Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по профильному труду, 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс)

Зинченко Дарья Генадьевна

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области изучения. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud.docx48.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Профильному труду»  для   4 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе:

-примерной программы по Технологии основного общего образования;

            -авторской программы по технологии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2014г.

         Рабочая программа ориентирована на учебник «Ручной труд» 4 класс авт. Л.А. Кузнецова, Я.С.Симукова, -  М.: Просвещение, 2016.

Общие цели учебного предмета

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области изучения. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Изучение курса «Технология» направлено на достижение следующих целей:

- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Данная программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета у детей данной категории:

- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и интересами ребенка;

– начало формирования навыков внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), контроль, коррекцию и оценку;

– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать мнения, умение высказываться отвечая на вопросы и т. д.);

 первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментаминеукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

- формирование навыков работы с различными художественными материалами;

- развитие наглядно-образного, вербально-логического мышления детей с РАС.

В основе реализации адаптированной  программы   по учебному предмету «Технология» лежит системно -деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с ограниченными

- возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Содержание обучения включает программный материал оптимальной степени сложности, требующей от ученика достаточного интеллектуального напряжения, но безусловно доступный как по темпу, так и по характеру деятельности. Содержание предусматривает обогащение и систематизацию словаря, развитие речи средствами всех учебных дисциплин, обеспечивает формирование положительных мотиваций к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора, дополнительную подготовку к освоению родного языка и математики, знакомство с явлениями природы. Такое содержание дает возможность достаточно частого осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта, организации наблюдений природных явлений, родного слова, математических отношений и т. д.

Система педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ  в данной программе планируется  через:

- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимся с РАС с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для  обучающегося с РАС;

- профилактику и коррекцию социокультурной и школьной дезадаптации;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и динамики его психофизического развития;

- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с РАС, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- развитие и отработку средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

- педагогическую поддержка, направленную на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

-обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

- использование современных педагогических технологий:  игровой технологии, технологии сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектной технологии и приёмов коррекционно - развивающего обучения.

Коррекционная направленность выражается в формировании, развитии и коррекции  умений:

- Формирование: точности, скорости, координации, целостного образа об окружающей, действительности, пространственных представлений 

В формировании умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

- Развитие: восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений, ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, речи, мыслительной деятельности, положительных черт личности (коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты освоения обучающимися с РАС адаптированной программы по учебной дисциплине «Технология» оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.

Освоение адаптированной программы по учебной дисциплине «Технология» (вариант 9.1.), созданной на основе требований ФГОС НОО, обеспечивает достижение обучающимися с РАС трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные:

- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность  к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

- в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания  в собственной художественно-творческой деятельности;

- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные:

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

- формирование  мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;

- овладение  начальным уровнем  культуры пользования словарями.

Предметные:

- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений  о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

- в ценностно-эстетической сфере -  умения различать  и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных  в главных темах искусства, и отражение их в  собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса  к художественным традициям своего народа и других народов;

- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1: Аппликации. Простые поделки (13 ч)

Птичка-невеличка

Черепашка

Веселая гусеница

Деревенский пейзаж

Деревенский пейзаж

Дворцовая палата

Дворцовая палата

Машинка

Жар-птица

Ладошка- осьминог

Кот- на коврике

Раздел 2: Обрывные аппликации (15 ч)

Праздничный букет

Пестрая бабочка

Пестрая бабочка

Танцующий дельфин

Русские березы

Полосатый кот

Птичка из мозаики

Горный пейзаж из мозаики

Раздел 3: Объемные аппликации (5 ч)

Букет из роз

Рыбка

Цветы с четырьмя лепестками

Воздушный цветок

Божья коровка

Раздел 4: Аппликации из пластилина (30 ч)

Вишенка

Слоник

Мишка-Топтыжка

Зайка- Попрыгайка

Цыпленок

Котик Барсик

Поросенок

Божья коровка

Гусеница

Бабочка

Стрекоза

Рыбка

Лягушка

Зайчик сидит на травке

Цветочек в горшочке

Автомобиль

Замок

Буква алфавита

Раздел 5: Аппликации из всякой всячины (17 ч)

Снеговик

Зимнее дерево

Домик из спичек

Елочный шар

Стрекоза из фольги

Аквариум

Кружевное дерево

Овечки из ваты

Настольная улитка

Рыба из пуговиц

Раздел 6: Пластилин. Простые поделки(28 ч)

Колобок

Мышка- норушка

Задумчивый кот

Ежик

Морж

Грибы

Мишка

Веселая гусеница

Красавец- лебедь

Любопытный котенок

Божья коровка

Маленький жирафик

Робот Робин

Бабочки в небе

Букетик

Букетик

Радужный домик

Кораблик

Волшебная птица

Деревенский домик

Озеро

Раздел 7: Оригами (22 ч)

Корова

Заяц

Голубь

Пингвин

Собака

Краб

Рыба

Цветущие деревья

Деревенский пейзаж

Табличка на дверь

Живые часы

В краю магнолий.

Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей программы воспитания

основные модули программы

Модуль

воспитательной

программы

«Школьный урок»

Общее количество

часов

Контрольная

работа

Проект

1.

Раздел 1:

Аппликации.

Простые поделки

«День Учителя»

13

1

2.

Раздел 2:

Обрывные аппликации

«Интерактивные формы учебной деятельности»

15

3.

Раздел3: Объемные аппликации

«Интерактивные формы учебной деятельности»

5

4.

Раздел 4: Аппликации из пластилина

«День матери»

30

1

5.

Раздел 5: Аппликации из всякой всячины

«Интерактивные формы учебной деятельности»

17

6.

Раздел 6: Пластилин. Простые поделки

«День защитника Отечества».

«Международный женский день».

28

7.

Раздел 7: Оригами

«День космонавтики, Космос- это мы»

«День Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945»

22

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Домашнее задание

По

плану

По факту

Раздел 1: Аппликации. Простые поделки

1

Птичка-невеличка

1

01.09

Продолжить работу

2

Птичка-невеличка

1

02.09

Закончить работу

3

Черепашка

1

06.09

Закончить работу

4

Веселая гусеница

1

07.09

Закончить работу

5

Деревенский пейзаж

1

08.09

Продолжить работу

6

Деревенский пейзаж

1

09.09

Закончить работу

7

Дворцовая палата

1

13.09

Продолжить работу

8

Дворцовая палата

1

14.09

Закончить работу

9

Машинка

1

15.09

Закончить работу

10

Жар-птица

1

16.09

Закончить работу

11

Ладошка- осьминог

1

20.09

Закончить работу

12

Кот- на коврике

1

21.09

Продолжить работу

13

Кот- на коврике

1

22.09

Закончить работу

Раздел 2: Обрывные аппликации

14

Праздничный букет

1

23.09

Продолжить работу

15

Праздничный букет

27.09

Закончить работу

16

Пестрая бабочка

1

28.09

Продолжить работу

17

Пестрая бабочка

1

29.09

Закончить работу

18

Танцующий дельфин

1

30.09

Продолжить работу

19

Танцующий дельфин

1

4.10

Закончить работу

20

Русские березы

1

5.10

Продолжить работу

21

Русские березы

1

6.10

Закончить работу

22

Полосатый кот

1

7.10

Продолжить работу

23

Полосатый кот

1

11.10

Закончить работу

24

Птичка из мозаики

1

12.10

Продолжить работу

25

Птичка из мозаики

1

13.10

Закончить работу

26

Горный пейзаж из мозаики

1

14.10

Продолжить работу

27

Горный пейзаж из мозаики

1

18.10

Продолжить работу

28

Горный пейзаж из мозаики

1

19.10

Закончить работу

Раздел 3: Объемные аппликации

29

Букет из роз

1

20.10

Закончить работу

30

Рыбка

1

21.10

Закончить работу

31

Цветы с четырьмя лепестками

1

25.10

Закончить работу

32

Воздушный цветок

1

26.10

Закончить работу

33

Божья коровка

1

27.10

Закончить работу

1 четверть – 33 часа, к/р - 1

Раздел 4: Аппликации из пластилина

34

Вишенка

1

08.10

Продолжить работу

35

Вишенка

1

09.10

Закончить работу

36

Слоник

1

10.10

Продолжить работу

37

Слоник

1

11.10

Закончить работу

38

Мишка-Топтыжка

1

15.10

Продолжить работу

39

Мишка-Топтыжка

1

16.10

Закончить работу

40

Зайка- Попрыгайка

1

17.10

Продолжить работу

41

Зайка- Попрыгайка

1

18.10

Закончить работу

42

Цыпленок

1

22.10

Продолжить работу

43

Цыпленок

1

23.10

Закончить работу

44

Котик Барсик

1

    24.10

Закончить работу

45

Поросенок

1

25.10

Закончить работу

46

Божья коровка

1

29.10

Продолжить работу

47

Божья коровка

1

30.10

Закончить работу

48

Гусеница

1

01.12

Закончить работу

49

Бабочка

1

02.12

Продолжить работу

50

Бабочка

1

06.12

Закончить работу

51

Стрекоза

1

07.12

Продолжить работу

52

Стрекоза

1

08.12

Закончить работу

53

Рыбка

1

09.12

Закончить работу

54

Лягушка

1

13.12

Продолжить работу

55

Лягушка

1

14.12

Закончить работу

56

Зайчик сидит на травке

1

15.12

Продолжить работу

57

Зайчик сидит на травке

1

16.12

Закончить работу

58

Цветочек в горшочке

1

20.12

Закончить работу

59

Полугодовая контрольная работа

1

21.12

Закончить работу

60

Автомобиль

1

22.12

Закончить работу

61

Замок

1

23.12

Продолжить работу

62

Замок

1

27.12

Закончить работу

63

Буква алфавита

1

28.12

Закончить работу

2 четверть – 30 часов

Раздел 5: Аппликации из всякой всячины

64

Снеговик

1

10.01

Закончить работу

65

Зимнее дерево

1

11.01

Продолжить работу

66

Зимнее дерево

1

12.01

Закончить работу

67

Домик из спичек

1

13.01

Продолжить работу

68

Домик из спичек

1

17.01

Закончить работу

69

Елочный шар

1

18.01

Закончить работу

70

Стрекоза из фольги

1

19.01

Продолжить работу

71

Стрекоза из фольги

1

20.01

Закончить работу

72

Аквариум

1

24.01

Продолжить работу

73

Аквариум

1

25.01

Закончить работу

74

Кружевной замок

1

26.01

Продолжить работу

75

Кружевное дерево

1

27.01

Закончить работу

76

Овечки из ваты

1

31.01

Продолжить работу

77

Овечки из ваты

1

01.02

Закончить работу

78

Настольная улитка

1

02.02

Закончить работу

79

Рыба из пуговиц

1

03.02.

Продолжить работу

80

Рыба из пуговиц

07.02

Закончить работу

Раздел 6: Пластилин. Простые поделки

81

Колобок

1

08.02

Закончить работу

82

Мышка- норушка

1

09.02

Закончить работу

83

Задумчивый кот

1

10.02

Закончить работу

84

Ежик

1

14.02

Закончить работу

85

Морж

1

15.02

Закончить работу

86

Грибы

1

16.02

Закончить работу

87

Мишка

1

17.02

Закончить работу

88

Веселая гусеница

1

21.02

Закончить работу

89

Красавец- лебедь

1

22.02

Продолжить работу

90

Красавец- лебедь

1

24.02

Закончить работу

91

Любопытный котенок

1

28.02

Закончить работу

92

Божья коровка

1

01.03

Закончить работу

93

Маленький жирафик

1

02.03

Закончить работу

94

Робот Робин

1

03.03

Продолжить работу

95

Робот Робин

1

07.03

Закончить работу

96

Бабочки в небе

1

09.03

Продолжить работу

97

Бабочки в небе

1

10.03

Закончить работу

98

Букетик

1

14.03

Продолжить работу

99

Букетик

1

15.03

Закончить работу

100

Радужный домик

1

16.03

Продолжить работу

101

Радужный домик

1

17.03

Закончить работу

3 четверть- 38 часов

102

Кораблик

1

04.04

Закончить работу

103

Волшебная птица

1

05.04

Продолжить работу

104

Волшебная птица

1

06.04

Закончить работу

105

Деревенский домик

1

07.04

Продолжить работу

106

Деревенский домик

1

11.04

Закончить работу

107

Озеро

1

12.04

Продолжить работу

108

Озеро

1

13.04

Закончить работу

Раздел 7: Оригами

109

Корова

1

14.04

Продолжить работу

110

Корова

1

18.04

Закончить работу

111

Заяц

1

19.04

Продолжить работу

112

Заяц

1

20.04

Закончить работу

113

Голубь

1

21.04

Продолжить работу

114

Голубь

1

25.04

Закончить работу

115

Пингвин

1

26.04

Продолжить работу

116

Пингвин

1

27.04

Закончить работу

117

Собака

1

28.04

Продолжить работу

118

Собака

1

03.05

Закончить работу

119

Краб

1

04.05

Продолжить работу

120

Краб

1

05.05

Закончить работу

121

Рыба

1

10.05

Продолжить работу

122

Рыба

1

11.05

Закончить работу

123

Цветущие деревья

1

12.05

Продолжить работу

124

Цветущие деревья

1

16.05

Закончить работу

125

Деревенский пейзаж

1

17.05

Продолжить работу

126

Деревенский пейзаж

1

18.05

Закончить работу

127

Табличка на дверь

1

19.05

Закончить работу

128

Итоговый проект 

1

23.05

Закончить работу

129

Живые часы

1

24.05

Продолжить работу

130

В краю магнолий

1

25.05

Закончить работу

4 четверть – 29 часов, проект - 1

За год – 130 часов, к/р – 1 ч, проект - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование 4 класс (ОВЗ)

Адаптированная рабочая программа  и календарно- тематическое планирование для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллекту...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс

Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...

Адаптированная рабочая программа и календарно - тематическое планирование по литературному чтению, 2 класс

Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с З...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике, 2 класс

Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс

Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по технологии, 2 класс

Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по ручному труду, 4 класс

Обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с ...