)

- Упражнение 181 с. 96

(Пользуясь памяткой, разобрать по составу слова)

5. Итог урока

- Подведём итог нашей работы на уроке.

- Над какой темой работали?

- На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?

- Что заключено в основе слова?

- Что узнали о месте основы в слове?

- Где можете использовать полученные знания?

- Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:

Опора, фундамент у слова – основа.

В ней смысл заключён и понятно нам слово.

Приставка и суффикс к ней в гости приходят,

А корень живёт, никуда не уходит.

Выставление оценок

6.  Домашнее задание.

-Ребята, я хочу предложить вам на выбор два задания для домашней работы

1. Придумать и записать 7-10 слов, где присутствуют все части слова, разобрать слова по составу.

2. Упражнение 183 (с. 97).

7. Рефлексия

- Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание - первая буква алфавита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....