Воспитательная система "Радуга"
рабочая программа (3 класс) по теме

Кирилюк Елена Николаевна

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий  собой  целостную  и упорядоченную  совокупность  взаимодействующих  компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система «Радуга»  разработана  с учётом основных положений государственных программных документов о модернизации и развитии образования и воспитания в Российской Федерации, соответствует нормативно-правовым требованиям российского законодательства об образовании.
   Является адаптированной, так как опирается на нормативные документы образовательного учреждения и рассчитана на использование реальных возможностей школы. Фундаментальными основами, положенными  в данную систему являются Программа развития воспитания в ОУ, воспитательная система «Твоё здоровье», Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитательная система «Радуга» предусматривает концентрическое построение воспитательного процесса с постепенным расширением объёмов понятий, обсуждением морально-этических проблем, формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Система воспитательной работы  «РАДУГА» разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования  воспитательной системы класса:  творческая мастерская «Давайте познакомимся», смотр-конкурс рисунков «Моя семья», социометрический эксперимент,  методика «Мультфильм о нашем классе», методики «Герб класса» и «Цветик – семицветик», смотр сочинений «Моя семья - чудесное место для жизни», игра «Путешествие в Волшебную страну», анкетирование  позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы  и представление  детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем  классном сообществе.
Таким образом, созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_raduga.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 5» города Курска

Воспитательная система

 

« РАДУГА»

3 класса Г

Составила: учитель начальных классов,

классный руководитель 3  класса Г,

Кирилюк Елена Николаевна.  

Курск

2011-2012

1.1     Пояснительная записка

Перед современным обществом остро встала проблема возрождения в образовании духовности, нравственности, гражданственности, патриотичности, православных традиций, культивирования здорового образа жизни. Это обусловлено целым рядом причин.

Святейший Патриарх всея Руси  сказал: «Мы живём сейчас в мире, где царит и господствует грех. Бесконечно умножились  соблазны… Людям навязывают страшный разврат по телевидению, в средствах массовой информации, в искусстве.   Происходит настоящее растление детей. Нужно что-то предпринять, чтобы  спасти их…»

И, действительно, жестокость, циничность, ненависть, зависть, развращённость, эгоизм детей  просто пугает. В наш словарный запас прочно вошли выражения «детская преступность» «детская проституция», «детская наркомания и алкоголизм» … А ведь дети – наше будущее,  и от того, какими они вырастут, зависит и то, какой завтра станет наша Россия – бездуховной пустыней или же возрождённой Святой Русью.

Главная проблема, перед которой оказалось Россия – это разложение и извращение исконных качеств русского (российского) человека: его воли, мышления, веры и совести; пустота и хаос в духовной жизни, появившиеся в обществе как результат отклонения от традиционных православных ценностей, забвения национальных традиций и сознательный уход от них в воспитании, замены этих традиций чуждыми нам западными образцами; утраты нравственных идеалов, отсутствие собственной национальной идеологии, искажение истории.

К сожалению, эти негативные факторы характерны и для обучающихся школы 1 ступени нашего ОУ, поэтому необходимость оказания младшим школьникам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях духовного кризиса – одна из причин создания данной воспитательной системы «РАДУГА».

В своей воспитательной системе я сделала акцент и на отечественные культурные  традиции и, прежде всего, культуру родного края.

Третьей причиной следует назвать снижение уровня  воспитанности обучающихся. Обращение к истории русских школ, примерам героизма русского народа, меценатству, благотворительности,  поможет преодолеть кризис, обогатить научно-педагогический потенциал российской школы.

Ещё одной причиной разработки системы воспитательного процесса, я считаю потерю семейных традиций. В условиях нового экономического строя многие родители основное время проводят на работе, своим детям они уделяют очень мало времени. Редкими стали беседы с детьми, литературные чтения в семейном кругу, посещение культурно – досуговых учреждений.

1.2 Место воспитательной системы в учебно - воспитательном процессе                                    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» города Курска_______

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий  собой  целостную  и упорядоченную  совокупность  взаимодействующих  компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система «Радуга»  разработана  с учётом основных положений государственных программных документов о модернизации и развитии образования и воспитания в Российской Федерации, соответствует нормативно-правовым требованиям российского законодательства об образовании.

  Воспитательная система «Радуга»  разработана с опорой на  методическую  тему  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Курска: «Формирование ЗОШ участников образовательного процесса в условиях реализации  ФГОС на разных ступенях обучения в разных видах деятельности: учебная, внеурочная,  досуговая, взаимодействие с семьёй» и является адаптированной, так как опирается на нормативные документы образовательного учреждения и рассчитана на использование реальных возможностей школы. Фундаментальными основами, положенными  в данную систему являются Программа развития воспитания в ОУ, воспитательная система «Твоё здоровье», Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитательная система «Радуга» предусматривает концентрическое построение воспитательного процесса с постепенным расширением объёмов понятий, обсуждением морально-этических проблем, формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Система воспитательной работы  «РАДУГА» разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования  воспитательной системы класса:  творческая мастерская «Давайте познакомимся», смотр-конкурс рисунков «Моя семья», социометрический эксперимент,  методика «Мультфильм о нашем классе», методики «Герб класса» и «Цветик – семицветик», смотр сочинений «Моя семья - чудесное место для жизни», игра «Путешествие в Волшебную страну», анкетирование  позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы  и представление  детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем  классном сообществе.

Таким образом, созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

1.3     Цели  и  задачи  адаптированной   программы  воспитательной   системы «РАДУГА»

Цели для перспективного развития коллектива:

- создание классным руководителем воспитательной среды, в которой  обучающийся способен осознать  себя частью классного коллектива.

  - развитие детского коллектива с навыками самоуправления;

- управление межличностным взаимодействием младших школьников друг с другом.

  - воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

 -  самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности;

 - сознательная постановка учащимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности, которая ведёт к сформированности  у обучающихся  мотивации к изменению себя и приобретению новых внутренних качеств.

- сделать идеальный образ выпускника школы I ступени.

Задачи, стоящие перед классным коллективом:

  1. Формирование доброжелательных отношений в коллективе, позитивное  общение участников воспитательного процесса на уровне «группа-коллектив», укрепление самоуправления.
  2. Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей,  развитие самостоятельности, формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
  3. Вовлечение каждого воспитуемого в дела класса,  коллективно-творческие дела, развитие у обучающихся инициативы, готовность взять на себя ответственность за выполнение дела.
  4. Внедрение здоровьесберегающих технологий, ведение систематической работы по формированию культуры здорового и безопасного  образа жизни,  физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
  5. Изучение традиций семьи, места  семьи в истории страны, семейных условий воспитания, привлечение родителей к делам классного коллектива, образовательного учреждения,  усиление взаимодействия семьи и школы.
  6. Систематизация работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию,  воспитание этики поведения, формирование основ морали, нравственного самосознания личности (совести); принятие воспитуемыми базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8.  Развитие  умений  и навыков умственного труда,  стимулирование интеллектуального  и  личностного  роста  обучающихся, развитие  творческого потенциала  личности младшего школьника.

9 .  Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду,             формирование      готовности участников воспитательного процесса к сознательному  выбору  профессии.

Пед. технологии

и методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Средства

Развивающее обучение

Все  предметы  учебного  плана

Олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия.

Факультатив  по «Основы православной культуры»

Модульная методика

Все  предметы  учебного  плана

Конференции, театральные  сценки, устные журналы,

творческие вечера

Исследовательские методы

Все  предметы  учебного  плана

Информационные часы

Кружок «Юные натуралисты»

Проектные
методы

Все  предметы  учебного  плана

Создание  портфолио  учащегося, буклетов, творческих проектов

КТД

Игровые
технологии

Все предметы учебного плана

Ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии, тренинги.

Кружки и спортивные секции

Групповые технологии

Все предметы учебного плана

Участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах

КТД, классные часы

Информационно-коммуникационные

Все  предметы  учебного  плана

Книга рекордов класса «Самый-самый», создание электронного портфолио, создание мультимедийных презентаций о жизни и досуге класса.

Занятия по теме

«Основы ИКТ»

Здоровье-

сберегающие
технологии

Все  предметы  учебного  плана

Физкультминутки, зрительная гимнастика,  подвижные игры во время перемен, прогулки на свежем воздухе,  неделя здоровья, спартакиады.

Спортивные секции.

10.  Стимулирование  психического  развития детей.

Дидактические принципы:

  1. принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  2. принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  3. принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  4. принцип высокой мотивированности  любого вида деятельности;
  5. принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  6. принцип нравственного обогащения  используемых в качестве средства видов деятельности;
  7. принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
  8. принцип самоактуализации;
  9. принцип выбора;
  10. принцип творчества и успеха;
  11. принцип доверия и поддержки.

1.5.    Основные направления и ценностные основы воспитательной системы

Слово «РАДУГА» имеет народную этимологию, образовалось в результате слияния слов «рай» и «дуга». Но дети уловили в этом слове корень, несущий значение «РАДОСТЬ, РАДОСТНЫЙ». В радуге семь цветов, так и в воспитательной системе класса  семь направлений по которым осуществляется развитие, воспитание и социализация  обучающихся:

РАДость  совместной  деятельности

РАДость  познания

 РАДость  стремления к физическому и духовно- нравственному совершенствованию

РАДость  творчества, созерцания прекрасного

РАДость  гармонии с природой

РАДость быть гражданином и патриотом своего края  и  Отечества.

РАДость  семейного счастья

№ п/п

Основные направления

Цели

1.

«Я – патриот и гражданин России»

(гражданско-патриотическое воспитание)

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и  обязанностям человека.

2.

«Школа человечности»

(духовно-нравственное воспитание)

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3.

«Я  и  мир вокруг меня»

(интеллектуальное развитие)

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4.

«Твоё здоровье»

(формирование ЗОЖ)

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5.

«В гармонии с природой и прекрасным»

(эколого – эстетическое)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Воспитание ценностного отношения  к  прекрасному,  формирование  эстетических потребностей, ценностей,  идеалов и чувств.

6.

«Я и моя семья»

      Формирование почтительного отношения  к родителям, отношение к семье как к основе российского общества, повышение педагогической культуры родителей.

7.

«Я и моя будущая профессия»

Развитие индивидуальности обучающихся, формирование стремления к сознательному выбору профессии,  маршрута обучения в профильном классе кадетов  пожарных - спасателей

1.6.     Содержание воспитательной системы «РАДУГА»

 

«Я – патриот и гражданин России»

(гражданско-патриотическое воспитание)

Задачи:

  1. Формировать ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, Конституции и законам РФ.
  2. Иметь элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве.
  3.  Знать о наиболее значимых страницах истории страны.

«Школа человечности»

(духовно-нравственное воспитание)

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.

В основе нравственного воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

Задачи:

  1. Помочь обучающимся осознать значимость моральных норм и правил нравственного поведения.
  2. Научить действовать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
  3. Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми,  взрослыми.

«Я  и  мир вокруг меня»

(интеллектуальное развитие)

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Интеллектуальное развитие  – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его интеллекта, познавательной активности и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Под умственным развитием человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни.

Интеллект – это совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Он проявляется:

в объеме, характере и содержании знаний;

в динамичности умственной деятельности (быстром или медленном ее темпе);

в критичности (способность оценить результат);

способности к обобщениям (широте ума);

в творческом познании и стремлении к нему;

в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении.

Средством интеллектуального воспитания является обучение. Социальное назначение знаний – это благо на пользу обществу.

Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные и психофизиологические особенности школьников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы.  При этом внедряются новые технологии воспитания, осуществляется дифференциация образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

«Твоё здоровье»

(формирование культуры здорового и безопасного образа жизни)

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – неотъемлемая составная часть воспитательной системы. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Воспитание также способствует выработке у обучающихся качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать  ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
  2. Иметь элементарные представления о важности нравственности в сохранении здоровья человека.
  3. Ознакомиться   с негативными влияниями компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  4. Использовать  личный  опыт  здоровьесберегающей  деятельности в повседневной жизни, для организации интеллектуального, физического труда.
  5. Воспитывать нравственные качества (смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность, ответственность, коллективизм);
  6. Формировать потребность в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  7. Развивать стремление быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
  8. Формировать гигиенические навыки.

«В гармонии с природой и прекрасным»

(эколого- эстетическое  воспитание)

Эколого - эстетическое воспитание – один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи:

  1. Формировать ценностное отношение к природе.
  2. Использовать первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
  3. Иметь элементарные знания  о нормах экологической этики.
  4. Накапливать личный опыт участия в экологических  инициативах, проектах, природоохранной деятельности в школе, по месту жительства.
  5. Формирование эстетических знаний;
  6. Воспитание эстетической культуры;
  7. Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  8. Формирование эстетического отношения к действительности;
  9. Развитие эстетических чувств;
  10. Приобщение человека  к прекрасному в жизни, природе, труде;
  11. Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  12. Формирование эстетического идеала;
  13. Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.

Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире.
  2. Развивать умение видеть красоту в поведении, поступках людей.
  3. Иметь элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
  4. Накапливать первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, фольклора  народов России.
  5. Накапливать первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельность.

«Я и моя семья»

Самое большое влияние на ребенка имеет его семья. Именно с семьёй должно идти осмысление целей и содержания воспитательной работы. Умелое стимулирование активности учащихся возможно только при совместной работе школы, семьи и общественности.

Задачи:

  1. Выработать систему совместной педагогической деятельности  семьи и школы.
  2. Содействовать родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.
  3. Воспитывать у детей интерес к семейным традициям, стимулировать  желание познакомиться с историей своей семьи, месте семьи  в истории страны.
  4. Формировать у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим.

 Формы педагогической работы с  семьёй:

  1. Организационно-педагогическая работа с родителями и общественными организациями;
  2. Педагогическое просвещение родителей и населения;
  3. Оказание индивидуальной помощи родителям в обучении и воспитании детей.

«Я и моя будущая профессия»

Задачи:

1) Развитие индивидуальности обучающихся.

2) Формирование стремления к сознательному выбору профессии,

3) Помощь в выборе  маршрута обучения в профильном классе кадетов  пожарных – спасателей (4класс – воспитанники кадетов).

1.7. Методы и формы воспитания

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

Воспитательная система «РАДУГА» построена на этой классификации.

Метод

Описание метода

Форма

Для формирования взглядов, понятий, установок используются

методы убеждения и самоубеждения.

Убеждение

Для реализации метода убеждения важно знать мнение детей по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод убеждения, надо  быть уверенными, что у детей достаточно знаний для логических  рассуждений о предмете убеждения.

- использование отрывков из различных литературных произведений,

 - исторические аналогии,

- библейские притчи, басни.

- дискуссии;

- беседы;

-  «круглый стол»;

- встречи с интересными людьми;

- час общения

Самоубеждение

Самоубеждение  – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс  взглядов на эту проблему. В основе этого формирования – логические  доказательства, схему которых составил сам ребенок.

- тренинги.

- диагностики.

- сюжетно-ролевые игры.

Методы стимулирования

Соревнование

Соревнование может быть организовано педагогом и может возникнуть стихийно. Педагог сам или совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников.

-  спортивные соревнования;

- конкурсы;

- викторины;

- КВН;

- интеллектуальные турниры;

- защита проектов;

- олимпиады

- мозговой штурм;


Поощрение

Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

- выражение положительной оценки;

- ценный подарок;

- медали;

- благодарность;

- диплом, грамота, кубок.

 

Наказание

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Недолжно применяться часто: крайний случай.

- решение ситуационных задач            

-  изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива;

- отмена участия в КТД;

-  выговор;

- педагогический консилиум;

- постановка на учёт.

Методы формирования сознания

Рассказ,

- объяснение, разъяснение,

 - лекция,

- этическая беседа,

-увещевание,

 -внушение,

- инструктаж,

-диспут,

-доклад,

 -пример

Просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей.

 Основной инструмент, источник убеждения — слово, сообщение, информация и обсуждение информации.

Создание эмоционального фона  для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии.

Классный руководитель  всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

 

- тематические вечера;

- беседы;

- мини-лекция;  

- работа в группах;

- игровые упражнения;  

- разработка проекта;

- интервью;

- инсценировка;

- тренинг;                    

- обучение «Равный - равному»;

-  акции и кампании;

- презентация;

- видеофильм;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение,

поручение, воспитывающие ситуации.

В отечественной педагогике организация деятельности воспитанников является ведущим методом воспитания.

- инсценирование;

-  сюжетно- ролевая игра;

- информационный бюллетень;

- сочинение;

- интервью;

- благотворительные акции;

- самоуправление;

- защита проектов;

- экскурсии;

- «круглый стол»

- урок творчества

Анализ деятельности и общения ребенка.

Мониторинг деятельности воспитуемого.

- индивидуальные формы воспитательной работы с обучаемыми;

- диагностика;

- мониторинг;

- портфолио.

Методы

Формы

1 уровень

( 1 класс)

Системно – деятельностный

подход

Беседа.

Классный  час.

Участие в интеллектуальных и спортивных конкурсах, КТД под руководством учителя.

  1. уровень
  1. - 3 класс)

Системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем

Участие в подготовке и проведении мероприятий, интеллектуальных и спортивных конкурсов под руководством классного руководителя.

  1. уровень

 (4 класс)

Системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем

Поисковый, исследовательский.

Исследовательские конференции по основным направлениям воспитательной системы (консультации классного руководителя).

1.8.  Планируемые  результаты  воспитательной  системы

Каждое из основных направлений

Каждое из основных направлений воспитательной системы  и социализации обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности.

Уровень

Особенности возрастной категории

Действия  педагога

1 уровень

( 1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний.

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность.

Педагог должен поддержать стремление ребёнка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию

2 уровень

(2-3 класс)

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество  в целом), не должны привести к исключению его из этой системы.

3уровень

(4класс)

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности.

Создание к 4 классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижение третьего уровня воспитательных результатов. Для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств.

  1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
  2. Ощущение себя равноправным членом общества.
  3. Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
  4. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
  5. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива.
  6. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
  7. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

1.9.   Сетевое  взаимодействие  

Воспитательной  система предусматривает сетевое взаимодействие  

- ОДЮСШОР Курской области;

- МОУ ДОД  «Дворец пионеров и школьников  города Курска»;

- Картинная  галерея  имени А. А. Дейнеки;

- Краеведческий музей;

- Планетарий;

- Городская  и областная  библиотеки;

- Кинотеатр «Юность»;

- Литературный музей;

- МОУ ДОД «Детский подростковый центр»;

- Центр  детского творчества;

- Эколого – биологическим  центр;

- Музей  пожарной охраны;

- Музей  юного защитника Отечества.

Эффективное внедрение в систему работы  ОУ  данных  программ направлены на формирование  духовно-нравственных ценностей, здоровья и здорового образа жизни.

1.10   Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Критерии  эффективности  воспитательной  системы  класса  следующие:

  1. сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  2. развитость креативных способностей учащихся;
  3. проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  4. сформированность классного коллектива.

Диагностики:

Исследование особенностей личности: 

  1. общие сведения;
  2. способности;
  3. уровень самооценки;
  4. темперамент;
  5. уровень учебной мотивации;
  6. иерархия ценностей
  7. уровень воспитанности.

Исследование межличностных отношений:

  1. социально-психологический климат в классе;
  2. уровень развития классного коллектива;
  3. социометрия

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

  1. методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
  2. модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
  3. методика «Герб класса»;
  4. социометрические методы;
  5. тест «Цветок настроения»;
  6. сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
  7. анкета «Я и моя школа»;
  8. творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества. 

Диагностика обучающихся 1-4 класса

Класс

Задачи

Формы диагностики

1 класс

Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности, которые помогут грамотно организовать взаимодействие с детьми.

Тест выявление иерархии ценностей учащихся, соотношения духовных и материальных ценностей.Б.Басса

2-3 класс

Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребёнка, его положения в системе личных взаимоотношений и класса(«звёзды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», пренебрегаемые»), а также   характер его отношения к школе.

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим».

Методика: «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев).

4 класс

Изучение самооценки детей младшего школьного возраста.

Методика «Оцени себя».

Результаты изучения ценностных установок учащихся начальных классов

(апрель 2009 – 2010 уч. г.)

Цель: выявление иерархии ценностей учащихся, соотношения духовных и материальных ценностей.

В исследовании приняли участие 25 учащихся  1 класса Г МОУ «Средняя школа № 5» г. Курска:

Детям предлагалось расставить слова в порядке значимости (важности) для себя:

Труд

Искусство

Друзья

Природа

Учение

Класс

Деньги

Семья

Одежда

Книги

Развлечения

Здоровье

Затем места каждой ценности всех учащихся класса суммировались, и определялась средняя иерархия ценностей класса.

Результат по классу за 2009-2010 учебный год  оформлен   в таблице (приложение), на основании которой была определена общая система ценностей обучающихся 1 г класса:

  1. 1 «Г» - развлечения, одежда преобладают над искусством;

Ценности

Труд

VІІ (6,8)

Искусство

ХІ (8,8)

Друзья

V (6,6)

Природа

VІІ (6,8)

Учение

ІІІ (4,9)

Класс

ІХ (7)

Деньги

ІV (6,4)

Семья

І (2,4)

Одежда

ХІІ (9,2)

Книги

VІ (6,7)

Развлечения

Х (8)

Здоровье

ІІ (2,7)

Вывод.

Видно, что у учащихся 1 Г  класса духовные ценности преобладают над материальными, но отмечается снижение важности такой ценности, как искусство.

Семья – здоровье – учение – деньги - друзья –книги – труд – класс – развлечения – искусство - одежда

                 

              Результаты изучения ценностных установок учащихся начальных классов

(май 2010-2011уч.г.)

Цель: выявление иерархии ценностей учащихся, соотношения духовных и материальных ценностей.

В исследовании приняли участие 25 учащихся  2 класса Г МОУ «Средняя школа № 5» г. Курска:

Ценности

Труд

VІ (6,4)

Искусство

IХ (8,3)

Друзья

V (5,3)

Природа

VІІ (7,1)

Учение

ІІІ (4,3)

Класс

ІV (5,1)

Деньги

ХІ (9,5)

Семья

І (1,4)

Одежда

ХІІ (9,7)

Книги

VІІІ (7,9)

Развлечения

Х  (8,4)

Здоровье

ІІ (2,6)

2 «Г» - искусство важнее, чем развлечение.

Семья, здоровье, учение, класс, друзья, труд, природа, книги, искусство, развлечения,  деньги, одежда.

Вывод.

Таким образом, по сравнению с 2009 -2010 учебного года наблюдается положительная тенденция  в развитии  иерархии ценностей уч-ся 2 Г класса.

Результаты изучения ценностных установок учащихся начальных классов

(декабрь  2011-2012 уч.г.)

Ценности

Труд

VІІ (7,3)

Искусство

ІХ (8,1)

Друзья

ІV (5,6)

Природа

VІ (7,1)

Учение

ІІІ (4,7)

Класс

VІІІ (7,9)

Деньги

ХІ (10)

Семья

ІІ (1,7)

Одежда

Х (9,3)

Книги

V (6,9)

Развлечения

ХІІ (11,9)    

Здоровье

І (1,6)

3 «Г»

Здоровье, семья, учение, друзья, книги, природа,  труд, класс, искусство одежда,  деньги, развлечения.

Вывод.

Ученики 3 Г класса на первые места выдвигают здоровье, семью  и учение. Повысился интерес к книгам, материальные ценности остаются на последнем месте.

Методика: «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев).

Коллектив 3 класса Г, по результатам диагностики,  находятся на третьем этапе развития, соответствующем группе – «кооперации».

Это достаточно организованные и сплоченные группы. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.

Для повышения активности обучающихся в классных делах, реализации интересов, привлечении  родителей к совместной деятельности организовано ученическое самоуправление в классе.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В 3 КЛАССЕ Г

Совет Волшебников

(классное собрание)

Повелители Знаний

Повелители Силы

Главный Магистр

Повелители Радости и Веселья

Помощники

Главного  Магистра

Повелители

Доброты и Милосердия.

Повелители четырёх стихий: Воздуха, Воды, Земли, Огня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....