Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». Золотое правило нравственности.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) по теме

Романовская Ольга Вячеславовна

Цель урока: создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого в выстраивании межличностных отношений.

Задачи.

Личностные:

·      развивать этические чувства как результат  морального поведения;

·      знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;

·      учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других  

     людей.

Метапредметные:

·      формировать умение высказывать суждения;

·      учить осуществлять поиск и обработку информации.

Предметные:

·      знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в

     выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·      формирование первоначальных представлений о этике;

·      учить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pravilo_nravstvennosti.docx753.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль  «Основы светской этики».

Золотое правило нравственности.

Класс: 4

Тема: «Золотое правило нравственности»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого в выстраивании межличностных отношений.

Задачи.

Личностные:

  • развивать этические чувства как результат  морального поведения;
  • знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
  • учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других  

     людей.

Метапредметные:

  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации.

Предметные:

  • знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в

     выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о этике;
  • учить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.

Оборудование урока:

  • учебное пособие «Основы светской этики 4-5» автор А.Я.Данилюк
  • мультимедиа
  • раздаточный материал: карточки, схемы-опоры, силуэты.

Основные понятия урока:

 социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, золотое правило нравственности, взаимопонимание, дружба.

Предварительная подготовка:

  • подбор текстового материала
  • создание презентации
  • подготовка раздаточного материала для групповой работы

Методы:

  • частично-поисковый
  • проблемно-диалогический
  • деятельный

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая
  • работа в парах

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организация урока.

Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2.Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

3.Целеполагание.

Цель:        выявление        места        и

причины        затруднения,

формулирование темы и цели урока.

4.«Открытие» новых знаний.

Цель:        построение проекта

выхода из затруднения.

5.Первичное закрепление.

Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием.

6.Самостоятельная работа.

Цель:        закрепление        нового

способа действий, рефлексия достижения цели.

7.        Домашнее задание.

Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания.

8.         Рефлексия. Итог урока.

Цель:        осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Предлагает задания по изученному        материалу, содержание        которых соотносится с новой темой.

Создаёт        проблемную

ситуацию. Организует поисковую работу. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует        обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила.

Организует        работу        по закреплению нового знания. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону.

Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями,        создаёт ситуацию        выбора, вариативность. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону.

Даёт вариативное дом. задание. Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания.

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности,самоуважения.

Проявление        интереса к материалу изучения. Включение        в учебную деятельность.

Демонстрируют        знания,

умения в ходе выполнения заданий.

Вступают в диалог с учителем. Выполняют задания. Выявляют, осознают и проговаривают проблему. Формулируют учебную проблему (ставят цель).

Предлагают свои версии, формулируют        выводы

наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию.

Выполняют работу в парах. Называют правило, на которое опирались.

Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку.

Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку.

Обсуждение. Восприятие сведений.

Анализируют        деятельность:

обобщают, делают выводы. Самоанализ,        самооценка

деятельности.

Ход учебного занятия

Этап урока

Содержание

I. Организация урока.

Мотивация к учебной деятельности.

II.Актуализация опорных знаний.

Фиксирование индивидуального внимания в проблемном учебном действии. Готовность к принятию решений учебных и познавательных задач.

III. Целеполагание.

Фиксирование затруднений в пробном учебном действии. Определять и формулировать цель деятельности. Четкое выражение своих мыслей.

Постановка проблемы.

Работа в парах.

IV. «Открытие» новых

знаний.

Работа в группах.

Физкультминутка.

V.Первичное закрепление

Выразительное чтение текстов

VI. Самостоятельная работа.

VII. Итог урока.

VIII. Рефлексия.

Домашнее задание.

У: Нам предстоит серьезная работа. Для этого в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

       Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи!(хлопок в ладоши).

У: Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (на доске). Как вы это понимаете?

Д: Мы совершаем поступки, оцениваем их с позиций добра и зла, приобретаем новые знания.

У: Наши знания - это богатство, которое мы накапливаем и храним, а когда необходимо, используем. На сегодняшнем уроке вам как раз и понадобятся накопленные знания.

(Слайд №1)

«Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

У: Эпиграф сегодняшнего урока - высказывание Бернарда Шоу.

       Проанализируем цитату и поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире.

Д: Взаимное уважение, понимание, сочувствие, сострадание, толерантность, согласие, мир сосуществование.

У: Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке?

Д: Как жить в мире (в обществе) людей?

У: Постараемся найти ответ.

У: Прослушаем фрагмент диалога отца и сына (чтение по ролям). (Слайд №2)

−Пап! - сказал Илюша. - Мне тут приятель много интересного про охоту на медведя рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников»?

−И не жалко тебе будет зверушек убивать? - спросил папа. - Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных» запишитесь.

−Я что-то совсем запутался в этих «обществах»! Ты говорил об одном обществе или о разных?

−Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный.

У: Что же такое «общество»! (Слайд №3)

Д: Группа людей с общими интересами.

У: Назовите синонимы этого слова Д: Совокупность, круг людей, социум, объединение.

У: Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат ДРУГ Другу» то ...

Д: Может возникнуть «конфликт».

У: Синонимы...

Д: Разногласие, столкновение.

У: Как вы понимаете, что такое «компромисс»?

Д: Попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться. Синоним ... соглашение.

У: Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете?

Д: Положительные: радость, удовольствие, восхищение, восторг. (Слайд № 4)

На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо».

У: Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас?

Д:        Отрицательные:        раздражение,        недовольство, возмущение,

негодование.

(Слайд № 5)

На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо».

У: Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили?

Д: Музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.

У: Какую цель урока определяет это противоречие?

Д: Оценка уже совершённых поступков и тех, которые только намереваются совершить. (Слайд №6).

У: Что и кто помогает человеку оценивать их поступки? (Слайд №7) 

Д: Внутренний голос, другие люди.

У: А какие понятия регулируют отношения людей в обществе.

(Покажете стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамочках).

У: Мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её. Навредить человеку или простить его. Человек делает выбор между добром и злом.

       Сейчас вы по группам напишите несколько важных правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку.

Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты.

У: Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.

У: Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения?

Д: Мораль (нравственные нормы поведения).

У: Молодцы! Назовите синоним морали.

Д: Нравственность.

У: Назовите качества нравственного человека, который живёт в нашем обществе:

 добрый                                злой

честный                                бессовестный

добросовестный                    лживый

трудолюбивый                    грубый

вежливый                                безответственный

справедливый                                жестокий

внимательный

У: Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте сформулировать одно, но самое важное правило.

Д: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

Физкультурная пауза «Морские волны». (Слайд №8)

Команда «Штиль» - все замирают.

«Волны» - дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1 -ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся. «Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, друг за другом. Опять команда «Штиль».

У: Так, к сожалению, и в реальной жизни: то штиль, то шторм, и человеку необходимо балансировать, чтобы достойно разрешать в любые жизненные ситуаций, оставаться честным прежде всего перед самим собой.

(Слайд №9)

У: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило (на доске).

Д:        Золотое        правило, потому что прилагательное золотой

употребляется в переносном значении.

У: Какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

Д: Мы говорим о правилах поведения среди людей, об их нравственном выборе.

У: Исходя из ваших гипотез, как звучит тема сегодняшнего урока?

Д: «Золотое правило нравственности». (Слайд №10)

У: Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». (Слад №11)

Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» (Слайд №12)

Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Слайд №13)

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

Самостоятельное чтение статьи по учебному пособию на стр. 42-43.

У: По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы:

+ «знаю»

V «совершенно новая информация»

? «не понял»

= «знал, но забыл»

У: Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.

У: Почему появилось золотое правило?

Д: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.

У: Чему учат эти правила?

Д: Быть добрым. Творить добро в жизни.

Д: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

Д: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

Д: Учат правильно жить.

У: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. (Слайд №14)

У: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи.

(Слайд №15)

1.         Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.

2.        Каково будет мне, если со мной так поступят?

3.        Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

У: Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д.

У: Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Как люди выстраивают свои отношения?

Игра «У кого доводов больше?»

Игра «Какой Я?».

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

У: Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

У: Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

У: Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков. А для того, чтобы красных кружочков было больше, нужно работать над собой, а именно:...

(Слайд №16).

Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...